Цель урока:
- знать чередование а-о в корнях слов;
- правило выбора букв а-о в корнях с чередующимися гласными;
- владеть способом выбора а-о в корнях -лаг-лож-.
Оборудование: учебник русского языка, 5-й класс, авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов..., проектный зкран.
ХОД УРОКА
I. Словарно-орфографическая работа.
Конференция.
Кон – "вместе",
фено – "говорить, обсуждать" (лат.)
II. Повторение изученного.
1. Словарный диктант с последующим морфемным разбором записанных слов.
Воззвание, восстание, расстояние, расписание, расчистка, расцветка.
Задание: указать буквы, которые обозначают два звука; разобрать слова по составу, указать не только буквенный, но и звуковой состав тех частей слова, в которых есть буквы, обозначающие по два звука.
2. Синтаксический разбор предложений.
Растекалась, разливалась речка по лесу весной, восхищалась, любовалась то березой, то сосной. (Е.Фейербанд.)
Верба за моим окном почки распустила, раньше всех в краю родном расцвести решила. (Ю.Коринец.)
(найдите в предложениях орфограмму №11 и объяснить).
III. Объяснение нового материала.
1. Вспомним, что такое чередование.
(Замена одних звуков другими в одной и той же части слова, которая происходит при образовании и изменении слов).
2. Как называются части слова, в которых имеются чередования?
(Варианты морфем).
3. Перед вами варианты такой морфемы и слова.
-лаг- |
-лож- |
полагать |
положить |
пролагать |
проложить |
предлагать |
предложить |
Постарайтесь определить принцип выбора гласной в корне.
(В первой группе слов после корня стоит суффикс -а-. Следовательно,в корне пишется буква а).
При этом учтите, что без приставок эти корни не употоребляются; поэтому нет слова "ложить", "ложу" и под., надо говорить кладу книгу на стол, кладу пенал в сумку и т.п.
Подтвердим наши выводы материалом учебника стр.177, орф.№12.
IV. Закрепление материала.
1. Диктант с комментированием и выделением орфограммы №12.
Приложить документы, предлагать помощь, возложить цветы, прилагается счет, трудное положение, излагать план, бесплатное приложение, разбор прилагательного.
2. Запись предложений с последующей взаимопроверкой.
Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения. Прилагай труд к справедливому делу. Отработав, что полагается, съешь, что причитается. Если сложить все ошибки умного, получится гора.
3. Выполнение упражнения №435.
4. Составление сложного предложения со словами предполагали и конференция.
Мы предполагали, что научно-популярная конференция пройдет интересно.
V. Подведение итогов урока.
Что мы повторили на уроке, и что узнали нового?
Домашняя работа.
Выучить орф.№12, выполнить упр.434, 436.