Цели:
Образовательные:
- выявить хозяйственную специализацию района и причины определившие ее;
- выявить крупные промышленные центры экономического района и определить их значение в хозяйстве страны;
- продолжить формирование умений свертывать полученную информацию в форме кластера;
- рассмотреть проблемы, стоящие перед районом и возможные пути их решения.
Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся, формировать практические навыки, умения в работе с дополнительной литературой, картой, учебником,
- развивать географическое мышление, устную речь девятиклассников, способность анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
- повышать интерес к предмету;
- формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к природе и антропогенным ландшафтам;
Оборудование: учебник География России. КН.2: Хозяйство и географические районы, 9 кл. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа,2009 , политико-административная карта России, социально-экономическая карта России, компьютерная презентация, мультфильм от творческого объединения Мульт-Россия «Мурманск», раздаточный материал: дополнительная информация о хозяйстве Европейского Севера, лист самооценки для каждого ученика.
Тип урока – изучение нового материала.
Ход урока
I. Орг. момент
Демонстрация мультфильма «Мурманск»
Учитель:
- Какова главная географическая идея мультфильма? («Природа разная – а страна одна»)
- Какой из методов, используемых не только в географии, возник благодаря такой идее? (метод районирования)
- Что называют экономическим районом? С каким экономическим районом мы познакомились?
- Показать состав Европейского Севера на карте.
- Что известно о ЕС? (особенности ЭГП, природные условия и ресурсы, особенности населения и трудовых ресурсов).
- Как вы считаете, каков следующий этап нашей учебной деятельности? (изучение хозяйства Европейского Севера)
Так определяется учениками тема урока и его задачи.
Презентация (приложение 4)
II. Изучение нового материала.
1.Для определения роли экономического района в хозяйстве страны важно определить отрасли его специализации.
Для этого используют формулу К=П/Н, где К- коэффициент специализации,
П - доля продукции ЭР в масштабах страны, Н, доля населения ЭР от всего населения страны.
Задание 1 (фронтальная работа). Пользуясь статистическими данными табл.4 приложения стр. 274 рассчитайте долю населения ЕС.
Задание 2 (работа в группах сменного состава - состав 1 – класс разделен на 8 групп по 3 человека).
Используя таблицу 4 стр.274 учебника рассчитать коэффициент специализации отраслей:
- 1 гр. - электроэнергетика,
- 2 гр.- топливная промышленность,
- 3 гр.- черная металлургия,
- 4 гр. - цветная металлургия,
- 5 гр. – химическая промышленность,
- 6 гр. – машиностроение,
- 7 гр. – лесная промышленность,
- 8 гр. – легкая промышленность.
- Пищевая промышленность всем группам.
Каждая группа, выполнив задание, проговаривает вслух свой ответ с комментарием (…. Данная отрасль является/не является отраслью специализации, так как полученный в результате расчетов k специализации ≥1 / ≤1) Так определен перечень отраслей специализации Европейского Севера.
2. Характеристика отраслевого состава.
Совместно с учениками составляется план характеристики.
- Природные предпосылки для развития отрасли.
- Особенности отрасли. Производимая продукция.
- География размещения отрасли (Крупные центры)
- Общий вывод. Проблемы. Перспективы развития отрасли.
Физминутка - для ее проведения использовала условные знаки полезных ископаемых, которые прикреплены на разной высоте по всему кабинету, необходимо выбрать те, которые добывают на территории Европейского Севера.
В ходе работы групп второго состава (в каждой группе по 6 человек) используется план, но он является только ориентиром, который можно дополнять, каждая группа дает характеристику отрасли специализации, с использованием дополнительного раздаточного материала:
- 1 гр.- ТЭК
- 2 гр. – черная и цветная металлургия
- 3 гр. – лесная
- 4 гр. – химическая
В ходе работы каждой группы создается кластер, один из представителей каждой группы воссоздает его на доске, так появляется целостная «картина хозяйства». Для обобщения и закрепления, полученный кластер могут использовать и ученики и учитель.
Далее представители каждой группы дают характеристику изученной отрасли с использованием социально-экономической карты. (Учащиеся в тетрадях фиксируют материал)
III. Обобщение
IV. Закрепление.
А) Решение задачи.
Ведущим предприятием Архангельской области является Соломбальский ЦБК, выпускающий хвойную сульфатную небеленую целлюлозу. Чем обусловлено размещение в данном субъекте РФ такого предприятия? Укажите не менее двух причин.
Б) Решение теста.
1 вариант
- Какой из субъектов не входит в состав Европейского Севера:
А) Архангельская область
Б) Вологодская область
В) Ленинградская область - Какой из перечисленных народов относится к числу коренных народов Европейского Севера:
А) якуты
Б) коми
В) тувинцы - Какая из отраслей является отраслью специализации Европейского Севера
А) металлургия
Б) точное машиностроение
В) пищевая промышленность
2 вариант
- Какой из субъектов входит в состав Европейского Севера:
А) Республика Карелия
Б) Республика Бурятия
В) Ямало- Ненецкий АО - Какой из перечисленных народов относится к числу коренных народов Европейского Севера:
А) чуваши
Б) ненцы
В) якуты - Какая из отраслей является отраслью специализации Европейского Севера:
А) химическая
Б) тяжелое машиностроение
В) сельское хозяйство
Заполнение листов самооценки.
V. Подведение итогов урока.