Сюжетно-ролевая игра "Ферма"

Разделы: Работа с дошкольниками


Воспитание не только должно развивать
разум человека и дать ему известный объем
сведений, но должно зажечь в нем жажду
серьезного труда, без которой жизнь его не
может быть ни достойной, ни счастливой.
К.Д.Ушинский

Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. У детей старшего дошкольного возраста формируются представления о доступных их пониманию конкретных фактах общественной жизни.

Возрастает активность ребенка в разных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной). Возникает самостоятельная игровая деятельность.

Знания, действия, общения являются необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов ребенка. Особая роль отводится воспитателю. Именно от профессионализма педагога, его знаний, способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит конечный результат задуманного.

Чтобы осуществить задуманный игровой замысел, дети должны располагать достоверными сведениями о реальных действиях взрослых с предметами, об их отношениях. Усвоение и расширение знаний дошкольников о предметном мире, о деятельности взрослых тесным образом связано с игровыми действиями детей. Игровые действия соответствуют реальным. Однако совершаются они не теми орудиями, инструментами, которыми пользуются взрослые, а заменителями: это или готовые игрушки (самосвалы, подъемные краны, грузовики, наборы для игр в парикмахерскую, больницу; игрушечные животные, разнообразные куклы и т.д.), или природный материал (шишки, мох, камешки, песок, глина), или же разнообразный дополнительный материал (коробки, проволока, дощечки, фанера и пр.)

Важно, чтобы дети владели умениями пользоваться готовыми игрушками и изготовлять необходимые им игрушки, употреблять заменители. Помимо этого они должны иметь навыки конструирования из строительного материала.

Большое значение имеет развитие у дошкольников навыков самоорганизации. Прежде чем начать игру, ребенок должен самостоятельно выбрать тему и роль, придумать содержание игры и весь ход, определить какой строительный материал и какие игрушки необходимы для осуществления задуманного.

Подражая тому, что он видит в окружающей его жизни, ребенок создает в игре под руководством воспитателя новую жизненную ситуацию. В процессе игрового общения старшие дошкольники объединяются в коллектив.

В играх у детей успешно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.

Важно, чтобы ребенок в игре фантазировал, строил, творил. В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры, с детьми необходимо проводить различные экскурсии, встречи с людьми различных профессий, эмоционально-выразительное чтение художественной литературы, беседы с использованием иллюстраций о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его, фотографии, картины, репродукции, составление детьми рассказов на определенные темы, индивидуальные беседы.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры могут продолжаться неделю, две, а то и месяц с постепенным развитием и усложнением содержания. В такой игре ребенок проявляет больше самостоятельности, фантазии, творчества в выборе действий, при распределении ролей, использовании подсобных материалов. В развитии сюжета игры на определенную тему прослеживаются логическая последовательность действий, совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых событий и явлений реального мира.

Роль воспитателя в длительной творческой игре неоднозначно. На первых порах педагог может взять на себя ведущую роль. Исполнение воспитателем ведущей роли даст возможность более эффективно учить дошкольников развивать и обогащать содержание игры, без конфликтов распределять игровой материал и роли между участниками.

При подготовке сюжетно-ролевой игры “Ферма” воспитателем была проведена предварительная работа: рассказ и чтение художественной литературы о жизни людей на селе, о том кто работает и где, за кем ухаживает, для чего он это делает, рассматривались иллюстрации. Проводилась взаимосвязь между другими организациями: детским садом, складом, гаражом: для чего фермеры ухаживают за коровами? Коровы дают молоко. А кому необходимо молоко? Детям в детском саду. Кто привозит молоко в детский сад? Водители. Откуда? Со склада.

Были проведены беседы о повадках, о характерах коров, а так же рисовали и лепили их. Затем для игры готовились костюмы, готовились орудия труда, инструменты, а так же заменители реальных предметов. Итогом всей проделанной работы стала сюжетно-ролевая игра “Ферма”. Приводим пример данной игры, которая была проведена с детьми старшей группы в декабре месяце.

Сюжетно–ролевая игра “Ферма”.

Задачи:

  1. Вызвать интерес к игре.
  2. Учить анализировать свои действия в игре, планировать размещение в пространстве.
  3. Воспитывать уважение к сельскому труд.

Оборудование: Атрибуты для коров, пастуха, доярок, гаража, склада, кухни, детского сада; музыка, колокольчик.

Ход игры

1-я часть.

Мотивация:

Воспитатель начинает заинтересованно рассматривать колокольчики на резинке.

В: Сегодня пастуху приказала подальше прогнать коров на пастбище, там много свежей травы, но очень беспокоюсь, чтобы не потерялись. Потому и припасла колокольчики…. Тогда пастух не потеряет ни одной коровы…. А пастух – то вышел на работу?

Р: Я готов.

В: вот колокольчики , уважаемый пастух, Вам пригодятся. Сумеете коровам надеть колокольчики, уговорите, чтобы не испугались…

Он пойдет собирать детей (“коров”) и приведет их к воспитателю.

В: А где же доярки, что – то задерживаются?! А, вспомнила, они предупреждали , что сначала отведут своих детей в детский сад. А детский сад готов принять детей? Давайте все приготовим для работы на ферме и в детском саду.

Раскладываем пособия для игры.

В: Подойдите работники фермы. Кто будет дояркой? О ком ты будешь заботится? А кто пастух? А кто шофер? Кому ты повезешь молоко? А о чем будешь заботиться?

Р: А том чтобы молоко не скисло.

В: Подойдите сотрудники детского сада. о ком вы собираетесь сегодня позаботиться? А как вы договорились распределить работу? Кто с кем будет работать вместе?

Но играть мы с вами сможем только после завтрака.

2-я часть.

Основная.

Хороводная игра:

“Мы на луг ходили”.

Мы на луг ходили хоровод водили.
Вот так, на лугу хоровод водили.
Задремал на кочке зайка в холодочке
Вот так задремал, зайка в холодочке.
Зайку мы будили, в барабаны били
Вот так на лугу в барабаны били.

В: А какое сегодня время года? А какой месяц? А число и день недели какой? Молодцы, все знаете! А знаете ли вы что делают зимой в январе коровы? (Стоят в теплых стойлах и жуют сено , пьют воду и дают молоко.) А в какое время года коров пастух пасет ? (Весной, летом, ранней осенью). А где он их пасет? (На пастбище.) А вы что собрались сегодня делать? (Играть в ферму и детский сад.) А как вы думаете где находится ферма в деревне или в городе? (В деревне.) А почему в городе нельзя? (Потому что пастбища нет.) Так если вы живете в селе , то как вас можно назвать? (Сельчане.) Тогда уважаемые доярки чтобы вам отправиться на работу , вам необходимо отвести детей в детский сад.

Дети берут кукол, прощаются с ними. А в это время сотрудники детского сада строят стульчики для кукол . и когда стулья будут готовы кукол отдают.

В: А теперь и сотрудникам фермы можно готовиться к работе. Коровушки и вам пора одеваться.

Дети начинают играть . воспитатель наблюдает за ходом игры. Когда основные игровые действия дети выполнят, то воспитатель звонит в колокольчик.

В: Рабочий день закончился, родители забирайте детей из детского сада и подходите все ко мне.

Посмотрите какой детский сад построили , чтобы детям было хорошо и мама – доярки могли спокойно работать. А шоферы какую заправку большую построили, много бензина на ней машины быстро развозили молоко. Но сейчас нам надо другим делом заниматься, поэтому придется все убрать. Девочки будут убирать все мелкие предметы, а мальчики будут убирать конструктор. Приступайте. Дети начинают все убирать. В конце уборки воспитатель собирает всех детей вместе при помощи пальчиковой игры.

Минутка шалости: дети танцуют под музыку.

3-я часть.

Итог.

В: Молодцы, весело движения повторяли, а теперь несите стульчики из спальни и садитесь рядом с теми с кем были в одной группе.

Дети садятся.

В: Получилась игра? Интересно играли? Доярки надоили много молока, пастух на дудочке играл, коровы были сыты. Как вы считаете доярки какие были? (Умелые, заботливые, добрые, корочку хлебную давали.) Да у доярки очень трудная работа. Надо успеть вычистить стойла на ферме, бидоны вымыть, с каждой коровой нежно поговорить, корочкой угостить, подоить.

Раным рано по утру
Раным рано по утру
Пастушок туру ру ру,
А коровки в лад ему
Затянули му-му-му.
Ты, Буренушка, ступай,
В чистом поле погуляй.
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком

Литература:

  1. Методические рекомендации к “Программе воспитания и обучения в детском саду”/сост. Л.В.Русскова. – М.:Просвещение, 1986. – 53–73с.
  2. Крылова Н.М., Иванова В.Т. Дом радости. Старшая группа. Декабрь. Январь. Книга VI, VII: научно-методическое пособие для специалистов дошкольного и преддошкольного образования, воспитателей групп полного и кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении и для домашнего воспитателя одного ребенка шестого года жизни/Н.М.Крылова, В.Т.Иванова; Перм. Гос. Пед.ун-т – 2-е изд., перераб. И доп. – Перм, 2006.