Урок итогового опроса (контрольная работа) в форме соревнования. Тема: "Давление жидкостей и газов". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Работа состоит из:

  • физического диктанта,
  • задач-рисунков,
  • программированного задания с выбором ответа,
  • экспериментальной задачи,
  • физического кроссворда.

Назначение этапов: с помощью физического диктанта проверяю знания учащихся основных формул, определений, единиц измерений физических величин, названий и назначений приборов и т.д.

Задачи-рисунки и программированное задание ставят целью проверить понимание основного материала темы. Экспериментальные задания рассчитаны на проверку практических умений и умений применять знания в новой ситуации;

Физический кроссворд позволяет установить знание учащимися практического использования изученных явлений.

Особенности подготовки и хода каждой части урока – задания с выбором ответа и кроссворд готовлю в 2 х вариантах. Задачи-рисунки и экспериментальные задания – для каждого ряда учащихся.

В ходе урока соревнуются между собой ряды учащихся. Проверку работ осуществляют ассистенты – три ученика этого же класса, обычно хорошо успевающие: они на каждой контрольной разные. Инструктаж для них провожу перед занятием. В процессе урока они заполняют заранее заготовленную таблицу и ведут учёт баллов каждого учащегося.

В конце урока по полученным баллам я выставляю оценки и называю ряд-победитель.

Подбор заданий соответствует требованиям к знаниям и умениям учащихся, зафиксированным в действовавшей государственной программе по физике.

Расчёт времени урока:

  1. физический диктант – 7 минут;
  2. выполнение заданий с выбором ответа – 5 минут;
  3. решение задач – рисунков – 9 минут;
  4. решение экспериментальной задачи – 10 минут;
  5. работа над кроссвордом – 5 минут;
  6. разбор экспериментальных заданий – 5 минут;
  7. подведение итогов и выставление оценок – 4 минуты.

Содержание работы

I. Физический диктант

Запишите формулу:

  1. давление жидкости на дно и стенки сосуда …;
  2. архимедовой силы…;
  3. подъёмной силы…;
  4. веса тела в воде…;

Напишите условие, когда тело:

  1. плавает;
  2. тонет;
  3. Укажите величину нормального атмосферного давления.

Напишите название прибора для измерения:

  1. давления в жидкости;
  2. атмосферного давления;
  3. плотности жидкости.

За каждый верный ответ ставиться 1 балл.

II. Ассистенты начинают проверку работы, а я обращаюсь к учащимся со вторым заданием. Говорю: «Сейчас каждому ряду будут предложены по 2 задачи. В виде рисунков (приложение 1).

Задание для первого ряда рисунок 1 и 2.

  1. В жидкости плавают 3 бруска: деревянный, пробковый и ледяной (изображены на рис. 1). Какой из них деревянный? (ответ: 2)
  2. На каждое из тел (рис. 2) действует большая выталкивающач сила?

Задание для второго ряда рисунок 3 и 4. (ответ: 1)

  1. В сосуде плавают 2 бруска одинакового размера, из них один деревянный – 1, другой пробковый – 2, см. рис. 3. На какой можно положить больший груз, не утопив брусок? (ответ: 2)
  2. На какое из тел (см. рис. 4 действует большая архимедова сила? (ответ: 2)

Задание для третьего ряда рисунок 5 и 6.

  1. Какое из тел (рис. 5) находиться под действием большей выталкивающей силы? (ответ: 1)
  2. Плотность какой жидкости больше, если плавующие в них тела одинаковые? (ответ: 2).

За каждый верный ответ ставиться 1 балл

Ш. Задание с выбором ответа. Привожу эти задания.

Вариант 1.

  1. В каком сосуде (рис. 7) давление на дно больше? (ответ: давление а) больше в широком сосуде, т.к. там больше масса воды; б) больше в узком сосуде, т.к. там больше высота столба воды; в) равны, т.к. площади дна сосуда равны)
  2. В каком сосуде (рис. 7) сила давления на дно больше? (ответ: сила давления а) больше в узком сосуде, т.к. там больше давление на дно; б) больше в широком сосуде, т.к. там масса жидкости больше; в) одинакова, т.к. площади дна обоих сосудов равны и давление тоже равны).

Вариант 2.

  1. В каком сосуде (рис. 8) давление на дно больше? (ответ: давление а) больше в левом сосуде, т.к. масса воды в нём больше; б) больше в правом сосуде, т.к. площадь дна в нём меньше; в) одинаково, т.к. высоты столбов жидкости равны).
  2. В каком сосуде (рис. 8) сила давления на дно больше? (ответ: сила давления а) одинакова в обоих сосудах, т.к. массы жидкости одинаковы; б) больше в левом сосуде, т.к. там площадь дна больше; в) больше в правом сосуде, т.к. там больше давление на дно).

Ассистенты проверяют выполнение заданий по контрольной карточке с верными ответами.

Коды правильных ответов

  • Вариант 1: 1 б), 2 а)  
  • Вариант 2: 1 в); 2 б).

За верные решения варианта 2 балла.

IV. Решение экспериментальной задачи. После выполнения задания 3 к демонстрационному столу вызываю по одному представителю от каждого ряда. Для них выставлены приборы и разложены карточки с экспериментальными заданиями. Нужно написать на доске план выполнения работы, сделать необходимые измерения, расчёты и получить результат.

Вариант 1. Имеется наполненный водой прямоугольный сосуд, брусок, который может плавать в этом сосуде, линейка. Определить массу бруска (плотность его известна).

Вариант 2. Даны: стакан с водой, динамометр, груз на нити. Определить объём груза.

Вариант 3. Даны: стальная спица, мензурка с водой и кусок пробки. Определить плотность пробки.

Выполнение экспериментального задания оцениваю я. За верное решение 7 баллов.

V. Отгадывание кроссворда. (Приложение 2)

Пока вызванные учащиеся выполняют экспериментальные задания, остальные берут из конверта последнее задание – карточку с кроссвордом и начинают отгадывать.

Вариант 1. По горизонтали: 1. Прибор для измерения давления жидкости. 2. линия на судне, отмечающая его наибольшую осадку. 3. учёный, открывший важный закон гидростатики. 4. аппарат, используемый для погружения. 5. Плотности жидкости. 6. Вес, вытесняемый судном воды при погружении до ватерлинии. 7. Глубина, на которую погружается судно.

По вертикали: фамилия учёного (в выделенном столбце).

Ответы. По горизонтали: 1. манометр, 2. ватерлиния, 3. Архимед, 4. батискаф, 5. ариометр, 6. водоизмещение, 7. осадка. По вертикали: Архимед.

Вариант 2. По горизонтали: 1. Французский физик, открывший основной закон гидростатики.2. физическая величина, определяемая как сила, действующая на единицу площади опоры, перпендикулярно к ней. 3. итальянский физик, измеривший атмосферное давление. 4. прибор для измерения атмосферного давления. 5. Устройство для подъёма воды, действующее под влиянием атмосферного давления.6. аппарат для изучения подводных глубин, не имеющий своего хода. 7. газ, применяющийся для заполнения воздушных шаров.

По вертикали: прочитать выделенное в рамке слово.

Ответы. По горизонтали: 1. Паскаль, 2. давление, 3. Торричелли, 4. барометр, 5. насос, 6. батисфера, 7. водород, по вертикали: анероид.

Наибольшее число балов, которое можно получить за кроссворд, - 7.

Собрав листы с решением кроссвордов, ассистенты проверяют их по образцу и выставляют баллы в таблицу-ведомость. В это время экспериментаторы докладывают классу, как они выполнили свои задания и отвечают на вопросы с мест. И решения, и дополнения, и вопросы оцениваю: ассистенты выставляют оценки в ведомость. В конце урока по итоговому баллу я выставляю оценки каждому ученику и определяю ряд-победитель.