Взаимосвязанное обучение аудированию, чтению и разговорной речи

Разделы: Иностранные языки


Научить детей говорить на иностранном языке – трудная задача. Ведь и на родном языке они теряют навык говорения, так как проводят большую часть времени в социальных сетях и за телевизором. Поэтому, сегодня как никогда остро стоит вопрос об обучении именно говорению.

В данной статье рассматривается вопрос о том, как на основе аудирования и чтрения происходит обучение говорению.

Обучение происходит в четыре этапа:

На первом этапе вводятся новые слова или понятия (не более 5), понимание которых осуществляется с помощью жестов, мимики, языка тела, если необходимо, используются иллюстрации и даже перевод. По мере введения слова записываются на доску в столбик. Далее учитель несколько раз их произносит, просит произнести их учащихся: хором, по цепочке, индивидуально. Затем учащимся предлагается сыграть в игру. По команде «закрыть глаза» ученики закрывают глаза, а учитель в этот момент стирает одно слово. Задача учащихся назвать все слова, которые изначально были на доске. Игра продолжается до тех пор, пока доска не будет чистой, а ученики хором называют все слова. Таким образом, учащиеся читают слова, слышат их и проговаривают все вместе. Данный прием помогает слабым или застенчивым ученикам активно работать на уроке.

Второй прием, который можно использовать на данном этапе – вопросы из личного опыта учащихся. То есть, с помощью изученных слов, учитель задает учащимся вопросы. Ответы на вопросы используются для составления утвердительных или отрицательных предложений, которые ученики услышат впоследствии в рассказе учителя. Цель учителя на данном этапе – обеспечить как можно большее количество повторений слов в контексте. Это закладывает основу для узнавания новых слов и предложений в рассказе.

Сколько раз необходимо повторить новые понятия, чтобы ребенок их запомнил? Если мы говорим о чужом языке, то не менее – 30. Не стоит пугаться такого на первый взгляд большого количества повторений. Ведь если вдуматься первые два приема уже обеспечили 20 повторений.

Необходимое для запоминания количество повторений достигается за счет использования так называемых «круговых» вопросов. Учитель приводит утверждение и затем задает круг вопросов, ограниченных данным утверждением. Выходить за грани этой информации нельзя.

Первый вопрос: общий вопрос, на который учащиеся отвечают «Да». Этим вопросом учитель практически полностью повторяет свое утверждение.

Второй вопрос альтернативный (добавляем выбор)

Третий требует ответа «Нет».

Четвертый – специальный, ответ на который полностью повторяет первоначальное утверждение учителя.

Например: Джон учится в школе.

Джон учится в школе? – да

Джон учится в школе или в колледже? – в школе

Джон учится в колледже? – нет

Где учится Джон? (полностью) – Джон учится в школе.

Итак, на первом этапе с помощь многократного повторения, мы научились понимать на слух и узнавать в потоке речи новые слова. Но наша главная цель – используя эти слова, научить пересказывать и говорить.

На втором этапе обучающиеся многократно слышат новые фразы в рассказе учителя. Учитель сопровождает свой рассказ мимикой, жестами и иллюстрациями, чтобы сделать его максимально понятным. Этот рассказ обычно короткий, простой и интересный.

Действие рассказа обычно происходит в 3х разных ситуациях, в которых главный герой решает одну и ту же проблему. Таким образом, за время рассказа новые слова используются несколько раз в разных ситуациях.

Джон учится в школе. Сейчас он на уроке. Джону звонит мама. Джон не может ответить.

Джон учится в школе. Сейчас он у доски. Джону звонит мама. Джон не может ответить.

Джон учится в школе. Сейчас перемена. Джону звонит мама. Джон может ответить. Джон говорит с мамой.

Следует обратить внимание, что задача учителя, чтобы каждый даже самый слабый ученик понял, о чем говориться в рассказе. Но ведь не всякий поднимет руку и скажет, мне здесь не понятно. Поэтому, можно заранее договориться с учащимися об определенном жесте. С помощью этого жеста ученик, который не понимает значения того или иного предложения может остановить рассказ учителя. А учитель в свою очередь разными способами делает эту часть рассказа понятной. Он может выписать предложение на доску, и попросить сильного ученика перевести.

Данный этап развивает навык аудирования, и закладывает основу для дальнейшей работы.

Эти упражнения были без опоры на текст. А ведь как известно, проще научиться пересказывать, опираясь на зрительное восприятие текста.

Поэтому, учащимся предлагается, используя сюжетные картинки, восстановить хронологию событий рассказа. С обратной стороны каждая картинка подписана. Таким образом, составляется краткий пересказ.

На третьем этапе обучающимся дается письменный текст, отличный от предыдущего рассказа, но содержащий те же слова и выражения. Можно предложить такую форму работы: учащиеся по очереди вслух читают, а пара ребят инсценируют его без слов.

И наконец, самый сложный, но при этом основной 4-й этап.

Здесь учитель просит детей рассказать прочитанную историю от своего имени, добавив что-то свое. Предыдущие этапы подготовили учащихся к данному заданию, поэтому особых трудностей оно уже не вызывает.