Интегрированный урок математики и окружающего мира "Проверка знаний и умений учащихся в устных и письменных вычислениях в пределах сотни и тысячи". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Воспитательная – формирование экологической культуры, духовных интересов, воспитывающие чувство прекрасного, чувство меры и пропорции;
  • Обучающая – проверить знания и умения учащихся в устных и письменных вычислениях в пределах сотни и тысячи;
  • Развивающая – развивать внимание, логическое мышление, смекалку.

Дидактические средства:

  • плакат «Цифры проснулись» <Рисунок 1>
  • рисунок кот Леопольд <Рисунок 2>
  • ромашка с заданиями <Рисунок 3>

Рисунки можно посмотреть, связавшись с автором статьи.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка целей урока

Учитель.

Наши цифры проснулись,
Нам всем мило улыбнулись.
Можно начинать урок,
К нам прилетел в класс Ветерок.
Невидимка – ветерок
Посидит у нас урок.
Незаметный он на вид,
Но на нас всегда глядит.

Ветерок везде бывает, очень много знает. Узнав, что мы с вами заканчиваем третий класс и ждут нас впереди каникулы, он решил проверить, как мы усвоили устную нумерацию чисел в пределах тысячи, письменные приёмы сложения и вычитания, а также устные приёмы умножения и деления в пределах тысячи, внетабличное умножение и деление, решение задач.

Хоть и очень Ветерок устал,
Но два письма написал и прислал.

Первое письмо – сюрприз. Ребятам 3-го «Б» класса. Открыть, когда вы выполните все задания, которые я приготовил. Ветерок.

Второе письмо. Нарисованы берёзовые листики – с заданиями.

III. Устный счёт

Учитель.

Ну-ка в сторону карандаши!
Ни ручек! Ни мела!
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души.

1. Закрепление нумерации, устных приёмов сложения и вычитания, умножения и деления чисел в пределах 1000.

Учитель.

Назовите число, следующее при счёте за числом 779.
Назовите число, стоящее перед числом 900.
Назовите число, которое состоит из 7 сотен и 3 единиц.
Назовите число, в котором 6 ед. III разряда, 4 ед. II разряда и 1 ед. I первого разряда.\
Сколько получится, если из 6 сотен вычесть 6 десятков?
Найдите сумму чисел 830 и 70.
Неизвестное число больше, чем 160 на 40. Чему равно неизвестное число?
Какое число нужно увеличить в 9 раз, чтобы получилось 450?
Самая маленькая птичка в России – королёк. Масса её тела составляет 1/200 часть 1 кг. Чему равна масса этой птички?
Самой маленькой птицей в мире является пчелиная колибри, обитающая на Кубе и острове Пайн.
Взрослые самцы (самки несколько крупнее) достигают в длину 57мм, причем половина этой длины приходится на клюв и хвост. Весят они 1,6 г.

2. Закрепление внетабличного умножения и деления.

Учитель. У нашего ветерка очень много друзей. Послушайте и ответьте, кому из его друзей принадлежит фраза: «Ребята, давайте жить дружно!»

Дети. Коту Леопольду. <Рисунок2>

3. Задача.

Кот Леопольд добирается из города в деревню Простоквашино в гости к коту Матроскину на электричке за 1 ч 30 мин, а обратно за 90 мин. Почему? (1 ч 30 мин = 90 мин)

Учитель. Молодцы! С устным счётом справились.

IV. Закрепление пройденного.

1. Минутка чистописания.

Учитель.

У сосны и ёлки
Листики – иголки,
А на каких листочках
Растут числа, слова, строчки?
Давайте найдем число, которое будем прописывать.
6 • 6 : 9 • 12 : 6 • 9 : 3
Какое число получилось? (24)

Учитель. Что мы о нём знаем? (24 двузначное число, для записи используют две цифры 2 и 4, чётное – делится на 2, в нём 2 десятка и 4 единицы). Прописываем.

Учитель.

Вид её – как запятая
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А лентяи её – нет.

Гляди, четыре – это стул,
Который я перевернул.

2. Решение задач.

Задача 1

Учитель. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?

Дети. Масса всего кусочка 50г, а масса полкусочка 25г. 25•30=750(г)

Беседа. Погублена целая буханка! А сколько их за неделю выбросил класс? А ведь в школе не один класс, а в районе не одна школа! Сколько хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова. Как вы понимаете эту народную мудрость? Правильно! Без хлеба нет жизни. Небрежно к нему нельзя относиться.

Учитель. Из чего получают хлеб?

Дети. Из муки.

Учитель. Из чего получают муку?

Дети. Муку получают из пшеницы и ржи.

Учитель. Мы решали задачу устно, а теперь Ветерок предлагает решить письменно. Текст задачи он написал на листочках. Листочки лежат на парте.

Задача 2
Насыпали 5 мешков пшеницы по 50 кг в каждый и 3 мешка ржи по 60 кг в каждый. Сколько всего кг зерна насыпали в мешки?

Масса 1 мешка Количество мешков Масса всех мешков
Пшеница 50 кг 5 }?
Ржи 60 кг 3

50 • 5 = 250 (кг) – масса всех мешков пшеницы.
60 • 3 = 180 (кг) – масса всех мешков ржи.
250 + 180 = 430 (кг)

Ответ: 430 кг зерна насыпали в мешки.

Учитель. Ребята, а на чём вы пишете?
Дети.
На тетрадных листочках.
Учитель. А из чего эти листочки сделаны?
Дети. Они сделаны из бумаги.
Учитель. А бумагу из чего делают?
Дети. Бумагу делают из древесины, льна, соломы.
Учитель. Знаете ли вы, что каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из 3-х хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью?
Есть такое дерево, которое называется берёза бумажная, широко распространённое в Северной Америке и часто разводимое в декоративных целях. Кремово-белая кора легко снимается тонкими бумажистыми слоями.

3. Работа по книге.

Задача
В саду посадили 96 яблонь, а слив на 64 дерева меньше. Во сколько раз больше посадили яблонь, чем слив?

Задачу дети решают самостоятельно после совместной записи краткого условия:

1) 96 – 64 = 32 (д.) – слив посадили в саду.
2) 96 : 32 = 3 (раза)

Ответ: в 3 раза больше посадили яблонь, чем слив.

4. Физкультминутка

У доски решает ученик с объяснением:

84 : 12 = 7
54 : 18 = 3
78 : 26 = 3
560 : 8 • 7 = 490
630 : 9 • 5 = 350
700 : 100 = 7

5. Самостоятельная работа

Вариант 1

42 • 2 – 42 = 42
4 • 15 + 15 = 75
6 • 13 – 13 = 65

Вариант 2

80 : (4 + 76) = 1
96 – 64 : 4 = 80
(96 – 64) : 4 =8

Проверка:

Учитель. Прочитайте выражение с ответом 42.
Дети.
Из произведения чисел 42 и 2 вычесть 42.
Учитель. Прочитайте выражение с ответом 1.
Дети. 80 разделить на сумму чисел 4 и 76.
Учитель. Прочитайте выражение с ответом 75.
Дети. К произведению чисел 4 и 15 прибавить 15.
Учитель. Из 96 вычесть частное чисел 64 и 4.
Дети. 80.
Учитель. Назовите выражение, в котором получилось 6 десятков и 5 единиц.
Дети. Из произведения чисел 6 и 13 вычесть 13.
Учитель. Прочитайте выражение с ответом 8.
Дети. Разность чисел 96 и 64 разделить на 4.

V. Игра. « Цена минутки»

Учитель. Ребята, урок длится 40 минут. А вы знаете, что за одну минуту муравьи приносят в муравейник 2 десятка насекомых. А стрекоза делает в секунду до 1600 взмахов крыльями. А теперь посмотрим, что вы сможете за одну минуту. Против вас играет лучший друг Ветерка.

Загадка:

Белая корзинка –
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.

Дети. Ромашка.

Учитель. Ромашка решила проверить, как вы знаете письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 1000. На своих лепестках она написала выражение, которое вы должны решить.

Детям раздаются лепестки, на них записаны с одной стороны выражения, а с другой буквы.

Работа в группах.

Проверяем полученные ответы: 272, 8, 328, 500, 760, 636, 362.

Учитель. Ребята, а ведь на другой стороне лепестка написаны буквы. Какое слово получилось?
Дети.
Молодцы!

VI. Итог урока

Учитель. Молодцы! Мы выполнили все задания, которые приготовил Ветерок. А задания были написаны на листьях, какого дерева?
Дети. На листьях берёзы.
Учитель. Мы сегодня узнали о берёзе, поиграли с ромашкой, помогли коту Леопольду, решали задачу про яблоню и сливу. А все они являются жителями чего?
Дети. Жители планеты Земля.
Учитель. А с какой буквы напишем слово Земля?
Дети. С заглавной, ведь Земля – это планета.

Учитель.

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.

– Рассматриваем модель глобуса.

Учитель. Животный и растительный мир Приморского края насчитывает 350 видов птиц, деревьев и кустарников – 250 видов, трав – 4000 видов, рыб – более 250 видов. А представьте себе, сколько их на всей планете. Но, к сожалению, как бы ни было велико их число, многие постепенно исчезают. Если раньше те или иные виды растений, птиц, рыб в изобилии водились в разных местах, то сейчас есть такие виды, которых уже не найти на Земле. Почему исчезают растения и животные?
Дети. Они погибают от нехватки пищи, человек истребляет их.
Учитель. Это может привести к тому, что на Земле не останется ни одного растения и животного. Человек не может равнодушно смотреть на исчезновение видов растений и животных, он должен оберегать и восстанавливать их. Что делается для сохранения природы?
Дети. Создана Красная книга, куда заносятся исчезающие виды растений и животных, создаются заповедники и заказники, в которых их охраняют и разводят.

Учитель.

Ветерок прошелестел
И с урока улетел.
У него ведь очень много
Неотложных, важных дел.
Но понравился ль сегодня
Ему математики урок?
Полюбил ли вас, ребята,
Ласковый ваш Ветерок?
Послание Ветерка:

«Дорогие ребята! Вы сегодня очень хорошо работали. И получаете пятёрки». Ветерок.

Учитель. Ребята, всем большое спасибо за урок.