Цели:
Обучающие:
- освоение новых видов работы со словом, с текстом и словом в тексте;
- формирование ассоциативного мышления, культуры речевого общения;
- формирование навыков исследовательской работы;
- формирование культуроведческой компетенции учащихся;
Развивающие:
- совершенствовать коммуникативную компетентность;
- развивать внимание, память, творческое воображение;
- развивать индивидуальные творческие способности учащихся;
Воспитывающие:
- показать учащимся богатство и красоту родного слова;
- расширить и углубить знания учащихся о жизни русского народа, о русской культуре.
Тип занятия: урок-рефлексия с элементами интеграции.
Форма урока: творческий практикум
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения:
- словесный;
- наглядный;
- проблемного изложения;
- поисковый, продуктивно-творческий.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер с выходом в Интернет; компьютерная презентация; эпиграф к уроку, словари.
Эпиграф к уроку:
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
(Б. Пастернак)
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Запись «мудрых мыслей»
Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась... (В.М. Шукшин)
Учитель: Эти слова принадлежат нашему земляку Василию Макаровичу Шукшину.
Как по мысли В. Шукшина нельзя жить?
Задание. Прочитайте эпиграф к уроку, обоснуйте выбор такого эпиграфа. Верите ли вы, что дух добра всегда побеждает? Приведите примеры из личных наблюдений, впечатлений.
Введение в урок
(Учитель начинает урок с чтения стихотворения.)
Доброту не купишь на базаре,
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Чтобы мы потом не изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
(А. Дементьев)
Автор стихотворения – один из известнейших советско-российских поэтов второй половины ХХ века. В своем творчестве Андрей Дементьев утверждает идеалы гуманизма и сострадания. Его стихи отличает обострённое чувство патриотизма, наслаждение элементарными радостями жизни, любовь к родной природе, к простым людям. Главное для него в человеке – душевные качества.
– Что тревожит лирического героя в данном стихотворении?
– Назовите слова-реалии русской культуры (добро, доброта, добрый )
Вступительное слово учителя:
Я думаю, вы согласитесь, что мы совершенно не задумываемся над тем, что означают слова, с которыми мы порой привычно сталкиваемся в жизни. А ведь в слове заключен целый мир, закодированный в звуках и буквах. Слово, по убеждению многих ученых, не только передает информацию, но является инструментом мысли и способно накапливать в себе культурную информацию. В слове могут найти отражение особенности национальной культуры: обычаи древности, взгляды людей на мир, традиции и т. д.
У слова есть своя жизнь, душа. Чувствовать эту душу, понимать ее во всех тонкостях – великий талант.
В одной из былин об Илье Муромце есть любопытная характеристика слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его…повертывать».
– Как вы понимаете смысл данного высказывания? (Ответы учащихся.)
– Сегодня мы с вами, ребята, должны поговорить об одном из самых важных в нашей жизни слов, на котором «мир стоять должен», на котором «немые говорить могут» и которое «глухие могут слышать». Это слово не требует похвалы и награды, против него устоять нельзя. Его можно назвать «звездой человечности в каждом»
– Что же это за слово? Конечно, это слово «доброта».
Первая учебная задача.
Первый шаг к постижению понятий «добро», «доброта», «добрый»
Возьмем слово доброта
– Какие ассоциации оно у вас вызывает, когда вы слышите, произносите, пишите?
Запишите их, а при проверке дополните теми, которые вам понравились.
Доброта –
отзывчивость, бескорыстие
милосердие, здоровье, Бог
память
дружба, друг
счастье, красота, мудрость, любовь
солнце, мама, женщина, храм, цветы, ребенок
Задание (после проверки ассоциаций): подчеркните самые важные, с вашей точки зрения, слова, выражения.
– Чем обогатилось ваше представление о слове «доброта» после выполнения этой работы?
Вторая учебная задача.
Второй шаг к постижению понятий «добро», «доброта», «добрый»
Возьмем слово добро.
Задание: назовите и запишите однокоренные слова к слову «добро».
добротаДОБРО
добролюбие
добропорядочность
добродушие
добродеяние
добросердечность
добрословие
добронравие
Задание: слово «добросердечность» разделите на слоги, обозначьте ударение и из букв этого слова составьте как можно больше слов (можно дополнительно использовать ещё одну-две «посторонних» буквы). При проверке можно дописать понравившиеся слова одноклассников.
Добросердечность – доброта, сердечность, счастье, радость, честность, честь, сердечко, серебро, Родина, дом, род, родня, страна, осень, сирень, день, роса и т.д.
– С каким состоянием, мироощущением человека они связаны?
(Проявление личности, ощущение счастья, радости, любви к Родине, тепло родного дома, близких людей)
– Какие красивые и интересные слова!
Третья учебная задача
Учитель: Слово добрый часто упоминается в произведениях устного народного творчества.
Вспомните русские пословицы и устойчивые выражения с этим словом.
Учащиеся (с помощью учителя) называют примеры:
– За доброго человека сто рук.
– Доброму гостю хозяин рад.
– Живи добрее, будешь всем милее.
– Доброе слово лечит, а злое калечит.
– Жизнь дана на добрые дела.
– Не одежда красит человека, а его добрые дела.
– Добрый день! Доброе утро! Добрый вечер!
(Обращаемся мы друг к другу при встрече.)
– Всего доброго!
(Так говорили на Руси и до сих пор говорят, прощаясь.)
– В добрый путь! В добрый час!
(Напутствуем мы отъезжающих.)
– Люди добрые!
(В старые времена так обращались к незнакомым людям.)
– Добрый молодец!
(Герой русских сказок и былин.)
– Можно ли на основании сложенных народом пословиц, поговорок, устойчивых выражений сделать вывод, что доброта и даже добросердечность, добродушие – одна из черт русского народа? (Да, можно. Не случайно русский народ в старину называли народом – добрыней, подчеркивая этим словом не только его богатырскую силу, но и добродушие. Добрыня Никитич – русский богатырь, герой многих русских былин.)
– Можно ли слово добрый назвать важным словом в русской культуре? (Ответы учащихся.)
– Мы читали много произведений, в которых герои совершали добрые, бескорыстные поступки. Давайте вспомним их. (Ответы учащихся.)
Четвертая учебная задача
Работа со словарем
Учитель: Все ценители русского слова, все, кого интересует наш язык, кто хочет постичь его тонкости и тайны, – знают имя Владимира Ивановича Даля. Скоро вся наша общественность будет отмечать 210-летний юбилей русского лексикографа и просветителя, писателя и ученого, создателя «Толкового словаря живого великорусского языка»
«Словарь Даля – книга не только полезная и нужная, это – книга занимательная; всякий любитель отечественного слова может читать ее или хоть перелистывать с удовольствием. Сколько он найдет в ней знакомого, родного, любезного и сколько нового, любопытного, назидательного! Сколько вынесет из каждого чтения сведений драгоценных и для житейского обихода, и для литературного дела!» – писал о Словаре академик Я.К. Грот.
Этим словарем, несмотря на то, что вышел он в середине ХІХ века, пользуются до сих пор. Дело в том, что у Даля получился не просто словарь, а настоящая энциклопедия русской народной жизни. В основе словаря лежит живой народный язык – то есть те слова, что употребляли обычные люди в обычной жизни.
Давайте поработаем со Словарем (на партах лежат словари В. И. Даля)
Задание 1: найдите пословицы и поговорки о добре, собранные В.И. Далем, и запишите их в тетради.
– Добрым
путем Бог правит.– Доброму Бог помогает.
– С добрым жить хорошо.
– Делать добро поспешай.
– Доброе дело и в воде не тонет.
– Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Задание 2: Узнайте слово по его лексическому значению. Слово, конечно, из Словаря В.И. Даля.
?
(о человеке) дельный, сведущий, умеющий, усердный, исправный…(добрый)Учитель: В настоящее время основным значением слова добрый (о человеке) стало значение «склонный к добру, творящий добро. А мысль о том, что добрый как-то может соотноситься с имуществом, богатством, кажется носителям русского языка странной.
Пятая учебная задача
Деловая игра «Составь пословицу».
Работа в группах
Задание: Из 10 воздушных шаров, внутри которых 5 карточек со словами и 5 пустых карточек, участники должны выбрать только 5. Ребята протыкают их и достают карточки. Из слов надо собрать пословицу.
Добро не умрет, а зло пропадет.
Учитель. Большую половину дня вы проводите в школе. Доброта может проявиться в разных ситуациях. Я, как учитель, вижу доброту ученика в уважительном отношении к учителю, товарищам, в добросовестном отношении к учебе, в умении правильно и культурно вести себя на уроке, на переменах. Заканчивая день, посмотрите на себя в зеркало и спросите себя: «Что я сделал сегодня доброго? Что я могу сделать доброго завтра?» Будем верить и стараться делать так, чтобы доброты было больше вокруг нас!
Рефлексия
Что узнали на уроке нового и важного для себя?
Каково было ваше эмоциональное состояние на уроке?
Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру «Легко ли быть добрым?»