Урок: математика по программе “Планета Знания”.
Класс: 1.
Тема урока: Симметрия.
Тип урока: “открытие” нового.
Технология: деятельного типа.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу, ориентация в нравственном содержании поступков.
Метапредметные: умение ставить учебную задачу, вести учебный диалог с целью решения учебной задачи, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять поиск необходимой информации, использовать модели и схемы для решения задач, осуществлять под понятия, умение договариваться, строить речевые высказывания.
Предметные: формирование представления о симметрии в окружающем мире, о симметричных фигурах и развитие умения распознавать симметричные фигуры.
Цели урока:
- формирование ценностного отношения к совместной познавательной;
- деятельности с целью ведения понятия “симметрии”, “ось симметрии”, “симметричные;
- фигуры” в результате проведённых наблюдений и их анализа; развивать внимание;
- наблюдательность, математическую речь, прививать культуру общения.
Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, презентация, набор геометрических фигур, кленовый лист (бумажный); у каждого ученика: раздаточный материал, набор фигур, кленовый лист (бумажный); цветная бумага, ножницы, зеркало.
Тип занятий: урок изучения нового материала.
Формы организации обучения: фронтальная, работа в парах.
Методы: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые.
Этапы урока:I. Организация начала урока
– Давайте возьмем зеркало и улыбнемся себе, а теперь улыбнемся друг другу. Пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на сегодняшнем уроке и помогут разобраться во всем и справиться с любой задачей.
II. Целеполагание и мотивация
слайд 2.Ребята, а какому герою мультфильма помогла улыбка?
– Крошка Енот прислал нам письмо. Давайте почитаем, что он пишет.
– Здравствуйте, ребята!
У меня к вам большая просьба, помогите разобраться, что какое симметрия и ответить на
Вопросы слайд 3.
- Что такое симметрия?
- Что делает ось симметрии с фигурой?
- Действительно ли нас окружают симметричные предметы?
Будьте внимательными, наблюдательными и настойчивыми в достижении цели.
Желаю успеха!
– Ну, что ж, ребята, выполним задание Крошки Енота?
– Чем будем заниматься на уроке? (будем разбираться в свойствах симметрии и отвечать на вопросы).
– Прочитайте еще раз вопросы.
– О чем еще просил Крошка Енот? (быть внимательными, наблюдательными…).
III. Работа по изучению нового материала.
– Ребята, с чего начнем “разбираться в симметрии”?
Кто внимательно читал письмо?
– Енот подошел к пруду. “Ой, – сказал он, увидев свое отражение в воде. – В пруду кто-то сидит. Я напугаю его! Скорчу страшную рожу. А! Он тоже скорчил рожу! Сейчас я его палкой! Ай, у него тоже палка!”
– Кого увидел Енот в пруду? Покажи нос Енот и его отражение в воде, правый глаз (левый глаз, правое ухо, левое ухо, палку, куст) и его отражение в воде. (Один ученик показывает на экране.)
Слайд 4
– Чем отличается изображение Енота от его отображения в воде? (отображение получилось перевернутое.)
– Изменилась ли правая и левая сторона? (нет).
– Ребята, а где еще отражаются предметы? (в зеркале).
Слайд 5
– Рассмотрите рисунок в рабочем листе. С какой стороны от зайчика находятся бельчата?
(справа). А ежик? (слева).
– Поставьте зеркало справа от бельчат. С какой стороны от бельчат вы его видите в зеркале? (слева). Отметьте значком.
– Поставьте зеркало справа от мешка с яблоками. Назовите слева направо рисунки, которые видите в зеркале. Сделайте записи.
– Изменяется ли в зеркале верхняя и нижняя часть рисунка? (нет). А левая и правая стороны рисунка? (да, что было слева, стало справа, а что было справа, стало слева).
– Предметы на картинке и их отражение в зеркале симметричные относительно прямой (ребра зеркала). Эту прямую линию называют осью симметрии.
Слайд 6
– Давайте откроем “Толковый словарь” русского языка и прочитаем, что означает слово “симметричный”. (Ученик читает).
Симметричный – обладающий симметрией.
– Прочитайте, что означает слово “симметрия”.
Симметрия – соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-нибудь, по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости.
Слайд 7
– Посмотрите на треугольники (в рабочем листе) и скажите, как они называются? (симметричные).
– Покажите каждую вершину треугольника и симметричную ей вершину, каждую сторону и симметричную ей сторону (один ученик показывает на экране).
Физминутка Слайд 8
Звучит песня “Улыбка”.
– Двигаемся под музыку симметрично, а теперь несимметрично (дети повторяют движения за учителем).
Слайд 9
– Возьмите лист клена и согните пополам, чтобы все края совпали. Разверните. Что заметили? (линия сгиба делит лист пополам).
– Как можно назвать линию сгиба, чем она является? (осью симметрии).
– А сам лист? (симметричным).
– Попробуйте согнуть листик еще как-нибудь, чтобы две половинки при этом совпали (не получается).
– Сколько осей симметрии имеет кленовый лист? (одну).
Слайд 10
– Давайте исследуем квадрат. Симметричен ли он? (да).
– Докажите! (Если перегнуть квадрат пополам, то две половинки совпадут.)
– Сколько осей симметрии у квадрата? (четыре). Запишите.
– Теперь исследуйте прямоугольник. Симметричен ли он? (да).
– Сколько осей симметрии у прямоугольника? (две). Запишите.
Слайд 11
– А теперь исследуем треугольники.
– Проверьте, симметричен ли зеленый треугольник? (да).
– Почему вы так считаете? (если перегнуть его пополам, то обе половинки совпадут).
Сколько осей симметрии у этого треугольника? (одна). Запишите.
– А теперь проверим оранжевый треугольник. Симметричен ли он? (нет).
– Почему? (при перегибании половинки не совпадают).
– Давайте сделаем вывод.
– Какие фигуры мы называем симметричными? (фигуры совпадающие при перегибании плоскости по прямой; фигуры, имеющие ось симметрии).
– Что такое ось симметрии?
Ось симметрии - прямая линия, которая делит фигуру на две одинаковые части.
– Как проверить, симметрична фигура или нет? (перегибанием).
Слайд 12
Задание в парах.
– Возьмите два несимметричных треугольника и сложите из них один симметричный.
Проверка: дети показывают 2 способа решения.
Слайд 13
– Определите, является ли круг симметричной фигурой.
– А сколько у него осей симметрии? (много).
– Еще в Древней Греции круг считался венцом совершенства. И не случайно. У него больше всего осей симметрии.
– Ребята, давайте вспомним вопросы Енота. На какой вопрос мы еще не ответили?
(Действительно ли нас окружают симметричные предметы?)
– Кто может ответить на этот вопрос? (ответы детей).
Презентация “Симметрия вокруг нас” Слайды 14-18
IV. Работа по закреплению знаний
Слайд 19Запишите выражения, используя зеркало. Вычислите. ученики решают по одному примеру на доске, остальные на рабочих листах
2. Дорисуйте половинки букв.
Дети по очереди выходят к доске, остальные рисуют на рабочих листах.
Слайд 20
3. Имеют ли оси симметрии изображения данных предметов?
Дети с помощью сигнальных кругов зеленого и красного цвета показывают ответ.
4. Практическая работа.
– Ребята, сейчас мы займемся симметричным вырезанием. Для этого у нас есть цветная бумага и ножницы.
– Что нужно сделать с листом бумаги, чтобы получить симметричную фигуру? (сложить пополам).
Дети, используя шаблоны, вырезают симметричные силуэты (домик, елочку, бабочку, лист. cоставление коллективной работы ).
Проверка:
– Что у тебя получилось? Покажи линию симметрии.
V. Подведение итогов урока
. Слайд 21- Что такое симметрия?
- Что делает ось симметрии с фигурой?
- Действительно ли нас окружают симметричные предметы?
- Приведите примеры симметричных предметов.
VI. Рефлексия
Слайд 22.– Чем заинтересовал вас урок?
– Какие задания особенно понравилось выполнять?
– Доволен ли своей работой на уроке?
– Крошка Енот тоже доволен вашей работой на уроке. Молодцы!