"Вечер веселых и смекалистых" в 6-м классе

Разделы: Внеклассная работа


Внеклассные мероприятия по предмету не только углубляют и расширяют знания, полученные на уроке, но и формируют познавательный интерес школьников. Содержание таких мероприятий и формы их организации должны быть интересны учащимся, приносить им полное удовлетворение, вызывая у них все больший интерес к предмету.

Во внеклассной работе выполнению этого требования содействуют элементы занимательности, которые необходимы для здорового отдыха, хорошего настроения, жизнерадостной деятельности. Но главной задачей внеклассной работы по математике ставится не только развлечение школьника, а развитие и совершенствование его личности.

Среди различных форм внеклассной работы по математике особое место занимают математические вечера и веселые турниры .Для некоторых ребят такие турниры становятся началом большого пути в математику. Задорные состязания содействуют сплочению коллектива учащихся , укреплению их дружбы. В школе появляются новые художники и поэты, становится больше веселых , остроумных, общительных людей.

Цель: – развитие логического мышления, находчивости, сообразительности, памяти, оригинальности и гибкости мышления. Воспитание выдержки, терпения, заинтересованности к математике.

Вступление. Тем, кто учит математику, тем, кто учится математике, тем, кто любит математику, тем, кто еще не знает, что может полюбить математику, наша игра посвящается. (Презентация.) (Слайд 1)

Ход мероприятия

Мероприятие проводят учащиеся 8–10 классов:

– 2 ученика – ведущие;
– 1 ученик – работает на компьютере;
– 6 учеников – члены жюри.

Текст между ведущими делится по абзацам (возможны и другие варианты по их желанию).
Все мероприятие сопровождается презентацией Power Point

Ведущий 1:

Вас приветствуем, друзья,
И шлем Вам пожеланье:
Побольше думать в этот раз,
И приложить все знания.

Без конца твердят нам в школе:
"Математика важна".
На заводе, в классе, в поле
Математика нужна.

Ведущий 2:

В институт ли поступаешь,
Идешь работать на завод,
Коль математику не знаешь,
От ворот Вам поворот.

Ведущий 1:

Без математики наука,
Как без воды усталый путник.
Математика важна.
Математика нужна.

О, Математика, нам в марафоне помоги!
И скуку, лень быстрее прогони,
Сегодня мы соревнованье проведем,
Итак, друзья, скорей начнем!

Ведущий 1:

Ребята, сегодня мы вас пригласили на необычное соревнование по математике. Этот праздник мы подготовили для тех, кто учит математику, и тех, кто учит математике. Для тех, кто ее любит, и тех, для кого математика – не самый любимый предмет. Я заметил(а), что географию мы учим с 6 класса, физику – с 7 класса, химию – с 8 класса, а математику – с детского сада. Почему так?

Ведущий 2: Разве ты не знаешь, что “Математику уже за то учить надо, что она ум в порядок приводит”. Об этом говорил еще великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. А наш современник Алексей Иванович Маркушевич, автор многих учебников по математике, писал: “Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели”.

А теперь мы хотим представить участников игры:
Команда А
команда Б
болельщики,
а так же и родители, которые пришли поддержать своих детей.

Вечер начинается торжественно. Под музыку и аплодисменты входят команды.

I. Конкурс приветствий. (Слайд 2)

Команда А .

Этот турнир ждали мы
По нему стосковались мы
Дружно будем задачи решать –
Мы хотим математику знать
Как же нам не веселиться
Не сеяться, не шутить
Ведь сегодня на турнире
Мы решили победить

Команда В.

Сегодняшний турнир мы выиграть хотим
И просто вам победу не дадим
Придется попотеть и постараться
За каждое очко мы будем драться
Смекалку мы проявим и отвагу
И просим разгадать сию бумагу
А если вдруг не повезет –
Победа всех когда-нибудь найдет

Пока команды трудятся ведущие представляют жюри.

II. Разминка. (Слайд 3)

Вопросы для 1-ой команды.

  1. Как называется сотая часть числа? (Процент.)
  2. Как найти неизвестное делимое? (Частное разделить на делитель.)
  3. Наименьшее натуральное число. (1)
  4. Можно ли при умножении чисел получить нуль? (Да.)
  5. 32 = 9, 42 = 16, а чему равен угол в квадрате? (90о)
  6. Единица измерения скорости на море. (Узел.)
  7. Sкв. = 49 см2. Чему равен его периметр? (28 см.)
  8. Чему равна сумма чисел от -200 до 200? (0)
  9. Какие цифры употребляются в десятичной системе счисления? (Арабские.)
  10. Чему равен объем 1 кг воды? (1 л.)
  11. Какую часть часа составляют 20 мин? (1/3)
  12. Какой знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получилось число большее 2 и меньшее 3? (,)
  13. Как найти неизвестное слагаемое? (из S – 2-е слаг.)
  14. Как называется натуральное число, имеющее более 2-х делителей? (Составное.)
  15. НОД взаимно простых чисел? (1)
  16. Французский математик, который ввел координатную прямую? (Декарт.)
  17. Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности? (Масштаб.)
  18. Число, определяющее положение точки на прямой? (Координата.)
  19. Прибор для измерения углов? (Транспортир.)
  20. На сколь нужно разделить 2 чтобы получилось 4? (1/2)

Вопросы для 2-ой команды.

  1. 1% от 1 рубля. (1 коп.)
  2. Как найти неизвестное вычитаемое? (Из уменьшаемого вычесть разность.)
  3. Назовите наибольшее отрицательное целое число. (-1)
  4. Можно ли при делении чисел получить нуль? (Да.)
  5. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит на двух ногах? (3 кг.)
  6. Чему равен 1 пуд? (16 кг.)
  7. Периметр прямоугольника равен 64 см. Чему равна сторона квадрата с тем же периметром? (16 см.)
  8. Разделите 100 на половину. (100 : ½ = 200)
  9. Каким словом обозначался миллион в Древней Руси? (Тьма.)
  10. Чему равна ¼ часа? (15 мин.)
  11. Чему равна масса 1 м3 воды? (1 кг.)
  12. К натуральному числу справа приписали 3 нуля. Во сколько раз увеличилось число? (в 1000)
  13. Как найти неизвестный множитель? (Произведение разделить на известный множитель.)
  14. Как называется натуральное число, делящееся без остатка на 2? (Четное.)
  15. 5 * 5 = 25, 6 * 6 = 36, 7 * 7 =? (49)
  16. Деление числителя и знаменателя дроби на их общий делитель, отличный от нуля? (Сокращение.)
  17. Отрезок, соединяющий точку на окружности с ее центром? (R)
  18. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками? (Противоположные.)
  19. Величина, равная самому числу для положительных чисел и нуля, и противоположному числу для отрицательных чисел? (Модуль.)
  20. Прибор для построения окружности? (Циркуль.)

III. Разгадай ребус.

Команды обмениваются ребусами , заготовленными на больших ватманах.

Листы вывешиваются на доске. (Слайд 4)

IV. Веселая рыбалка. (Слайд 5)

 На столе-“озере” разбросаны в разных местах рыбки вырезанные из бумаги .К каждой рыбке скрепками прикреплена задача. Ребята должны удочкой поймать рыбку (к ней прикреплена нить с магнитом). Ловцы не видят рыбки с их стороны протянута занавеска.

Вопросы:

  1. Спутник Земли делает один оборот за 1 ч. 40 мин., а другой оборот за 100 мин. Как это объяснить? (1ч. 40мин.=100 мин.)
  2. Какой знак надо поставить между двумя двойками, чтобы получилось число больше двух , но меньше трех. (Запятую 2,2.)
  3. Арбуз весит 2 кг и еще 2/3 арбуза .Какова масса всего арбуза. (6 кг.)
  4. Продавец получил для продажи несколько пачек конвертов по 100 конвертов в пачке.10 конвертов он отсчитывает за 10 секунд За сколько секунд он отсчитает 60 конвертов?, 90 конвертов?
  5. Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Как он это называет? (+ – * /)
  6. Что на Руси раньше называли " ломаными числами"? (Дроби.)
  7. Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
  8. О какой науке Цицерон сказал: " Греки изучали ее, чтобы познать мир, а римляне -для того, чтобы измерять земельные участки".
  9. Летописец сообщает, что строительство Успенского Собора в Кремле велось "в кружало и а правило". К помощи каких инструментов прибегли мастера? (Циркуль и линейка.)
  10. Почему в Египте строители пирамид использовали веревку с 12 узелками? (Образ. прямоугольный треугольник со сторонами 3, 4, 5.)

V. Слушай одновременно нескольких. (Слайд 6)

Двое говорят одновременно два разных слова , и представители команд должны различить , кто какие слова сказал. Затем трое говорят одновременно три разных слова , следом четыре слова и т.д. Выигрывает тот , кто различил больше слов.

Например : 1) круг,луч
2) умножение, циркуль, треугольник и т.д.

VI. Каждой руке-свое дело. (Слайд 7)

Играющим дают лист бумаги, и в каждую руку по карандашу .Задание: левой рукой начертить три треугольника, правой 3 окружности.

VII. Отгадай слово. (Слайд 8)

За 3 минуты командам необходимо переставить буквы так, чтобы из них получился математический термин.

Например, вам дан следующий набор букв:
СОНВАРЕТНЕВ. (Немного подождать.)
После перестановки получится слово: НЕРАВЕНСТВО.
Задание ясно? (Ждем ответа.)
Начали!

Первое задание: ДАРТВАК (квадрат)

Второе задание: КОРУЛЬТЕГИН (треугольник)
Третье задание: АТРОДОКИНА (координати)
Подводим итоги

Ведущие: А кто отгадает, чей конкурс будет сейчас?
Конкурс капитанов.

VIII. Конкурс капитанов. (Слайд 9)

Просьба подойти к нам капитанов команд.

1. Мы зададим вам несколько вопросов. Кто первый дает правильный ответ, получает один балл. Не забывайте поднять руку. Готовы? Начали.

(После каждого ответа ведущий называет, капитан какой команды дал правильный ответ.)

1) Тройка лошадей пробежала 30 километров. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км.)
2) Горело пять свечей. Две из них потушили. Сколько свечей останется? (Две, остальные сгорят.)
3) По дороге шли два мальчика и два рубля нашли. За ними еще четверо идут. Сколько они найдут? (Ноль.)
4) Петух, стоя на одной ноге, весит 3 килограмма. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (Столько же – 3 кг.)
5) У отца три сына. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у отца? (Четыре – 3 сына и 1 дочь.)
6) На грядке сидели 4 воробья. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (Ноль – 3 воробья улетели, одного съел кот.)

2. Домашнее задание . Придумать математическую сказку .

IX. Конкурсы для болельщиков. (Слайд 10)

Ведущий: Пока команды думают, мы с вами проведем конкурс для болельщиков. Я буду задавать вопросы и задачи, а вы будете отвечать.

  1. Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по кошке. Сколько существ направлялось в Москву? [1]
  2. Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади, один позади, и два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько было гусей? [3]
  3. Торговка, сидя на рынке, соображала: “Если бы к моим яблокам прибавить половину их да еще десяток, то у меня была бы целая сотня”. Сколько яблок у нее было? [60]
  4. Брат и сестра получили в наследство 90 тыс. р. Если сестра отдаст брату из своей доли 10 тыс. р., то брат окажется вдвое богаче своей сестры. Сколько денег досталось брату и сестре? [40000 р., 50000 р.]
  5. Две богомолки отправились в Троице-Сергиеву Лавру. Обе они прошли 60 верст. Сколько верст прошла каждая, если шли они с одинаковой скоростью? [60 верст.]
  6. Сколько концов у четырех палок? У пяти палок? У пяти с половиной палок? [Не может быть.]
  7. 6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков? [6 дней.]
  8. Половина – треть числа. Какое это число? [1,5]
  9. В классе 35 учеников. Мальчиков на три больше, чем девочек. Сколько мальчиков и сколько девочек? [19 мальчиков и 16 девочек.]
  10. Какое число делится на все числа без остатка? [0]
  11. Когда частное равняется делимому? [Когда делитель 1.]
  12. Название каких литературных произведений начинаются с чисел 3, 20, 80, 20000, 12, 2?
  13. Что тяжелее: тонна пуха или тонна железа? [Одинаково.]
  14. На дереве сидело 10 птиц. Охотник выстрелил и подстрелил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве? [Ни одной.]
  15. Электропоезд идет с востока на запад, ветер дует с севера на юг. В какую сторону отклоняется дым? [Электропоезд не дымит.]

Кто больше назовет

  1. математических терминов на букву (Д).
  2. кинофильмов содержащих числа.
  3. Литературных произведений содержащих числа и т.д.

Шуточные вопросы

  1. Ты любишь математику ? А сколько страниц в учебнике математика?
  2. Расскажи о содержимом твоего портфеля и его связи с успешным изучением математики.
  3. Угадай предмет и расскажи об их применении (участнику завязывают глаза и даются в руки поочередно учебник, угольник, транспортир и т. д.)

X. Математические фокусы. (Слайд 11)

Готовят учащиеся старших классов (10–11-х классов ) и предлагают присутствующим раскрыть их секрет

Заключение. Песня "Мы желаем счастья вам".

Нам без математики нельзя,
Математика для нас важна –
Делает нас сильными и мудрыми она.
Снова всех сплотила нас она,
В этом зале вместе собрала.
Рады всех приветствовать мы
И пропеть друзьям.

Припев.

Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом.
Как солнце по утрам пусть оно приходит в дом.
Мы желаем, счастья вам, и оно должно быть таким –
Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.

Математика везде нужна,
Помогает в жизни нам она,
Корабли водить на море, строить города.
Будем с математикой дружить,
Интересней будет в жизни жить.

Жюри объявляет результаты, награждает команду – победительницу медалями и "5" по математике, называет отличившихся болельщиков, награждая их "5" по математике , и самых активных членов команд, награждая их "5" по предмету .

Приложение.

Литература.

  1. Журнал “Математика в школе” №3 1988 г.
  2. Н.А. Петровская “ Математические конкурсы” 1999 г.
  3. В.Г.Коваленко “ Дидактические игры на уроках математике” 1987 г.
  4. Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. – Саратов: ОАО “Издательство “Лицей”, 2002 г.
  5. Фокин Б.Д. Арифметика: Сборник занимательных задач для 5–6 классов. – М.: АРКТИ, 2000 г.
  6. Газеты "Математика" и "Информатика". Приложения к газете "1 сентября".
  7. И.Д. Агеева Занимательные материалы по информатике и математике, Творческий центр"Сфера",Москва,2006 г.
  8. 3.И. Депман, Н. Виленкин За страницами учебника математики, "Просвещение", 1989.