Цели урока:
Обучающие: формирование знаний по теме “игры в слова и в города”; закрепление понятия цепочка игры.
Развивающие: развивать интерес к данной теме и к предмету информатика в целом; развивать логическое мышление; расширять кругозор учащихся.
Воспитательные: способствовать формированию познавательного интереса как компонента учебной мотивации; способствовать развитию учебной и творческой активности учащихся.
Психологические особенности: урок рассчитан на детей младшего школьного возраста. Из-за активности восприятия детей этого возраста в качестве педагогической технологии выбрана частая смена видов деятельности. Преобладающий вид мышления детей 7-10 лет – образность, наглядность, поэтому мы руководствуемся тезисом:.
Оборудование: презентация “Игры в Слова и в Города”.
План 1 урока.
1. Приветствие. Проверка присутствия учащихся на уроке.
2. Тема нашего сегодняшнего урока “Игры в Слова и в Города”.
Вы, наверное, знаете то, что игры в Города и в Слова не совсем подходят под наше определение игр с двумя игроками: во-первых, в эти игры могут играть и больше двух игроков, а, во-вторых, непонятно, как определить заключительную позицию. Действительно, вспомните, как обычно играют в Слова или Города. Очень редко игра заканчивается тем, что кто-то из игроков не может назвать очередного слова. В большинстве случаев игра может продолжаться практически бесконечно, а заканчивается просто потому, что игра наскучила или пора заниматься другими делами. И тогда никто не выясняет, кто же выиграл – игра просто прерывается.
Но прежде чем приступить к знакомству с этими играми, давайте с вами вспомним понятие “Цепочка игры” (Слайд 2)
Учащиеся дают определение понятию “цепочка игры”
3. Знакомство с правилами игры в Города (Слайд 3).
На слайде изображена карта.
Учащиеся обсуждают, что изображено на карте (города, страны, реки…).
Подводя итог обсуждению дается определение понятию “топоним”
Учащиеся читают правила игры в Города. (Слайд 4)
Правила игры в Слова очень похожи на правила игры в Города, только вместо тапонимов в игре можно использовать любые слова ( имена существительные, нарицательные, в единственном числе и именительном падеже).
Эти игры не совсем такие, как предыдущие, - в них может участвовать много игроков. Тем не менее есть немало интересных задач, в которых используются правила этих игр – вы с ними встретитесь дальше.
4. Решение задачи 24. (Слайд 4)
Учебник стр.19, № 24.
Обсудите с детьми, какие трудности у них возникали при решении задачи, проще ли было ее решать, чем просто играть в Слова, или наоборот, сложнее.
Полезно спросить ребят, все ли слова, приведенные в цепочке им известны. Например, многие могут не знать, что такое НОКТЮРН или АМФОРА. В этом случае обязательно нужно попросить ребят обратиться к толковому словарю.
5. Решение задачи 25. (Слайды 5)
Учебник стр19, №25.
Детям будет не так-то легко придумать цепочку из 14 слов. Стоит, обсудить, как надо поступать, чтобы цепочка была подлиннее. Возникнут разные мнения: “Города часто кончаются на Д, бывают города, кончающиеся на А, а с такими первыми буквами городов немного”. Ну что же, можно начать выписывать все названия городов (и другие
топонимы) подряд, кто сколько знает, а затем проанализировать, как из них создать самую длинную цепочку нашей игры.
Кроме того, можно использовать эту и подобную ей задачи для общего развития детей – например, как повод для знакомства с географической картой и атласом. Конечно, искать города на карте или в алфавитном указателе атласа проще, чем просто вспоминать. Но можно и усложнить задание – каждый ряд будет искать города в своей части света или на своем материке.
Или вы можете предложить детям Названия городов из которых возможно составить разные цепочки.
6. Задача 26. (Слайд 7)
Данная задача на установление соотношений между одномерными и двумерной таблицей для одного мешка.
- Ребята в третьем классе вам уже приходилось встречаться с задачами, где требовалось заполнить для одного мешка и одномерные, и двумерную таблицу. Тогда мы обращали внимание на совпадение сумм по столбцам (или по строкам) двумерной таблицы с соответствующими числами одномерной таблицы и использовать полученную закономерность в ходе проверки.
Впрочем, тогда без этого можно было обойтись. Здесь же для решения необходимо понимание характера связи чисел в разных таблицах.
Например, учащиеся должны понимать, что общее число красных фруктов в двумерной таблице (сумма чисел второй строки) равняется числу в первом столбце первой одномерной таблицы. Исходя из этого можно заполнить пустую клетку во второй строке двумерной таблицы. Аналогично можно заполнить пустую клетку в последнем столбце двумерной таблицы, используя число слив содержащееся во второй одномерной таблице. Так мы продолжаем рассуждать до тех пор, пока вся двумерная таблица не будет заполнена. После этого можно будет заполнить пустую клетку в одномерной таблице.
Задача 27
Здесь мы играем за двоих, подыгрывая либо Первому, либо Второму.
Однако, можно попытаться объяснить ребятам и “честное” решение, в котором мы стараемся никому из игроков не подыгрывать. Проанализируем ситуацию, создавшуюся на поле. Учитывая очередность ходов, можно сделать вывод о более выгодном положении Второго игрока (его очередь делать ход). Среди всех возможных его ходов самый выгодный поставить нолик в правый верхний угол:
Этим Второй одновременно мешает Первому получить три крестика на диагонали и создает позицию, приводящую к собственной победе вне зависимости от следующего хода Первого. Действительно, в сложившейся позиции Второй может получить три нолика либо на верхней горизонтали, либо на правой вертикали, а Первый при этом следующим ходом может помешать ему получить только одну из этих троек. Итак, если Второй играет “по-настоящему”, то он наверняка сделает этот выигрышный ход, и мы достроим цепочку В (ведь именно игра с цепочкой В должна закончится выигрышем Второго!), например, так: Слайд 8
Теперь нам надо все-таки построить цепочку А игры, где выигрывает Первый. Для этого Второму придется “подыграть” Первому, не делать своего выигрышного хода и поставить нолик не в правую верхнюю клетку. Тогда партия сразу закончится выигрышем Первого, и мы достроим цепочку А, например, так: слайд 9.
7. Итог урока.
Итак, мы сегодня с вами познакомились с очень игрой “Города” и новым понятием топоним.
8. Домашнее задание.
Учебник стр. 20, № 28.
Список литературы.
Информатика, учебное пособие для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч .1 / А.Л. Семёнов Т.А. Рудченко. -3-е издание. – М. : Просвещение.
Информатика: Пособие для учителя : 4 кл. / А.Л. Семёнов, Т.А. Рудченко. – М.: Просвещение: