Технологическая карта по физике. 6-й класс

Разделы: Физика

Класс: 6


Тема урока Цели   урока

 

Содержание учебного материала Учащиеся должны знать Учащиеся должны уметь Оборудование Дом. задание
1. Механические явления

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2. Механическое движение. Путь. Время.  Скорость.

3. Решение задач на расчёт пути, времени, скорости.

4. Отсительрость движения.

5. Звук.

  • осуществить глубокую мотивацию изучения физики;
  • продолжить формирование знаний о природе, её изменениях (явлениях ), об изучении физических явлений с помощью наблюдений и опытов;
  • познакомить с некоторыми понятиями, которыми  оперирует физика, оборудованием, которым пользуются при изучении физики;
  • раскрыть роль физики в развитии техники и роли техники в повышении производительности труда и улучшении условий жизни человека.
Механическое движение.
Виды механического движения:движение по окружности, колебательное движение, прямолинейное, криволинейное движение, вращательное  движение.
Траектория, путь.
Приборы измерения время, скорости.
Методы нахождения пути, времени, скорости.
Относительность механического движения.
Наблюдение относительности движения.
Источники звука.
Громкость звука, высота звука, свойства звука.
Скорость звука.Эхо.
Понятия: механическое движение, траектория, путь, скорость, колебательное движение.

Приборы измеtрения v, s, t. Буквы обозначения, единицы измерения.

Формулы:
S = v * t,
V = s/t,
T = s/v.

Определения:
S, v, t. Источники звука, громкость звука;
скорость звука, свойства звука. Эхо.

Отличать виды механического движения,  приводить примеры различных мех. Движений, отличать путь и траекторию, правильно записывать V, S, T.
Сравнивать тела с различными скоростями.
Находить: S, V, T.
Пользоваться формулами:
S = V * T, V = S/T, T = S/V.
Анализировать результаты.
Приводить примеры колеблющихся тел. Пользоваться таблицей «Скорость звука в различных средах».
Тележка, измерительная лента, часы.
Брусок, лист бумаги. Камертон.
С.74-76.
таб с примерами

С.74-78

С.79-80
ВОПРОСЫ

С.81-82

2. Тепловые явления

1. Тепловое расширение

2. Плавление и отвердевание.

3. Испарение и конденсация.

4. Теплопередача,  с/р. «тепловые явления».

  • обеспечить усвоение учащимися знаний о тепловых явлениях;
  • создать у учащихся наглядные представленяо процессах испарения, плавления, конденсации, кристаллизации;
  • формировать у учащихся ряд новых физических  понятий, связанных с описанием тепловых явлений;
  • способствовать формированию у учащихся чувство собственного достоинства, побуждая их к самообразованию  путём чтения интересных отрывков из книг, журналов и ссылок на них;
  • содействовать развитию у школьников познавательного интереса на примерах применения теплопередачи и испарения.
При нагревание объём и длина тела увеличивается, а при остывании уменьшается.
Явления плавления и испарения и процессы обратные им.
От чего зависит температура плавления.
Роса. Туман.
Определения: плавления и отвердевания, испарения и конденсации, температуры кипения, теплопередача.
От чего зависит теплопроводность.
Характеристики теплового расширения(при нагревание объём тела и его длина увеличиваются, а при охлаждении длина и объём  уменьшаются)
Приводить примеры теплового расширения, плавления и отвердевания тел, испарения и конденсации, теплопередачи в разных веществах и объяснять их. Пользоваться таблицей для нахождения температуры плавления и отвердевания Оборудование для демонстрации теплового расширения в твёрдых телах (шарик и кольцо), жидкостях (пробирка с жидкостью), газах.
Парафиновая свеча, спиртовка.
Пипетка, спирт, вода.
Металлический стержень с гвоздями, пробирка с жидкостью
С. 84
Задание на с.84

с.85 задание с. 86

С. 88-90
Задание на с.90

 

С. 91-92

3. Электромагнитные явления

1. Электрический ток. Источники  тока.

2. Напряжение. Электрические цепи.

3. Сборка электрических
цепей

4. Последовательное  и параллельное соединение.

5. Лабораторная работа «Последовательное
и параллельное соединение»

6. Электромагниты и их применение. Действия электрического тока.

  • познакомить с электрическими явлениями, основными понятиями приборами;
  • обеспечить усвоение учащимися знаний об электрических явлениях;
  • ввести фундаментальные понятия: электрический ток, сила тока, напряжение;
  • объяснить особенность электризации трением;
  • способствовать формированию у школьников: ряда практических умений и навыков, связанных со сборкой электрических цепей строго соблюдая меры предосторожности;
  • содействовать развитию у школьников познавательного интереса на примерах применения проводников в технике и промышленности.
Электрический ток. Сила тока. Ампер.Амперметр. Проводники и не проводники.

ВОЛЬТ, вольтметр,
Электрические цепи. Обозначение электрических приборов.

Виды соединений (последовательное, параллельное) цепей. Их особенности.

Тепловое,  химическое, магнитное действие электрического тока

Определение  электрического тока.
Обозначение силы тока и напряжения, их единицы измерения, приборы необходимые для их измерения (амперметр и вольтметр),  правило их включения в цепь.
Виды соединений и их особенности.
Действия электрического тока, где используется в быту и технике.
Находить цену деления приборов (амперметра и вольтметра), включать их в цепь, пользуясь правилами параллельного и последовательного соединения.
Собирать электрические цепи, пользоваться обозначениями электрических приборов, снимать показания с приборов с учётом цены деления.одить примеры действия электрического тока.
Источник тока, амперметр, вольтметр.
Электрические приборы (лампочка, звонок, резистр), проводники, ключ.
Прибор для демонстрации электрической диссоциации.
С.93-95
Задание на с.95

С. 96-97
Задание на с. 97

С. 98-101
Задание на с. 101

С. 102-105

1. Свет и тень

2. Зеркала и их применение.

3. Преломление света.
Лаб. раб. «Наблюдение за преломлением света»

4. Линзы.
Лаб. раб. «Измерение фокусного расстояния линзы»

 Оптические приборы. Глаз. Очки.

6. Цвет

7. К\р «Электромагнитные и световые явления»

  • познакомить учащихся со световыми явлениями, особенностями законов прямолинейного распространения, отражения и преломления света; их использованием в природе и технике;
  • сформировать у учащихся ряд новых физических понятий, связанных с описанием световых  явлений;
  • продолжить формирование научного мировоззрения учащихся при изучении оптических явлений;
  • способствовать формированию  у школьников умений сравнивать физические явления и их характеристики, применять полученные знания в знакомых и новых условиях.
Свет.
Световые приборы, свойства света: прямолинейность, преломление и отражение света.
Солнечные и лунные затмения.
Образование тени. Зеркала и их применение.
Виды зеркал (плоские, выпуклые, вогнутые).  Мнимое и действительное изображение. Построение изображений. Оптичуские приборы их применение, особенности строения. Глаз,  как оптическая система. Дальнозоркость близорукость.
Сложное строение белого света. Разложение по цветам.Радуга
Свойства света (прямолинейность, преломление, отражение).  Как и почему возникают солнечные и лунные затмения.
Виды зеркал.
Понятия: угол падения, угол преломления, падающий луч, преломлённый луч.Линзы. Виды линз. Фокус, фокусное расстояние оптическая ось.
Обозначение: фокуса (F), оптической силы. Единицы измерения фокуса (м.), и оптической силы (дпрт).
Строение оптическихприборов. Способы исправления дальнозоркости и близорукости.
Составляющие белого света.
Объяснять образование тени,  солнечные и лунные затмения.
Отличать зеркала по виду, строить изображения, читать построения.
Отличать линзы по виду, пользоваться формулой: Д=1\f.
Рассказывать пользуясь плакатом строение глаза. Исправлять дефекты зрения с помощью очков.
Объяснять расцветку тел
Источники света. Экран. Зеркала (плоские, выпуклые, вогнутые). Стеклянная призма с параллельными гранями. Линзы (выпуклые, вогнутые). С. 106-109
Зад. на с. 107. С.111

С. 112-113

С.114-115

С. 116-117

С. 118-119
Зад. на с. 119

Человек и природа

1. Астрономия. Карта звёздного неба.

2. Солнце.

3. Луна.

Земля – место обитания человека.

1. Литосфера. Мантия. Ядро.Гидросфера.

2. Атмосфера. Барометры.

3. Влажность. Гигрометры и психрометры.

  • познакомить учащихся с новой наукой – астрономией;
  • способствовать усвоению учащимися основных понятий астрономии;
  • способствовать формированию у школьников умений сравнивать физичиские явления
    на планетах;
  • познакомить  учащихся со строением земли,  с характеристиками  слоёв земли;
  • возникновение воздухоплавания и караблестроением;
  • познакомить с приборами для измерения атмосферного давления, влажности, устройством этих приборов;
  • продолжить формирование научного мировоззрения учащихся при изучении особенностей строения земли.
Наука астрономия.
Что изучает астрономия.
Астрономические приборы.
Созвездия.
Солнце – самая близкая к земле звезда. Солнечная система.
Луна – естественный спутник земли. Фазы луны.
Строение Земли. Исследование Земли и морских глубин.
Атмосфера. Атмосферное давление.
Закон Паскаля.
Барометры, гигрометры, психрометры.
Нормальное атмосферное давление.
Насыщенный пар.
Относительная влажность воздуха.
Что изучает астрономия. Основные созвездия.
Солнечную систему: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Фазы луны.
Строение земной поверхности. Закон Паскаля.
Атмосферное давление.
Устройство: барометров, гигрометров, психрометров.Нормальное атмосферное давление Относительная влажность.
Находить созвездия на звёздном небе.
Отличать фазы луны.
Объяснять устройство автопоилки.
Рассказывать пользуясь плакатом об устройстве барометра, психрометра, гигрометра.
Уметь пользоваться барометром, психрометром.
Карта звёздного неба.
Жидкостный манометр.
Металлический барометр, психрометр
С. 137-141

С. 142-143

С. 145-150

С. 151-154

Человек дополняет природу

1. Механизмы.
Л/р. «Знакомство с рычагом»

2. Механическая работа.
Л/р. «Вычисление механической работы».

3. Энергия.

4. Тепловые двигатели.

5. Автоматика в нашей жизни.

6. Итоговая к/р.

  • сформировать представление о работе,  кинетической и потенциальной энергии,  простых механизмах их использование в быту и технике;
  • показать объективность проявления законов физики в работе машин  и механизмов,  учёт  и использование этих законов в практической деятельности человека.
Простые механизмы.
Блок подвижный и не подвижный.
Выигрыш в силе.
Работа,  Джоуль.
Работа сил.
Все тела обладают энергией.
Кинетическая и потенциальная энергия.
Зависимость кинетической энергии от скорости и массы, зависимость потенциальной энергии от высоты..
Источники энергии.
Паровая машина Ползунова, ДВС, электростанции (паровая турбина, водяная турбина.
Устройство рычага, блоков.Какой из блоков даёт выигрыш в силе.
Обозначение работы (А), формула работы (А = f * s).
Энергия. От каких величин зависит кинетическая и потенциальная энергия. Источники энергии.
Определение тепловой машины. Устройство ДВС, принцип действия паровой  и водяной турбины.
Отличать подвижный блок от неподвижного, уметь пользоваться рычагом, объяснять полученные результаты.
Пользоваться формулой
А = f * s.
Объяснять зависимость кинетической и потенциальной энергии, работу ДВС  пользуясь моделью.
Рычаг, штатив, грузы, динамометр, подвижный и неподвижный блоки.
Измерительная лента.
Брусок, модель ДВС
С. 151-154

С. 157-159

С. 160-161