Обобщение знаний по теме "Эволюция человека". 11-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (841 кБ)


Типология урока:

  • По дидактической цели – обобщение и систематизация знаний.
  • По форме проведения – сочетание различных форм: конференция, заочная экскурсия.

Цель урока: Обобщить, углубить и систематизировать знания о доказательствах происхождения человека от животных, стадиях (этапах) эволюции человека; роли биологических и социальных факторов на разных стадиях антропогенеза.

Задачи урока:

  • Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы; способствовать развитию умения находить и сопоставлять факты, развивать исследовательские и творческие навыки; создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности; создать условия для повышения интереса к использованию компьютерных технологий в изучении биологии, заинтересовать учащихся творческим процессом оформления презентаций.
  • Воспитание нравственных ценностей.
  • Предоставить возможность учащимся проявить себя.

Оборудование урока. Технические и программные средства обучения:

  • Компьютер, проектор, экран, ученические компьютеры.
  • Программа Microsoft Office PowerPoint 2007.
  • Презентация учителя.
  • Творческие работы (презентации) учащихся.
  • Экспонаты школьной антропологической коллекции.
  • Раздаточный материал – тестовые задания.

Этапы урока:

  1. Организационный момент. Постановка цели урока. Актуализация и мотивация знаний. Стихотворение «Первый мост» В. Шефнера.
  2. Обобщение материала.
    1. Занимательный момент. «Хронология эволюции жизни на Земле»
    2. Доказательства происхождения человека от животных.
    3. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в эволюции человека.
    4. Стадии развития человека.
    5. Биологическая равноценность человеческих рас.
  3. Подведение итогов урока. Тестирование.
  4. Постановка домашнего задания.

Ход урока

I. Организационный момент урока. Актуализация и мотивация знаний. Вступительное слово учителя. Стихотворение «Первый мост» (Вадим Шефнер).

Слайд 4

…И вот он вырвался из чащи
По следу зверя. Но поток,
В глубокой трещине урчащий,
Ему дорогу пересёк.
На берегу другом – добыча,
Для всей семьи его – еда:
Нетронутые гнёзда птичьи,
Косуль непуганых стада…
Себе, представив на мгновенье
Закрытый для него простор,
Затылок он в недоуменье
Косматой лапою потёр.
И брови на глаза нависли,
И молча сел на камень он,
Весь напряженьем первой мысли,
Как судорогою сведён.
И вдруг – голодный, низколобый –
Он встал, упорен и высок,
Уже с осмысленною злобой
В ревущий заглянул поток.
И, подойдя к сосне, что криво
Росла у самого обрыва,
И корни оглядев – гнильё! –
Он стал раскачивать её.
И долго та работа длилась,
И камни падали в обрыв,
И с хрустом дерево свалилось,
Два берега соединив.
И он тропою небывалой
На берег перешёл другой,
И пот со лба отёр усталой –
Уже не лапой, а РУКОЙ.

Добрый день, ребята! Я начала наш необычный урок стихотворением Вадима Шефнера «Первый мост». Понравилось ли вам это стихотворение? Можем ли мы его использовать в качестве эпиграфа к уроку?

Сегодня наш кабинет «превратился» в музее. И, хотя, экспонаты его ненастоящие, а созданы обучающимися нашей школы и собраны на протяжении уже двадцати лет, они могут нам представить те далёкие года, когда шла эволюция наших предков. Так же мы познакомимся с некоторыми материалами, представленными в Дарвиновском музее Москвы. А современные информационно-коммуникативные средства обогатили наши выставочные экспонаты электронными презентациями и добавили выставке наглядности. Презентации выполнены в виде учебных проектов, разработаны вами самостоятельно, и темы проектов вы выбирали по своему желанию. Всё это нам необходимо для обобщения знаний по теме «Эволюция человека». Слайд 2–3

Так же, в ходе урока, мы выполним ряд заданий, с помощью которых повторим и обобщим знания по теме, а в конце урока выполним тестовую работу.

II. Обобщение изученного материала.

1. Занимательный момент. «Хронология жизни на Земле» Слайд 3 → Слайд 15

Действительно ли так быстро шла эволюция человека, как рассказывается в стихотворении «Первый мост»? Продолжается ли эволюционный процесс в отношении человека?

Если всё время развития нашей планеты образно сравнить с сутками, то жизнь появилась в 3 часа утра, а человек в 23 часа 59 минут 50 секунд. За последние 10 секунд эволюции на Земле появился Человек.[6]

2. Начнём с доказательств эволюции человека

Задание 1. Назовите доказательства эволюции человека и кратко охарактеризуйте каждое из них. Слайд 5

От кого человек унаследовал данные черты: генетический код ядра и митохондрий, двухсторонняя симметрия, костный скелет, пятипалые конечности, легочное дыхание, амниотическое яйцо, удлинённые конечности, молочные железы, теплокровность, дифференцированная зубная система? Слайд 6

3. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в эволюции человека.

Какие факторы способствовали эволюции человека? Слайд 8

Задание 2. [4] Во многих литературных источниках написано, что в настоящее время жизнь человека перестала регулироваться естественным отбором. Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите доказательства вашей правоты. Слайд 9

Ответ. Данное утверждение ошибочно, поскольку плохо адаптирующиеся люди продолжают погибать от инфекционных болезней, наследственных заболеваний и ряда других заболеваний.

4. Стадии развития человека. Конференция.

Обучающиеся выступают с докладами и демонстрируют свои выполненные проекты - презентации.

План конференции. Слайд 10

1. Австралопитеки – высокоорганизованные человекообразные обезьяны. Выступление обучающихся.

Задание 3 [4] Слайд 3 → Слайд 11. На витрине 26 Дарвиновского музея, представлены материалы, рассказывающие о высокоорганизованных человекообразных обезьянах. Слайд 11. Характер пищевого поиска ранних гоминид (австралопитеков и древнейшие представители рода Ноmо) был связан со средой обитания – полусухой африканской саванной с выраженной сезонной изменчивостью. Выживание их зависело от способности получить доступ к источниками пищи в сильно меняющихся в разное время года условиях.

  1. Используя рисунок 1, определите, какой способ питания характерен для каждого вида ранних гоминид.
  2. Выясните, какое значение для выживания ранних гоминид имело употребление ими мясной пищи в определённый сезон года.


Рис 1. Высокоорганизованные человекообразные обезьяны.

2. Человек умелый. Выступление обучающихся.

Задание 4. [4] Слайд 11 → Слайд 12. На витрине 27 Дарвиновского музея представлены гипсовые реконструкции архантропов.

Архантропы – собирательное название ископаемых людей, рассматриваемых как древнейшие представители человеческого рода.

Для каких целей архантропы использовали огонь:

А. Для выплавки металлов.
Б. Приготовления пищи.
В. Отпугивание хищников.
Г. Обогрева жилища.
Д. Охоты на диких зверей.
Е. Обжига посуды

3. Древнейшие люди. Человек прямоходящий. Выступление обучающихся.

Задание 5. [4] Слайд 12 → Слайд 13. Какие виды орудий использовали архантропы?

Для каких видов деятельности архантропы использовали рубило?

А. Для разрубания костей и сухожилий убитых животных.
Б. Для выкапывания съедобных луковиц и кореньев.
В. Для обработки дерева и костей.
Г. Для раскапывания нор мелких животных.
Д. Для охоты на крупных животных.

Верны все ответы.

Можно ли рубило считать универсальным орудием? Ответ. Рубило действительно можно считать универсальным орудием труда, так как оно использовалось для всех перечисленных видов деятельности.

4. Древние люди. Неандертальцы.

5. Современные люди. Кроманьонец.

5. Биологическая равноценность человеческих рас. Слайд 13 → Слайд 14

Задание 6. [4] На центральной витрине Дарвиновского музея представлены материалы, характеризующие древние и современные расовые типы. Определите, каким древним расовым типам людей верхнего палеолита соответствуют современные расовые типы по наличию у них общих монголоидных, европеоидных и австралоидных черт. Назовите фактор генетического родства человеческих рас.

Ответ. Всё человечество принадлежит к одному виду. Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения, плодовитости потомков, браков между представителями разных рас.


Рис 2. Древние расовые типы.

В своих презентациях вы указывали на ряд анатомических особенностей. А какими особенностями обладает современный человек – наш современник? Слайд 16

Современный средний человек: рост 170 см, масса тела – 70 кг, поверхность тела – 1, 8 м³; продолжительность жизни – 70 лет (150 лет назад – 38 лет). [9]

Задание 7. Объясните, почему учёные считают, что биологическая эволюция человека замедлилась.

Ответ. Биологическая эволюция осуществляется интенсивно, если популяция данного вида испытывает активное воздействие со стороны изменяющихся условий природной среды. Поскольку человек способен создавать себе стабильные и благоприятные условия, действие естественного отбора в человеческих популяциях оказалось ослабленным. Вероятно, это и привело к уменьшению темпов биологической эволюции человека.

III. Проверка знаний. Итоговое тестирование по теме «Эволюция человека» [3]

Слайды 17-20

  1. Для человека характерны признаки типа Хордовые:
    А) теплокровность,
    Б) наличие позвоночного столба,
    В) развитие плода в теле матери,
    Г) две пары конечностей.

  2. О принадлежности человека к классу млекопитающих свидетельствует:
    А) четырёх камерное сердце,
    Б) наличие млечных желёз,
    В) конечности хватательного типа,
    Г) сильно развитая кора головного мозга.

  3. Доказательством родства человека с обезьянами служат следующие факторы:
    А) их скелет имеет общее строение,
    Б) многие белки человека и шимпанзе взаимозаменимы,
    В) группы крови человека и обезьян тождественны,
    Г) для тех и других характерна двусторонняя симметрия.

  4. Антропогенез – процесс:
    А) исторического развития живой природы,
    Б) индивидуального развития человека,
    В) эмбрионального развития человека,
    Г) эволюционно-исторического формирования человека.

  5. К биологическим движущим силам антропогенеза относятся:
    А) наследственность,
    Б) речь,
    В) изменчивость,
    Г) воспитание.

  6. У представителей всех рас имеются общие признаки, доказывающие их принадлежность к одному виду:
    А) высокоразвитый мозг,
    Б) способность к творческой деятельности,
    В) развитая речь,
    Г) способность к трудовой деятельности.

  7. Социальными движущими силами антропогенеза явились:
    А) естественный отбор,
    Б) борьба за существование,
    В) труд,
    Г) образование.

  8. Человеком современного типа считают:
    А) неандертальцев,
    Б) кроманьонцев,
    В) синантропов,
    Г) питекантропов.

  9. Ведущую роль в эволюции человечества играют:
    А) только социальные факторы,
    Б) только биологические законы,
    В) социальные факторы и биологические законы,
    Г) движущие формы естественного отбора.

Ответы к тестам. Проверку можно провести в форме само- или взаимопроверки.

Слайд 21

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Б, Г А, Б, Г Б, В Г А, В А, Б, В, Г В, Г Б В

IV. Подведение итогов урока.

Обсуждение учебных проектов, удачных и неудачных моментов урока.

V. Постановка домашнего задания.

Приготовить по 1-2 экспонату для школьной антропологической коллекции.

(Можно работать в парах). Слайд 22

Литература:

  1. Беляев Д.К., Рувинский А.О, Воронцов Н.Н. и др. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1997.
  2. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. эволюция органического мира: Факультативный курс.: Учеб. пособие для 9-10 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1991.
  3. Дмитриева Т.А., Гуленков С.И. и др. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999.
  4. Дубинина Н.В. Уроки зачёты в биологическом музее. //Биология в школе, 2006. - 8.
  5. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г, Сонин Н.И. Биология: общие закономерности. Учеб. для 11 кл. М.: Дрофа, 2006.
  6. Козлова Т.А. Жизнь появилась на Земле в 3 часа утра. //Биология в школе, 2010. - 4
  7. Кулёв А.В. Вопросы и задания по общей биологии. //Биология в школе, 2008. - 8
  8. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Биология: общие закономерности: Книга для учителя. М.: Школа-Пресс, 1996.
  9. Суровегина И.Т. Кто есть человек, или загадка человека. //Биология в школе, 2010. - 2
  10. Энциклопедия для детей. Биология. М.: Изд. «Аванта +», 1994.