По данной теме педагог использует варианты выполнения практической работы по изготовлению модели (конструкции) железнодорожного транспорта (в зависимости от возрастной группы обучающихся).
Вариант 1
Для обучающихся 7-8 лет предполагается выполнение творческого задания ( работа в паре), проверку теоретических знаний и практических умений при выполнении симметричного вырезания, составление коллективной работы.
Отводится одно занятие продолжительностью 45 мин.
Занятие проводится в игровой форме.
Рекомендуется для учителей начальной школы, а также для педагогов дополнительного образования работающих с младшим школьным возрастом.
Приложения
Приложение 1. «Составь слова».
Приложение 2. Историческая справка по ж/д транспорту
Приложение 3. Вариант шаблона для симметричного вырезания
Приложение 4. Оценочный лист.
Тема программы: Моделирование с элементами конструирования «Железнодорожный транспорт»
Тема занятия: “Путешествие на ж/д транспорте”.
Цель: Систематизировать знания и закрепить умения по теме «Симметрия. Симметричное вырезание».
Задачи:
Образовательные
- обучать простейшим способам обработки материалов.
Развивающие
- формировать конструкторское и пространственное мышление;
- Развивать умение применять имеющиеся теоретические знания в практической деятельности через решение проблемных заданий.
Воспитательная
- Воспитывать коммуникативность при выполнении практического задания.
- способствовать формированию у обучащегося мотивации достижения успеха.
- формировать потребность в практической деятельности
Участники: обучающиеся 8-9 лет – 12-15 человек.
Оформление: согласно теме «Железнодорожный транспорт»
Рекомендации:Для оформления кабинета и удобства работы во время занятия педагогу лучше всего использовать магнитные доски и стенды, но если материально-техническая база не позволяет этого сделать, то можно использовать и обычные, в этом случае для крепления необходимых наглядностей используется 2-хсторонний скотч.
Оборудование: Доска, столы для работы, демонстрационный стол, необходимые материалы и инструменты.
Материалы и инструменты (по количеству участников):
а) для педагога
б) для детей
Продолжительность занятия – 45 минут.
План занятия:
I. Организационный этап (2 мин.)
- Приветствие детей
II. Подготовительный этап (13 мин.)
- Объявление темы и постановка цели занятия (через творческое задание).
- Исторические сведения
III. Основной этап (20 мин.)
- Практическая работа “Железнодорожный транспорт».
- Оформление композиции «Путешествие на ж/д транспорте»
- Уборка рабочих мест.
IV. Заключительный этап (10 мин.)
- Организация мини-выставки.
- Анализ работы.
- Диагностика.
Методы обучения: программированный, эвристический, проблемный.
Формы обучения: беседа, устный опрос, практическая работа.
Формы организации детей на занятии: групповая, фронтальная.(применимы и другие формы)
Содержание занятия
I. Организационный этап (2 мин.)
- Приветствие детей.
Методические рекомендации: возможно приминение деления детей на команды (группы). Деления на команды вносит элемент случайности, что позволяет избежать ситуации типа – “Я дружу с этой девочкой, поэтому буду работать только с ней».
II. Подготовительный этап(10 мин.)
- Объявление темы и постановка цели занятия (через выполнения творческого задания ).
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Какой вид транспорта можно использовать чтоб совершить путешествие? (Варианты ответа детей).
Педагог: А вот чтобы узнать на каком транспорте мы с вами отправимся, вам для этого необходимо выполнить задание
Выполнение творческого задания - «Составь слова» ( предлагаются разрезанные слова на буквы. Каждое слово имеет свой определенный цвет. Данное слово ассоциация с видом транспорта. Работа в паре.
Педагог: Какие слова у вас получились?
Ответы детей (рельсы, билет, вагон, станция). Это поезд.
Педагог: Правильно, молодцы. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на поезде.
А кто из вас знает, когда был построен первый поезд? Варианты ответа детей.
Педагог дает историческую справку о железнодорожном транспорте с демонстрацией его видов, через проектор или наглядные изображения.
Педагог: Для выполнения композиции «путешествие на ж/д транспорте» нам необходимо изготовить железнодорожный состав который будет состоять из элементов. Каких?
Ответы детей (вагоны, паровоз). Дети предполагают, что на поезде можно путешествовать в любое время года, а так же проезжать лес, город, деревни, поля. Это будет использовано при оформлении композиции, по выбору.
Основной этап (23 мин.)
Практическая работа “Изготовление ж/д транспорта на основе симметричного вырезания».
Педагог: используя правило симметричного вырезания. мы с вами можем изготовить паровоз и вагоны.
Методические рекомендации: На данном задании используются готовые шаблоны вагона и паровоза (с целью экономии времени), но если время позволяет можно предложить ребятам разработать собственные формы (или выполнить это задание на предыдущем занятии).
В начале выполнения практической работы повторяем правила техники безопасности, правила работы с клеящим карандашом, правила разметки и правила симметричного вырезания.
- Оформление композиции «Путешествие на ж/д транспорте»по замыслу обучающихся
Педагог: Кто справился со своим заданием, может прибирать свое рабочее место. Ваши композиции располагаем на демонстрационном столе.
- Уборка рабочих мест.
IV. Заключительный этап (10 мин.)
- Организация мини-выставки.
- Анализ работы.
Педагог: Давайте посмотрим на композиции которые у вас получились. Какие трудности возникли при выполнении работы? Оцените работу используя таблицу с баллами.
Педагог: А сейчас мы подведем итоги работы Диагностика.
Педагог: Молодцы. Я благодарю всех за работу на занятии.
Литература
- Агафонова И. Учимся думать.- С.- Петербург: МиМ –Экспрес, 1996.
- Гин А. А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-Пресс, 1999.
- Журавлева А. П Начальное техническое моделирование.- М: Патриот, 1990
- Зак А. 3. Развитие умственных способностей младших школьников. –М : Просвещение: Пладос. 1994
- Перевертень Г. И. Техническое творчество в начальных классах. М:Просвещение, 1998