Тип урока: изучение нового материала с элементами исследовательской работы.
Цель и задачи урока:
- расширить имеющиеся знания об основных свойствах морской воды: температуры, солёности;
- познакомить обучающихся с новыми понятиями;
- продолжить формирование умения работать с географической картой;
- развивать познавательный интерес к предмету.
- развивать навыки исследования, умения анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы
Формы и методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; информационно-иллюстративный; демонстрационный; самостоятельная работа с текстом учебника, беседа, работа с картой.
Краткое описание хода урока: Методическая особенность урока – исследование. Это позволяет разрешить конкретные дидактические задачи. На таком занятии есть прекрасная возможность в нетрадиционной форме обобщить и расширить знания обучающихся, развивать навыки творческой работы, умения подводить итоги и делать определённые выводы.
ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словесным и наглядным методами выступают в дидактическом единстве.
Ожидаемый результат урока:
- творческое мышление школьников,
- умение приобретать знания из различных источников,
- анализировать факты,
- делать обобщение,
- высказывать собственные суждения.
Оборудование:
- презентация урока “Свойства вод Мирового океана”,
- учебник “География. Начальный курс” 6 класс — М.: Дрофа, 2006,
- атлас 6 класс,
- физическая карта мира;
- мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята!
– Повторим домашнее задание.
Задание 1. Заполните кроссворд. (Время 5 минут) Слайд\1.pptx
– Ребята, время вышло. Проведем самопроверку. Слайд\2.pptx
Задание 2. Установите соответствия. (Время 3 минуты) Слайд\3.pptx
Проведем самопроверку. Слайд\4.pptx
Подведём итоги проверки домашнего задания. Каждый правильный ответ – это один балл. Подсчитайте общее количество баллов.
Критерий оценивания: 16 – 17 баллов –“5”
13 – 15 баллов –“4”
10 – 12 баллов –“3”
А теперь, покажите своими результатами. Поднимите руки у кого – “5”. МОЛОДЦЫ! У кого результаты ниже ждём ваших новых достижений.
II. Изучение нового материала.
Мы продолжаем с вами изучать тему “Мировой океан”.
Мы сегодня поговорим о водах Мирового океана. Тема урока “Свойства вод Мирового океана” Слайд\5.pptx
– Какие свойства воды вы знаете?
Свойства воды |
||
– Я вам предлагаю вспомнить свойства воды и заполнить таблицу. (Время 3 минуты). Слайд\6.pptx
Время истекло, а теперь проверяем себя!
Свойства воды:
- Вода не имеет запаха, цвета и вкуса. Слайд\8.pptx
- Вода – единственное известное нам вещество, которое встречается в естественных условиях на поверхности Земли в твердом, жидком и газообразном состояниях. Слайд\9.pptx
- Вода обладает способностью поглощать большое количество теплоты и сравнительно мало нагреваться при этом. Кроме того, у воды очень высокая скрытая теплота плавления (80 кал/г) и испарения (540 кал/г), то есть она поглощает значительное количество дополнительной теплоты при неизменности температуры в процессе замерзания и при кипении. Слайд\10.pptx
- Вода – универсальный растворитель. Она растворяет больше солей и прочих веществ, чем любое другое вещество.
- Воду очень трудно окислить, сжечь или разложить на составные части. Вода – химически стойкое вещество.
- Вода имеет уникальную способность при замерзании расширяться, вследствие чего лед плавает на воде, остающейся в жидкой фазе.
- Дистиллированная вода очень плохо проводит электрический ток, но даже весьма малые добавки солей превращают ее в очень хороший проводник.
– Проверь себя! Слайд\11.pptx
– Какая вода бывает по составу?
– Правильно, пресная и солёная. Сравним их свойства. Слайд\12.pptx
– Молодцы!
– А какая вода по составу в Мировом океане? (Морская)
– Как вы думаете, какие основные свойства вод Мирового океана, которые влияют на развитие жизнь на Земле?
– Правильно, температура вод и солёность! Слайд\13.pptx
– Уникальным свойством воды как вещества является её способность медленно нагреваться и медленно остывать. Поэтому океан накапливает огромное количество тепла и служит регулятором температуры на суше. Слайд\14.pptx
– Рассмотрим карту “Среднегодовая температура вод Мирового океана”. Слайд\15.pptx
– Какие особенности распределения температур поверхностных вод вы видите?
– Правильно, температура поверхностных вод Мирового океана распределена неравномерно.
Слайд\16.pptx. В открытом океане температура воды изменяется в пределах от – 2° до + 30°С. Поверхностная температура в Персидском заливе в летние месяцы превышает 33°С, а на мелководьях у берегов может достигать 36°С.
Самая холодная вода в море Уэдделла, в Антарктике. Слайд\17.pptx
– Как вы думаете, от чего зависит температура вод Мирового океана? Слайд\18.pptx
– Основной причиной является климат. Слайд\19.pptx. Солнце нагревает только поверхность океана, в толщу океана это тепло переносится перемешиванием и течениями. Слайд\20.pptx
Средняя температура поверхностного слоя Мирового океана составляет +17,5°С, с глубиной температура падает и глубже 1 км не превышает 2°С. Слайд\21.pptx
В полярных областях понижается до 0°C и ниже, а в экваториальных широтах вода нагревается до 27-28°C. Слайд\22.pptx
Самая высокая температура воды у поверхности в Тихом океане (+19,4°C), Индийский (+17,3°C), Атлантический (+16,5°C) океаны, самая низкая температура воды в Северном Ледовитом океане (-1°C). Слайд\23.pptx
Средняя температура вод Мирового океана — 3,51°С. Слайд\24.pptx
Морская вода замерзает при более низкой температуре: -1,9°С. Чем больше соленость воды, тем ниже температура замерзания. Лед постоянно покрывает центральную часть Северного Ледовитого океана, окружает Антарктиду. Зимой площадь, покрытая льдом, расширяется, летом, наоборот, сокращается. Слайд\25.pptx
– Найдите на карте океанов в атласе зимнюю границу распространения плавучих льдов в северном и в южном полушариях. Определите, до какой широты она доходит в каждом из полушарий. Слайд\15.pptx.
– При погружении в глубины океана повсеместно отмечается понижение температуры воды, кроме полярных областей. В верхнем слое воды на глубине 300-500 м температура резко падает, ниже – убывает плавно. На глубинах 3000-4000 ми более температура воды колеблется между +2°С и -1°С. Слайд\26.pptx
– Вода – прекрасный растворитель. Слайд\28.pptx Дожди разрушают горные породы на суше, мелкие обломки, гравий, песок и растворённые химические вещества переносятся ручейками в реки, которые несут их в моря и океаны. Нагретая солнцем вода испаряется, а принесённые осадки и химические вещества накапливаются в морях и океанах. Поэтому в морской воде растворены почти все известные на Земле вещества. Слайд\29.pptx На вкус морская вода горьковато-солёная. Это связано с составом растворённых солей. Солёный вкус морской воде придаёт поваренная соль, горьковатый – Больше всего в ней солей – хлоридов (89%) и сульфатов (11%), придающих воде горько-солёный вкус. Слайд\30.pptx
– Морская вода – это особый тип природных вод. Важнейшей характеристикой морской воды является солёность. Солёностью морской воды называют содержание в граммах всех минеральных веществ, растворённых в 1 л морской воды. Солёность выражается в г/л, то есть в тысячных долях — промилле и обозначается S (%о). Слайд\31.pptx Средняя солёность Мирового океана — 35 %о, то есть в каждом литре воды содержится 35 граммов минеральных веществ. Слайд\32.pptx
– Как распределяется солёность вод в Мировом океане? Слайд\33.pptx
– Рассмотрите карту солёности вод Мирового океана, сделайте выводы о распределение солёности вод в Мировом океане. Слайд\34.pptx
– Как вы думаете, от чего зависит солёность воды? Слайд\36.pptx
– Проведём лабораторную работу.
Опыт 1. Возьмём два сосуда, нальём одинаковый объём воды и одинаковый объём соли, всё хорошо перемешаем. В один из сосудов будем добавлять пресную воду через определённый промежуток времени. Слайд\37.pptx.
– Как вы думаете, что произойдёт, например, через неделю?
– Какие выводы можно сделать, от чего зависит солёность воды?
– Откуда берётся пресная вода в Мировом океане?
– Солёность вод Мирового океана зависит от притока пресной воды с суши (речного стока), атмосферных осадков и таяния льдов. Слайд\38.pptx
– Закончите предложения: Слайд\39.pptx
- Чем _____________ выпадает атмосферных осадков, тем _________ солёность вод Мирового океана.
- Чем _____________ речной сток в Мировой океан, тем _________ его солёность.
Опыт 2. Возьмём два сосуда, нальём одинаковый объём воды и одинаковый объём соли, всё хорошо перемешаем. Один из сосудов будем нагревать. Слайд\40.pptx
– Что произойдёт через 10 минут?
– В каком сосуде вода будет более солёной?
– Какие выводы можно сделать, от чего зависит солёность воды? Солёность вод Мирового океана зависит от температуры и испарения с его поверхности. Слайд\41.pptx
– Закончите предложения: Слайд\42.pptx
- Чем _____________ температура, тем _________ испарение вод Мирового океана.
- Чем _____________ испарение, тем _________ солёность вод Мирового океана
Подведём итоги: Слайд\43.pptx
– Там, где осадков выпадает больше и испарение невелико, солёность ниже, к тому же её понижают речные воды и воды тающих льдов.
– К высоким широтам солёность уменьшается, невелика она и в экваториальных областях, где выпадает много осадков и несколько понижено испарение, а в тропических широтах солёность повышена. Слайд\44.pptx
Это интересно. Если все соли, растворённые в водах Мирового океана, выпарить и равномерно распределить по поверхности Земли, то нашу планету покроет слой соли толщиной 45 метров. Слайд\45.pptx
– Средняя солёность Атлантического океана – 35,4 %о, его внутреннего Балтийского моря– 10-12 %о (в заливах 2-6 %о). Как вы думаете, почему? Слайд\46.pptx
– Это объясняется тем, что в умеренном климатическом поясе, где располагается Балтийское море, выпадает большое количество осадков и к тому же в море впадает много рек, несущих пресную воду.
– Средняя солёность Индийского океана – 34,8 %о. Солёность Красного моря – 40-42 %о – самое солёное море на Земле. Почему? Слайд\47.pptx
– В море поступает мало пресной воды, а испарение значительно, то его солёность оказывается больше, чем солёность океана, которому море принадлежит.
– Самое солёное море-озеро в мире Мёртвое (около 300 %о). Слайд\48.pptx
– Средняя солёность океанов: Тихий океан – 34,6 %о, Атлантический океан – 37,5 %о, Индийский океан – 34,8 %о, Северный Ледовитый океан – 32 %о. Слайд\49.pptx
– Какой океан самый солёный? Слайд\50.pptx. Почему?
III. Закрепление пройденного
– Причины, определяющие свойства вод Мирового океана. Слайд\51.pptx
– Решите задачи:
1. Подсчитайте, сколько соли можно получить из 1 т воды Красного моря, зная, что солёность моря 42%о. Слайд\52.pptx
2. Сколько граммов соли содержится в 1 кг морской воды, если из 7 т воды получается 280 кг соли? Слайд\53.pptx
3. Известно, что полярники не заботятся о запасах пресной воды, необходимой для приготовления пищи или питья. Они используют лёд, который образуется из морской горько-солёной воды. Почему вода становится пресной, если она образуется из растаявшего морского льда? Слайд\54.pptx
– Раскройте причины, от которых зависят основные свойства океанических и морских вод в разных частях Мирового океана. Слайд\55.pptx, Слайд\56.pptx
IV. Домашнее задание
:Параграф “Некоторые свойства вод Мирового океана” на пересказ и заполнить таблицу: Слайд\57.pptx
Море |
Солёность, %о |
Причины |
Балтийское | 10 |
Умеренные широты, внутреннее море, большой речной сток |
Карское | 10 |
|
Красное | 42 |
|
Баренцево | 35 |
Список используемой литературы.
- Элькин Г.Н. Поурочное планирование. Физическая география. 6 класс. С.-П., 2002.
- Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии VI – X классы, М., 2001.
- Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс. М., Дрофа, 2009.
- Летягин А.А. Гография. Начальный курс. М., Вентана-Граф, 2008.