Программа дополнительного образования по окружающему миру

Разделы: Начальная школа


Программа курса «Увлекательное путешествие по странам и континентам» создана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в которых отмечено, что одним из приоритетных направлений работы образовательного учреждения является формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Данная программа сформирована с учётом особенностей содержания, целей и задач первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения и связана  с освоением обучающимися новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном  признании и самовыражении.

Программа курса «Удивительное путешествие по странам и континентам» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

В основе реализации данного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам воспитания  российского гражданина на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального мирового сообщества.

Цель курса:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности в условиях культурного и конфессионального многообразия мирового сообществ;
  • осознание ребёнка себя как члена общества и государства (самоопре-деление своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её культуре и истории, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, толерантности, уважения к истории, культуре и традициям  народов разных  стран мира.

Задачи курса:

  • познакомить обучающихся с коренным населением континентов, их устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством , играми, а также культурным наследием народов различных стран и континентов (памятниками истории, культуры, природы);
  • познакомить с представителями флоры и фауны различных континентов как наиболее распространённых, так и редких и исчезающих видов;
  • сформировать представления о географических картах и глобусе и умение работать с ними: показывать материки и океаны, находить и определять географические объекты с помощью условных знаков;
  • подвести к осознанию своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей;
  • сформировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • обучить основам экологической грамотности, элементарным правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормам здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Программа курса «Увлекательное путешествие по странам и континентам» рассчитана на 4 года (1 – 4 класс), 34 ч в год, 1 раз в неделю.

Программа разделена на модули:

1-й год обучения:

  • 1-й модуль – «Путешествие Лучика по Африке» (5 ч.);
  • 2-й модуль – «Путешествие Лучика по Европе» (6 ч.);
  • 3-й модуль – «Лучик в Азии» (6 ч.);
  • 4-й модуль – «Лучик в Америке» (9 ч.);
  • 5-й модуль – «Лучик в Австралии» (6 ч.).

2-й год обучения:

  • 1-й модуль – «Африка. Флора и фауна Африки» (7 ч.);
  • 2-й модуль – «Европа. Флора и фауна» (6 ч.);
  • 3-й модуль – «Азия. Флора и фауна» (6 ч.);
  • 4-й модуль – «Америка. Флора и фауна Америки» (6 ч.);
  • 5-й модуль – «Австралия. Флора и фауна Австралии» (6 ч.);
  • 6-й модуль – «Антарктида. Флора и фауна Антарктиды» (3 ч.).

3-й год обучения:

  •    1-й модуль – «Чудеса «чёрного» континента» (9 ч.);
  •    2-й модуль – «Восточная сказка» (8 ч.);
  •    3-й модуль – «По следам древних цивилизаций» (5 ч.);
  •    4-й модуль – «Культурное наследие Европы» (12 ч.).

4-й год обучения:

  • 1-й модуль – «География России» (8 ч.);
  • 2-й модуль – «Растительный и животный мир России» (8 ч.);
  • 3-й модуль – «Население России» (17 ч.).

К концу 1-го года обучения обучающиеся должны:

1. Знать названия материков и их коренное население.
2. Уметь различать представителей разных континентов по их характерным внешним признакам, национальным костюмам.
3. Иметь представление о культуре и традициях народов мира (сказки, мифы, легенды; декоративно-прикладное творчество).
4. Воспринимать на слух фольклорные произведения, отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.
5. Находить отличия сказок народов мира от русских народных сказок.
6. Знать игры народов разных континентов и уметь в них играть.
7. Освоить правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками и здоровьесберегающего поведения в социальной среде.
8. Уважительно относиться к истории и культуре всех народов Земли, основываясь на понимании и принятии базовых общечеловеческих ценностей.

К концу 2-го года обучения обучающиеся должны:

1. Уметь работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой), показывать материки и океаны.
2. Уметь находить географические объекты на физической карте с помощью условных знаков и определять их названия.
3. Различать представителей растительного и животного мира и места их обитания, уметь раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека.
4. Уметь составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному.
5. Уметь различать правильные и неправильные формы поведения в природе, оценивать их  с точки зрения природоохранности.
6. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний и обсуждать полученные сведения.

К концу 3-го года обучения обучающиеся должны:

1. Уметь устанавливать взаимосвязь народного искусства с традициями народа и окружающей природой.
2. Иметь представление о наиболее ярких культурах мира, представляющих разные народы и разные эпохи.  
3. Уметь составить рассказ об объекте культуры, выразить своё  отношение к нему, принять участие в обсуждении.

К концу 4-го года обучения обучающиеся должны:

1.  Находить и показывать на карте территорию Российской Федерации, её государственную границу, крупные города с населением более 1 млн. человек.
2.  Уметь различать разные формы земной поверхности, находить на физической карте равнины, горы, водоёмы и определять их названия.
3.  Описывать климат, особенности растительного и животного мира разных природных зон территории России.
4.  Знать наиболее многочисленные нации и народности РФ, их культуру, традиции, праздники.
5.  Знать наиболее известных исследователей России.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3