Программа учебного практикума по математике. 11-й класс

Разделы: Математика

Класс: 11


Пояснительная записка

Основной задачей модернизации российского образования является обеспечение нового качества школьного образования, соответствующего требованиям изменившейся системы общественных отношений и ценностей.

Настоящая программа предназначена для старшей школы общеобразовательных классов.

Программа учебного практикума по математике «Практикум по математике» составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл./ Составлен Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. –М.: Дрофа,2004. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В. Дорофеев и др. – М.: Дрофа, 2002.

Программа рассчитана на выпускников средней общеобразовательной школы, изучающих курс математики, отвечающий обязательному минимуму содержания среднего (полного) образования по математике в объёме курса В и рассчитана на 51 час.

В процессе изучения данного курса старшеклассник познакомится с различными методами решения задач. Данный курс предусматривает не только овладение различными умениями, навыками, приемами для решения задач, но и создает условия для формирования мировоззрения ученика, логической эвристической составляющих мышления.

Курс поможет учителю показать красоту и совершенство, сложность математических методов в решении задач. Учителем и учащимися решается большое количество сложных задач, многие из которых понадобятся как при учебе в школе, так и при подготовке различного рода экзаменам, в частности ЕГЭ, олимпиад, математических конкурсов.

Введение Единого государственного экзамена проводится с целью создания системы объективной оценки подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений и абитуриентов. Поэтому при сдаче ЕГЭ проверяется владение не только материалом курса алгебры и начала анализа 10 – 11 классов, усвоение которого контролируется на выпускном экзамене за среднюю школу, но и материалом некоторых тем курса математики основной школы (проценты и пропорции), а также курсов алгебры основной школы (текстовые задачи) и геометрии основной и средней школы, которые традиционно контролируются на вступительных экзаменах в вузы.

Цель программы:

Для учащихся:

  • расширение математического представления учащихся о приемах и методах решения задач;
  • способствовать формированию математической культуры, формированию интеллектуально – грамотной личности, способной получать знания, осмысленно выбирать профессию и специальность;

Для учителя:

  • обучение учащихся точной, экономной и информативной речи, умению отбирать наиболее подходящие языковые средства.
  • интеллектуальное развитие учащихся. Формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе

Задачи:

  • овладение умениями, навыками выполнения тестовых заданий;
  • дифференцировать выпускников общеобразовательной средней (полной) школы по уровню подготовки по математике с целью итоговой аттестации и отбора для поступления в вузы;
  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления;
  • научить способам решения стандартных и нестандартных задач по математике;
  • развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  • повышение математической культуры ученика.

В результате изучения курса учащиеся должны

знать:

  • основные математические понятия;
  • алгоритм решения задач;
  • свойства решений уравнений, неравенств, систем неравенств;
  • свойства функций

уметь:

  • вычислять значения корня, степени, логарифма, находить значения тригонометрических выражений, выполнять тождественные преобразования иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений;
  • решать иррациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, неравенства, системы, включая с параметрами и модулем, а также комбинированных типов аналитическими и функционально – графическими методами. доказывать неравенства;
  • строить графики элементарных функций проводить преобразование графиков, используя изученные методы, описывать свойства функций и уметь применять их при решении задач;
  • применять аппарат математического анализа к решению задач.

Программа носит теоретически-практический характер. Школьники не только получают определенный объем знаний, но и отрабатывают имеющие практические навыки и умения.

Содержание программы состоит из 5 содержательных блоков курса математики. При этом в соответствии со спецификой математика уделяется основное внимание проверке овладения практической составляющей курса математики, но наряду с этим осуществляется и непосредственная проверка овладения его теоретической частью.

Программа оснащена методической литературой для учителя и контрольными измерительными материалами для учащихся, которые окажут существенную помощь в сдаче экзамена.

Формы работы соответствуют содержанию занятий. Для передачи теоретического материала наиболее эффективна школьная лекция, сопровождающаяся беседой с учащимися. Для закрепления материала проводятся семинары по решению математических задач.

В результате изучения данного курса учащиеся станут более компетентными при решении некоторых прикладных и исследовательских задач. Они научатся анализировать и выстраивать алгоритм своих действий, аргументировать полученные результаты и отстаивать свою точку зрения.

Ожидаемые результаты:

  • овладение рациональными приемами работы и навыками самоконтроля;
  • конструктивно подходить к предлагаемым задачам;
  • уметь применять изученные методы исследования к решению задач разного типа.

Формы контроля:

  • самостоятельные работы;
  • тесты,
  • математические диктанты.

Формы подведения итогов реализации программы: защита исследовательских проектов на учебно-исследовательской конференции

Условия реализации программы: Для успешной реализации программы необходимы:

  • учебная и справочная литература;
  • формирование навыков исследования;
  • уметь анализировать ситуацию;
  • повысить интерес к предмету.

На выполнение программы отводится 51 час. Из них: на изучение теоретического курса – 19 часов, практического курса – 32часа.

Занятия проводятся 1 час в неделю в первом полугодии и 2 часа во втором полугодии. Курс рассчитан на один учебный год.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов на теорию

Количество часов на практику

Всего часов

 

ГЛАВА I. Выражения и преобразования (10 ч)

 

 

 

1.

Корень степени п.

1

1

2

2.

Степень с рациональным показателем.

1

1

2

3.

Логарифм.

1

1

2

4.

Синус, косинус, тангенс, котангенс.

1

1

2

5.

Прогрессии.

1

1

2

 

ГЛАВА II. Уравнения и неравенства (14 ч)

 

 

 

6.

Уравнения.

1

2

3

7.

Решение уравнений.

1

4

5

8.

Системы уравнений с двумя переменными.

1

3

4

9.

Неравенства с одной переменной.

1

1

2

 

ГЛАВА III. Функции (11 ч)

 

 

 

10.

Числовые функции и их свойства.

1

2

3

11.

Производная функции.

1

2

3

12.

Исследование функций с помощью производной.

1

2

3

13.

Первообразная.

1

1

2

 

ГЛАВА IV. Числа и вычисления (6 ч)

 

 

 

14.

Проценты.

1

1

2

15.

Пропорции.

1

1

2

16.

Решение текстовых задач.

1

1

2

 

ГЛАВА V. Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин (10ч)

 

 

 

17.

Многоугольники.

1

1

2

18.

Окружность.

 

1

1

19.

Векторы.

 

1

1

20.

Многогранники.

1

2

3

21.

Тела вращения.

1

2

3

 

Итого

19

32

51

Содержание

ГЛАВА I. Выражения и преобразования (10 ч)

Корень степени п. Степень с рациональным показателем. Логарифм. Синус, косинус, тангенс, котангенс. Прогрессии.

Равносильность уравнений.

ГЛАВА II. Уравнения и неравенства (14 ч)

Общие приёмы решения уравнений. Решение уравнений. Системы уравнений с двумя переменными. Неравенства с одной переменной.

ГЛАВА III. Функции (11 ч)

Числовые функции и их свойства. Производная функции. Исследование функций с помощью производной. Первообразная.

ГЛАВА IV. Числа и вычисления (6 ч)

Проценты. Пропорции. Решение текстовых задач.

ГЛАВА V. Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин (10 ч)

Многоугольники. Окружность. Векторы. Многогранники. Тела вращения.