Цели:
- Создать условия для формирования у учащихся представлений о математическом действии – вычитании как об удалении из совокупности предметов ее части и о знаке вычитания – «минус»;
- Содействовать развитию умений составлять математические рассказы к картинкам (подготовка к решению задач), самостоятельности при выполнении заданий по указаниям в тетради;
- Способствовать воспитанию сознательной дисциплины, самостоятельности, ответственности при выполнении заданий.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало)
Организация направленного внимания на начало учебного занятия.
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие…. А вот куда, узнаете прослушав стихотворение:
Есть хороший добрый дом
Поселились звери в нем
Волки, зебры и мартышки
И большие и малышкиЧистят перышки и лапки
Все здесь славно, все в порядке.
Всем здесь весело живется,
Зоопарком дом зовется.В зоопарке жизнь кипит
Кто-то роет, кто-то спит.
Ходят, плавают, летают
И за нами наблюдают.
– Вместе с нами отправляются Маша и Миша
Приложение 1, слайд 3 (зоопарк)
2. Актуализация опорных знаний
В зоопарке живут разные звери. И травоядные и хищники, и опасные крокодилы и змеи. И мы сейчас с вами поиграем в игру «Джунгли»
Слайд 4, 5, 6, 7, 8
Устный счёт (слайд 9, 10, 11, 12, 13)
На доске картинки со сквозными героями: Миша и Маша.
– Ребята, Миша решил взять с собой сладости, подкормить животных
– У него в руках 3 яблока и 2 груши.
Слайд 9
– Миша решил их сложить, чтобы узнать, сколько всего у его фруктов.
– Что значит сложить?
– Правильно ли Миша выполнил сложение?
– Как математически запишем данное сложение? (3 + 2 = 5)
– Назовите первое слагаемое, второе слагаемое, сумму.
Слайд 14
– Миша решил угостить Машу конфетами. Он отдал Маше все шоколадные конфеты. Сколько отдал Миша конфет? (3 конфеты)
– Сколько конфет осталось у Мише? (2 конфеты.)
3. Постановка проблемы. Открытие нового
– Что сделал Миша? (Миша отдал часть фруктов, поделился с Машей.)
– Какое математическое действие выполнил Миша? (Вычитание.)
Слайд 15
– О чем мы сегодня будем говорить? Какая тема нашего урока? («Вычитание. Знак минус»)
– Какую задачу мы перед собой поставим на урок? (Познакомится с действием вычитания, научиться составлять и записывать выражения со знаком минус.)
Физкультминутка (танец с бурундуками)
4. Проектирование и фиксация нового знания
– Что нам поможет достигнуть поставленные задачи? (Учебник.)
– На какой странице в учебнике расположена тема урока? Где должны посмотреть? (В содержании, стр. 79) Открываем учебник.
– Спланируем свою работу. (На уроке мы должны подумать, рассказать, выполнить письменные задания.)
– Что вам помогло спланировать работу? (Условные обозначения.)
Задание 1
– О чем говорят значки в первом задании? (Подумай и расскажи.)
– Что мы видим? (В Вазе лежат конфеты.)
– Что необходимо сделать? (Выяснить сколько конфет осталось в вазе, если одну конфету взяли.)
– Сколько конфет осталось? (4.)
– Как узнали? (От пяти конфет убрали одну конфету.)
Задание 2
– Какую работу нам предлагается выполнить дальше? (Составить рассказ по рисунку, используя числа 7, 2 и 5.)
– Составим рассказ. – Сколько яблок на ветке? (7 яблок.)
– Какое действие выполнил Миша? (Сорвал 2 яблока.)
– Сколько яблок осталось на ветке? (5 яблок.)
– С помощью какого действия нашли оставшиеся число яблок? (С помощью вычитания.)
– Как математически запишем действие вычитания? (7 – 2 = 5)
– Какой новый знак нам необходим? (Знак минус.)
Задание 3
Работа в учебниках, стр. 80, задание 3. Прочитайте задание.
– Что вы можете рассказать? (Сначала было 6 грибов, а потом 5 из них оказались в корзине. После этого на поляне остался 1 гриб.)
– Какую математическую запись вы составили? (6 – 5 = 1)
Физкультминутка (собачий вальс)
6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой и самопроверкой по эталону
Самостоятельное выполнение упражнений в тетради для самостоятельной работы с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.(стр. 4, 5)
– Кто выполнил все задания без ошибок? Я за вас рада!
7. Творческое задание
Задание 5
– Что предлагается сделать? (Придумать рассказ по математической записи используя рисунок.)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Слайд 17
– Какое действие выполняли сегодня на уроке?
– Каким математическим знаком мы записываем действие вычитание?
– Какие задания вам показались особенно интересными?
– Что запомнилось больше всего?
– Какую самооценку своему труду на уроке вы себе дадите? Покажите на «светофоре».
– С каким настроением вы заканчиваете этот урок?
– Вы все сегодня хорошо поработали, скажем друг другу – СПАСИБО.