Цели:
- повторить и проверить навыки перехода из одной системы счисления в другую;
- познакомить с правилами сложения и умножения в двоичной системе счисления.
Задачи
– образовательные:
- научить выполнять сложение, вычитание и умножение в двоичной системе счисления;
- сформировать умения и навыки в использовании стандартного программного приложения ОС Windows “Калькулятор”;
– развивающие:
- развитие познавательных умений (выделять главное, вести конспект);
- развитие умений учебного труда: умения работать в должном темпе;
- развивать вычислительные навыки;
- расширять кругозор учащихся;
– воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к учебному труду, внимательность, аккуратность, самостоятельность.
Требования к знаниям и умениям:
Уч-ся должны знать:
– формы записи чисел;
– алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую.
– правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления.
Уч-ся должны уметь:
– записывать числа в свернутой и развернутой формах.
– переводить числа из одной системы счисления в другую.
– выполнять сложение и умножение в двоичной системе счисления.
– использовать программу “Калькулятор” для перевода чисел из одной системы счисления в другую, выполнять арифметические операции.
Оборудование:
Программное обеспечение
: ОС Microsoft Windows XP, приложение “Калькулятор”.Дидактическое обеспечение
: карточки с заданиями.Структура урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приложение 1- Проверка класса на готовность к уроку.
- Сообщение темы, цели и хода урока.
II. Проверка домашнего задания.
III. Повторение.
1) Слайд 2. Ответить на вопросы:
- Что такое система счисления? (Это знаковая система, в которой числа записываются по определённым правилам, с помощью знаков некоторого алфавита.)
- На какие две группы делятся системы счисления? (Позиционные и непозиционные.)
- Чем отличаются позиционные системы счисления от непозиционных? (В позиционных системах счисления значение цифры зависит от ее положения в числе, а в непозиционных – нет.)
- Какие формы записи чисел в позиционных системах счисления вы знаете? (Свернутая форма и развернутая форма записи числа.)
- Слайд 3. В какой форме представлено число
5 * 102 + 4 * 101 + 3 * 100 + 6 * 10-1 + 2 * 10-2 (Развернутой.)
- В какой системе счисления представлено это число? (Десятичной.)
- Назовите это число в свернутой форме (543,62)
- Слайд 4. Дано число в двоичной системе счисления 11102, назовите его развернутую форму (1 * 23 + 1 * 22 + 1 * 21 + 0 * 20)
- Для чего нам необходимо знать способ записи числа в развернутой форме (Для перевода числа из системы счисления с произвольным основанием в десятичную систему счисления.)
- Слайд 5. Назовите алгоритм перевода числа в десятичную систему счисления.
- Как перевести десятичное число в систему счисления с произвольным основанием?
Слайд 6. Давайте теперь проверим, как вы умеете применять свои знания на практике. Учащиеся работают по карточкам. (Приложение 2):
- Карточка № 1:
- Перевести число 43 в 2-ую, 8-ую, 16-ую систему счисления. 4310 = 1010112; 4310 = 538 ; 4310 = 2В16.
- Перевести числа 10012, 1458, 2С16 в десятичную систему счисления. (1101,12)*
- Перевести число 46 в 2-ую, 8-ую; 16-ую систему счисления. 4610=1011102, 4610=568, 4610=2Е16
- Перевести числа 10112, 1368, 4В16 в десятичную систему счисления. (1100,12)*
Выполните самопроверку с помощью приложения Калькулятор.
Запуск: Пуск – Программы – Стандартные – Калькулятор
Команда: Вид – Инженерный.
Слайд 7. А теперь давайте с вами немного поиграем, проведем
эстафету “Художники” (Приложение 3).
Откройте с помощью программы Paint файл Раскраска (файл находится в вашей
папке Рисунок 1 и Рисунок 2). Перед вами картинка с номерами в десятичной
системе счисления.
Задание:
раскрасить рисунок соответствующим цветом.
100 – ЗЕЛЕНЫЙ
101 – ГОЛУБОЙ
110 – КРАСНЫЙ
111 – ЖЕЛТЫЙ
1000 – КОРИЧНЕВЫЙ
1001 – ЧЕРНЫЙ
Для учащихся, справившихся быстро с этим заданием, можно выдать карточки со следующим заданием:
“Считай, не зевай”(Приложение 4).
Выполнить следующие арифметические действия:
- Количество цифр в двоичной системе счисления сложить с количеством бит в одном байте.
- Результат умножить на десятичное число, которое в двоичной системе счисления записывается: 1002.
- К полученному результату прибавить отличную школьную оценку.
- Ответ перевести в двоичную систему счисления и представить жюри.
Оценивается правильность и скорость выполнения задания
Ответ:
(2 + 8) * 4 + 5 = 45
4510 = 1011012.
Слайд 8. Физкультминутка
“Раз-два – потянулись,
Три-четыре – все прогнулись,
Пять-шесть – наклонились,
А теперь все распрямились.И снова:
Раз-два – потянулись,
Три-четыре – все прогнулись,
Пять-шесть – тихо сесть”
Слайд 9. А теперь давайте выполним все вместе следующее задание: 111012 + 2410. Ответ записать в двоичной системе счисления.
Обсуждаем с учащимися способ решения данного примера, сначала перевести число 111012 в десятичную систему счисления, затем сложить со вторым числом, полученный результат перевести в двоичную систему счисления.
Как вы считаете, можно ли выполнить это же действие другим способом? Обсуждаем с ребятами способ сложения в двоичной системе счисления.
IV. Объяснение новой темы:
1.
Слайд 10. Сложение. В основе сложения чисел в двоичной системе лежит таблица сложения одноразрядных двоичных чисел.
0 + 0 = 0 0 + 1 = 1 1 + 0 = 1 1 + 1 = 10 |
Важно обратить внимание на то, что при сложении двух единиц происходит переполнение разряда и производится перенос в старший разряд. Переполнение разряда наступает тогда, когда величина числа становится равной или большей основания системы счисления, для двоичной системы счисления – большей или равной 2. |
Примеры у доски (1112 + 112; 1012 + 1012)
2. Слайд 12. Вычитание. В основе умножения чисел в двоичной системе лежит таблица умножения одноразрядных двоичных чисел.
0 – 0 = 0 |
Вычитание многоразрядных двоичных чисел осуществляется в соответствии с этой таблицей, единица занимается из более старшего разряда. |
Примеры у доски (111012 – 1102; 110012 – 11002)
3.
Слайд 14. Умножение. В основе умножения чисел в двоичной системе лежит таблица умножения одноразрядных двоичных чисел.0 · 0 = 0 0 · 1 = 0 1 · 0 = 0 1 · 1 = 1 |
Умножение многоразрядных двоичных чисел
осуществляется в соответствии с этой таблицей по обычной схеме, которую вы применяете в десятичной системе с последовательным умножением множимого на очередную цифру множителя. |
Примеры у доски (1112 * 102; 1102 * 112)
V.
Слайд 16. Закрепление (учащиеся решают в тетради и у доски)10110 + 101 [11011] 10101 + 1011 [100000] |
1001 – 11[110] 10101 – 1011 [1010] |
1001 . 11
[11011]
101 . 101 [11001] |
Выполните самопроверку с помощью приложения Калькулятор.
Слайд 18. РЕЗЕРВ: Найдите сумму чисел 1010112 + 3810, ответ запишите в двоичной системе счисления.
VI. Постановка домашнего задания:
дома повторить правила перехода из одной системы счисления в другую, правила сложения, вычитания и умножения двоичных чисел.Карточка для домашнего задания (Приложение 5).
Вычислить: 10101 + 1101 = |
Вычислить: 10111 + 1011 = |
VII. Подведение итогов:
Выставление оценок за урок.