Цель: Обобщение знаний о правилах переноса слов.
Задачи:
- Формировать умение переносить слова с учетом особенности слогов.
- Развивать у детей орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, память.
- Воспитывать любовь к родному языку, трудолюбие.
Ход урока
I. Организационный этап.
Дан звонок –
Начинается урок.
Тут загадки и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаю вам удачи
За работу, в добрый час!
– Откройте тетради.
Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от Вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь!
– К нам на урок пришел один гость, кто это? (Показ отрывка из мультфильма “Незнайка в солнечном городе”.)
– Незнайка вчера пропустил урок и не узнал три тайны русского языка. Мы ему поможем открыть их. Поэтому девизом нашего урока станет фраза:
Все тайное становится явным.
(Надпись на листе бумаги.)
II. Минутка чистописания.
1. На доске ЛОШАДКА с буквами: О, е, Н, Ш и т.д.
Букву, написание которой мы будем сегодня повторять, нам загадал Незнайка. Она является “лишней” в данном ряду букв.
– На какие группы можно разделить все оставшиеся буквы?
2. На доске запись: Ннаб, Ннвг, …
– Определи порядок написания букв в цепочке.
– Напиши данную цепочку в предложенной последовательности.
Но прежде проведем пальчиковую гимнастику.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.
Крепкие и дружные,
Все такие нужные.
Тише, тише, не шумите,
Наши пальцы не будите.
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
(Дети у кого это задание вызвало затруднение, поднимают карточку с грустным человечком.)
Ннаб, Ннвг, Ннде, Ннеж, Ннзи.
Нн+ следующие буквы в алфавите.
3 уровень – запись указанных в тетради букв: Ннаб, Ннвг
– Запишите число, классная работа.
III. Словарно-орфографическая работа.
1. Игра “Найди общую букву”. (Н). Задание Незнайки.
– Пока Незнайка нес нам слова, он потерял самые важные буквы.
К . рандаш, п . нал, м . шина, д . журный.
Задания.
1-й уровень.
– Запишите слова в тетради, подчеркните все гласные в словах. Какое “лишнее” слово? (пенал). Подчеркните его.
2-й уровень.
– Спишите слова в тетрадь, подчеркните “потерянный” безударный гласный, написание, которого необходимо запомнить.
Проверка:
– Почему пенал “лишнее” слово? (2 слога.)
– Сколько гласных, сколько слогов?
Вывод: Сколько гласных, столько и слогов.
2. Работа над развитием речи со словарными словами.
Составление предложения со словарным словом пенал. (Устно.)
IV. Закрепление пройденного материала.
– Незнайка часто спешил, не доводил начатого до конца и очень часто ошибался. Друзья – коротышки над ним смеялись, а, слушая его, говорили, что такого не бывает.
Игра “Так бывает?”
1. – Незнайка написал предложение со словом пенал, допустив ошибку. Найдите ее.
Карандаш положу в пен-ал.
– Какую вы нашли ошибку?
– Как можно перенести слово? Запишите правильно предложение.
Слуховой диктант.
Проверка. Ученики меняются тетрадями.
Чтобы еще лучше закрепить правило, послушай-ка Незнайка стихотворение – игру.
(Стихотворение читает подготовленный ученик.)
Я сейчас расскажу,
Как слова переношу:
Зима – зи – ма,
Пожар – по – жар,
Коза – ко – за,
Комар – ко – мар.
Здесь порядок очень строгий,
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам.
– Первую тайну письма мы открыли Незнайке.
(Учитель спрашивает у Незнайки.)
– Запомнил Незнайка это правило? (Запомнил.)
– Давайте, ребята, это проверим. Вы поможете Незнайке.
(К доске выходит ученик.)
Задание.
– Вот тебе слова, раздели их для переноса.
Дуб, лист, гриб, куст.
Незнайка делит их. Ду-б, ли-ст, г-риб, ку-ст.
– Правильно, ребята? (Нет.)
– Почему? Поможем Незнайке узнать еще одну тайну.
– Слова из 1-го слога не переносятся, одна буква не остается на строке и не переносится.
– А вы как думаете, ребята, какую оценку получит Незнайка? (Показывают рожицы недовольного человечка.)
Задание.
– Измените слова так, чтобы их можно было перенести.
Образец: Дуб – ду-бы. (по карточкам)
1-й уровень.
Дуб – ду-бы.
Лист – _____________.
Гриб – _____________.
Куст – _____________.
2-й уровень.
Дубы – ду-бы.
Листы – __________.
Грибы – __________.
Кусты – __________.
V. Физкультминутка.
Учитель называет слова. Если слово можно перенести, поднимайте руки вверх, если нельзя перенести, то приседайте.
Бук-вы, сло-во, звук, пись-мо, кни-га, слог, пе-ре-нос , кни-га.
Игра “Закончи слово” с мячом.
– Я буду произносить начало слова, а вы догадайтесь и произнесите последний слог. Подсказки на доске.
Озе-ро, ел-ка, э-таж, о-бед, у-жин, жа-ра.
VI. Работа по учебнику. Перенос слов. Стр.105, упр.10.
– На какую тему я говорила слова на физкультминутке?
– А теперь попробуйте сами разделить слова для переноса по книге -учебнику.
– Спиши слова, разделяя их для переноса. Подчеркните слова, которые нельзя перенести.
Карточки-помощники для учеников 3 уровня. На карточках написаны слова по слогам.
О-зе-ро, ел-ка, э-таж, о-бед, у-жин, конь, жа-ра, сон, жар, шар, сор, сыр, сок.
VII. Итог урока.
1. Работа в группах..
Каждая группа получает карточку с одним из случаев переноса слов.
Задача: сформулировать и озвучить правила переноса слов.
3-й уровень | 1–2-й уровень |
Ре-бя-та; Пас-тух; Сол-ныш-ко. Вывод: Слова переносятся по слогам. |
Ася – яма; Ава-рия; Яго-да. Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву. |
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
2. Вывод.
– Какие “тайны” переноса слов мы раскрыли?
– Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.
Если вы считаете, что усвоили тему на “отлично”, покажите улыбающегося человечка.
Если где – то в чем – то не уверены, то покажите задумчивого человечка.
Дома расскажите, о чем узнали на уроке.
VIII. Д/з.
Стр.106, упр.14.