Цели:
Учебно-воспитательные задачи: показать, что география населения– одна из главных ветвей экономической и социальной географии, выявить закономерности динамики численности мирового населения, сформировать понятие “естественное движение населения” и представление об особенностях его динамики, понятие “демографическая политика”, совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.
Ценностный компонент урока: человек – высшая ценность.
– Почему тема “Население” изучается раньше, чем хозяйство?
– Разместите на доске таблички с понятиями “Природа”, “Население”,
“Хозяйство” в правильной последовательности. Объясните предложенную вами
последовательность.
– Назовите тему, которую мы изучаем. (Население России.)
– Что такое демография?
– Что значит термин “социальный”.
– В результате какого процесса можно установить численность населения любой
страны?
– Что называется естественным приростом?
– Напишите формулу естественного прироста населения
– Чему равен естественный прирост РФ?
Рассчитайте Е в Павловском Посаде!
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Р = 793 | Р = 813 | Р = 806 | Р = 882 | Р = 881 |
С = 1584 | С = 1678 | С = 1798 | С = 1752 | С = 1803 |
Е = ? | Е = ? | Е = ? | Е = ? | Е = ? |
Вывод?
Дома вы должны были провести исследование по выявлению демографических данных ваших семей. Одним из показателей являлось анализ количества детей у ваших предков. Пожалуйста!
Выступления детей.
Выступление: мы провели социологический опрос нашего класса по вопросу, кто сколько хочет иметь детей в семье в будущем и обработали данные. Получилось, что
1-го ребенка хотят иметь – 4 человека.
2-х детей – 16 человек.
3-х детей – 2 человека.
Вопрос: даст ли такое положение прирост населения для страны?
– Что делать? (Заслушать мнения детей.)
“Не уж – то тот день на планету придет
В своем безнадежном исходе,
Тот день, когда будет не русский народ,
А память о русском народе”.
(Н. Доризо)
– На что влияет отрицательный естественный прирост? (На уменьшение численности населения.) Как он еще называется? (Убыль, кризис, депопуляция.)
Поднимите руки те, кто хочет иметь только одного ребенка?
Что конкретно, Вера, волнует тебя?
Другим важным демографическим показателем является показатель продолжительности жизни населения. В учебнике на стр. 138 назовите ожидаемую продолжительность жизни мужчин и женщин. Посчитайте разницу. Что бросается в глаза? (Разница в 12 лет – самый большой разрыв в мире.)
Какие страны лидеры в мире по этому показателю?
Вы должны были подготовить статистику по вашим семьям по этому показателю. (Выступления детей.)
От чего зависит продолжительность жизни?
В последнее время ООН и другие международные организации при определении качества жизни населения страны главное внимание обращают на состояние его здоровья, которое напрямую зависит от уровня здравоохранения, общего уровня жизни.
Показатель младенческой смертности в РФ.
Россия – 10,1 (6 ч/1000 – Росстат).
Павловский Посад.
смертность | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
1584 (8) | 1678 (10) | 1799 (5) | 1752 (12) | 1803 (12) |
Вывод!
Были ли в ваших семьях подобные примеры младенческой смертности?
Лидерство России в народонаселении (в мире).
1 м. – по числу абортов 913 тыс. в день.
2 м. – по числу разводов.
Павловский Посад.
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
брак | 640 | 630 | 727 | 636 | 591 |
расторжение | 344 | 394 | 405 | 371 | 410 |
..Залог семейного счастья в доброте, откровенности,
отзывчивости...
Золя Э.
Семья начинается с детей.
100 м. – по продолжительности жизни.
У нас самый низкий естественный прирост, самая большая убыль населения. Из развитых стран самая высокая детская смертность. Появилось новое демографическое понятие “Русский крест”. (стр. 134.)
Россия – многонациональная страна.
– Сколько поживает в РФ народов и национальностей? (Около 160.)
Школа – это государство в миниатюре. Нас тоже не обошла эта проблема.
Мы провели еще одно исследование. Сообщение о национальности класса
Саша, тебе слово.
Лена Сазикова создала флаг 8А класса, на котором отобразила нашу многонациональность.
Наша истинная национальность – человек.
Уэллс Герберт
Для человека национальность –
и не заслуга,
и не вина.
Если в стране
утверждают иначе,
значит,
несчастна эта страна!
А есть ли у нас будущее? Конечно! Вы – наше будущее!
Моя родословная.
Два мира живут по соседству,
Один – называется детство,
И в нем не по дням , по часам
Растешь ты на радость всем нам!
* *