Открытое логопедическое занятие "Дифференциация твердых и мягких согласных"

Разделы: Логопедия


Цель:

  • Закреплять умения определять твердые и мягкие согласные звуки.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Воспитывать умение слушать говорящего.

Оборудование:

  • Карточки со словами
  • Таблицы гласных звуков
  • Иллюстрация к игре «Принцесса на горошине»
  • Карточки для индивидуальной работы
  • Материал для игры «Гномики»

Ход занятия

1. Организационный момент

– Здравствуйте, дети! Сначала сядут девочки, у которых в имени первый звук мягкий согласный (Рита, Лена).

– Затем сядут девочки, у которых в имени первый звук твердый согласный (Настя, Катя).

– А сейчас сядут мальчики, у которых в имени первый звук твердый согласный (Саша).

– Первый звук мягкий согласный (Сергей).

Артикуляционная гимнастика

  1. Упражнение «Улыбка-хоботок»
  2. Упражнение «Лошадка»
  3. Упражнение «Фыркаем как лошадка».

2. Актуализация знаний, умений, навыков

Прочитайте звуки (а, о, у, ы, э).

– Это гласные звуки какого ряда?

– Какую работу они выполняют? (Образуют слоги. Показывают твердость согласных).

– Прочитаем хором гласные второго ряда: я, ю, ё, и, е.

– Какую работу выполняют гласные второго ряда? (Образуют слоги. Показывают мягкость согласных).

3. Основная часть

Учитель объявляет тему занятия.

– Ребята сегодня мы продолжим упражняться, различать твердые и мягкие согласные звуки.

– Вспомним правило.

Перед гласными А, О, У, Ы, Э – звук согласного произносится твердо: МА, МО, МУ, МЫ, МЭ.

Перед гласными Я, Ё, Ю, И, Е – звук согласного произносится мягко: МЯ, МЁ, МЮ, МИ, ME.

– Какие звуки согласных всегда твердые? (ц, ж , ш).

– Какие звуки согласных всегда мягкие? (й, ч, щ).

Игра с мячом

Инструкция: я даю вам слоги с твердыми согласными, а вы мне возвращаете слоги с мягкими согласными.

да – дя
зы – зи
ло – лё
ру – рю
сы – си
мэ – ме

Игра «Принцесса на горошине»

На другом берегу ручейка в прекрасном дворце жила принцесса из сказки Х.К.Андерсена. Только ей мешает спать не горошина, а слова с твердыми согласными.

Ребята, помогите принцессе заснуть, измените, слова так, чтобы твердые согласные стали мягкими.

Нос – нёс
Вол – вёл
Воз – вёз
был – бил
ров – рёв
рад – ряд
лук – люк
тук – тюк

Физкультминутка

– А сейчас представьте себе, что вы гномики. Вы крепко спите в своих постельках.

Звучит мелодия «Ручеек».

– Просыпайтесь, гномики! Ручеек уже проснулся и зовет вас на зарядку.

Гномик – гномик, мужичок,
Разноцветный колпачок.
Гномик раненько встает
Шейку моет, щечки трет.
Подметает Гномик хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Гномик сильным хочет стать.

Работа над темой (продолжение)

Распределите карточки в 2 столбика: 1 столбик с твердыми согласными, 2 столбик с мягкими согласными.

твердые
лампа
окно
зонт
парта
мягкие
тюбик
пюре
клён
кисти

Игра «Гномики»

– Ребята, сейчас я расскажу вам сказку, а вы мне будете помогать.

В одной волшебной стране на лесной полянке журчал веселый ручеек. Там жили два гномика: Тим и Том. У Тима был мягкий добродушный характер. Он любил предметы, в названии которых были звуки мягких согласных. А Том наоборот был строгим и твердым. Он любил предметы, в названии которых звуки согласных были твердые. Утром они пили чай и морс

– Кто что пил?
– В шкафу они брали сумку и портфель.
– Кто что возьмет?
– Клали туда альбом и блокнот.
– Надевали куртку и пальто.
– Любили кататься на лыжах и коньках.
– На день рождения бабушки отправили посылку и письмо.

4. Работ в тетрадях

Пальчиковая гимнастика, используя су-джок. Записать полученные пары слов в тетрадях.

Взаимопроверка по образцу. Кто не ошибся? (похвалить)

5. Самостоятельная работа по карточке

«Буквы сердятся, что у них не те соседи» Исправить ошибки,
Эй, нэ стойтэ слышком блызко – Я тыгронок, а не кыска.

Проверка задания.

6. Итог занятия

– Наше занятие подошло к концу.
– О каких согласных звуках мы с вами сегодня говорили?
– Что показывают гласные первого ряда?
– Что показывают гласные второго ряда?