Урок географиипо теме "Хозяйство Европейского Севера". 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


Цели:

Образовательные:

  • выявить хозяйственную специализацию района и причины определившие ее;
  • выявить крупные промышленные центры экономического района и определить их значение в хозяйстве страны;
  • продолжить формирование умений свертывать полученную информацию в форме кластера;
  • рассмотреть проблемы, стоящие перед районом и возможные пути их решения.

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся, формировать практические навыки, умения в работе с дополнительной литературой, картой, учебником,
  • развивать географическое мышление, устную речь девятиклассников, способность анализировать и делать выводы.

Воспитательные:

  • повышать интерес к предмету;
  • формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к природе и антропогенным ландшафтам;

Оборудование: учебник География России. КН.2: Хозяйство и географические районы, 9 кл. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа,2009 , политико-административная карта России, социально-экономическая карта России, компьютерная презентация, мультфильм от творческого объединения Мульт-Россия «Мурманск», раздаточный материал: дополнительная информация о хозяйстве Европейского Севера, лист самооценки для каждого ученика.

Тип урока – изучение нового материала.

Ход урока

I. Орг. момент

Демонстрация мультфильма «Мурманск»

Приложение 1

Учитель:

  • Какова главная географическая идея мультфильма? («Природа разная – а страна одна»)
  • Какой из методов, используемых не только в географии, возник благодаря такой идее? (метод районирования)
  • Что называют экономическим районом? С каким экономическим районом мы познакомились?
  • Показать состав Европейского Севера на карте.
  • Что известно о ЕС? (особенности ЭГП, природные условия и ресурсы, особенности населения и трудовых ресурсов).
  • Как вы считаете, каков следующий этап нашей учебной деятельности? (изучение хозяйства Европейского Севера)

Так определяется учениками тема урока и его задачи.

Презентация (приложение 4)

II. Изучение нового материала.

1.Для определения роли экономического района в хозяйстве страны важно определить отрасли его специализации.

Для этого используют формулу К=П/Н, где К- коэффициент специализации,

П - доля продукции ЭР в масштабах страны, Н, доля населения ЭР от всего населения страны.

Задание 1 (фронтальная работа). Пользуясь статистическими данными табл.4 приложения стр. 274 рассчитайте долю населения ЕС.

Задание 2 (работа в группах сменного состава - состав 1 – класс разделен на 8 групп по 3 человека).

Используя таблицу 4 стр.274 учебника рассчитать коэффициент специализации отраслей:

  • 1 гр. - электроэнергетика,
  • 2 гр.- топливная промышленность,
  • 3 гр.- черная металлургия,
  • 4 гр. - цветная металлургия,
  • 5 гр. – химическая промышленность,
  • 6 гр. – машиностроение,
  • 7 гр. – лесная промышленность,
  • 8 гр. – легкая промышленность.
  • Пищевая промышленность всем группам.

Каждая группа, выполнив задание, проговаривает вслух свой ответ с комментарием (…. Данная отрасль является/не является отраслью специализации, так как полученный в результате расчетов k специализации ≥1 / ≤1) Так определен перечень отраслей специализации Европейского Севера.

2. Характеристика отраслевого состава.

Совместно с учениками составляется план характеристики.

  • Природные предпосылки для развития отрасли.
  • Особенности отрасли. Производимая продукция.
  • География размещения отрасли (Крупные центры)
  • Общий вывод. Проблемы. Перспективы развития отрасли.

Физминутка - для ее проведения использовала условные знаки полезных ископаемых, которые прикреплены на разной высоте по всему кабинету, необходимо выбрать те, которые добывают на территории Европейского Севера.

Приложение 2

В ходе работы групп второго состава (в каждой группе по 6 человек) используется план, но он является только ориентиром, который можно дополнять, каждая группа дает характеристику отрасли специализации, с использованием дополнительного раздаточного материала:

  • 1 гр.- ТЭК
  • 2 гр. – черная и цветная металлургия
  • 3 гр. – лесная
  • 4 гр. – химическая

В ходе работы каждой группы создается кластер, один из представителей каждой группы воссоздает его на доске, так появляется целостная «картина хозяйства». Для обобщения и закрепления, полученный кластер могут использовать и ученики и учитель.

Далее представители каждой группы дают характеристику изученной отрасли с использованием социально-экономической карты. (Учащиеся в тетрадях фиксируют материал)

III. Обобщение

IV. Закрепление.

А) Решение задачи.

Ведущим предприятием Архангельской области является Соломбальский ЦБК, выпускающий хвойную сульфатную небеленую целлюлозу. Чем обусловлено размещение в данном субъекте РФ такого предприятия? Укажите не менее двух причин.

Б) Решение теста.

1 вариант

  1. Какой из субъектов не входит в состав Европейского Севера:
    А) Архангельская область
    Б) Вологодская область
    В) Ленинградская область
  2. Какой из перечисленных народов относится к числу коренных народов Европейского Севера:
    А) якуты
    Б) коми
    В) тувинцы
  3. Какая из отраслей является отраслью специализации Европейского Севера
    А) металлургия
    Б) точное машиностроение
    В) пищевая промышленность

2 вариант

  1. Какой из субъектов входит в состав Европейского Севера:
    А) Республика Карелия
    Б) Республика Бурятия
    В) Ямало- Ненецкий АО
  2. Какой из перечисленных народов относится к числу коренных народов Европейского Севера:
    А) чуваши
    Б) ненцы
    В) якуты
  3. Какая из отраслей является отраслью специализации Европейского Севера:
    А) химическая
    Б) тяжелое машиностроение
    В) сельское хозяйство

Заполнение листов самооценки.

Приложение 3

V. Подведение итогов урока.