Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: “Пешком с велосипедом”.

Цель: Формирование у детей основ дорожной безопасности.

Задачи: Познакомить с основными правилами безопасного движения на велосипеде, с предписывающим и запрещающим знаками для велосипедистов, учить детей различать дорожные знаки; закрепить названия транспортных средств: легковых, грузовых и специального назначения; отрабатывать навыки практического управления велосипедом.

Материал: слайдовая презентация по теме, карточки с различными видами транспорта, картинка с изображением велосипеда на дороге, велосипеды для соревнований, медали по количеству детей, карандаши, фломастеры.

Предварительная работа: беседы с детьми; рассматривание светофора, наблюдение за его работой; рассматривание картин с изображением улицы; чтение книг.

Ход занятия. <Приложение>

Стихотворение “Машины” (Читают подготовленные дети) (слайд 1)

На улице нашей
Машины, машины
Машины малютки
Машины большие.

Эй, машины, полный ход!
Я примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю. (Слайд 2)

Спешат грузовые
Фурчат легковые
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.

У каждой машины
Дела и заботы
Машины выходят
С утра на работу.

– Какие машины встречаются в нашем городе?

Дети берут карточки с изображениями различных видов машин: легковые, грузовые, спец.назначения. Встают в круг, называют по очереди названия машин.

– Как назвать одним нарисованные на картинках предметы? Дети – транспорт (слайд 3)

Затем детям даётся задание: разделить на группы все транспортные средства.

– А велосипед? Это тоже транспортное средство, выделим его в отдельную группу, сюда мы отнесем и самокат, значит, тот, кто управляет велосипедом, называют… велосипедистом. Велосипедом пользуются и взрослые и дети.

– Какие бывают велосипеды? (двухколёсные, трёх и четырёхколёсные – слайд 4).

– Ребята, кто умеет ездить на велосипеде?

– А кто себя может назвать настоящим велосипедистом? Только тот, кто знает правила дорожного движения на велосипеде, может называться велосипедистом.

Послушайте стихотворение о настоящем велосипедисте:

На двух колёсах я качу,
Двумя педалями верчу.
За руль держусь, гляжу вперёд,
Я знаю скоро поворот.
Мне подсказал дорожный знак:
Шоссе спускается в овраг.
Качусь на холостом ходу,
У пешеходов на виду.

– Посмотрите, этот котёнок, тоже назвал себя настоящим велосипедистом (слайд 5), но что с ним случилось? (Дети объясняют дорожную обстановку, изображённую на картинке). Печальная картина. Вот, чтобы ни с кем из вас не случилось подобное несчастье, мы познакомимся с правилами движения на велосипеде. А вы мне будете помогать. Договорились?

Проводится дидактическая игра “ Запрещается или разрешается”. Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Кататься на велосипеде на проезжей части… (запрещается )

Кататься на велосипеде во дворе… (разрешается). Но!... (по специальной площадке). Почему?

Ездить на велосипеде по тротуару…(запрещается). Почему?

А идти и вести велосипед за руль по тротуару…(разрешается).

Кататься по детской площадке на велосипеде…(запрещается). Почему?

А по велосипедным дорожкам…(разрешается). Внимание! На неё указывает предписывающий знак (синий круглый знак с изображением велосипеда) “ Движение на велосипеде разрешается” (слайд 6)

А этот знак какой? Запрещающий. Почему? (показывает круглый белый с красным ободком и велосипедом в середине знак “Движение на велосипеде запрещено”) (слайд 7)

Ещё один важный вопрос необходимо обсудить с детьми:

– Переезжать проезжую часть на велосипеде… (запрещается). Почему? Как нужно действовать? (Как пешеходу: слезть с велосипеда и вести его за руль по пешеходному переходу, посмотрев сначала налево, затем направо).

Физ. Минутка на внимание (лёжа и сидя на ковре). Можно поделиться на группы. Воспитатель показывает знак предписывающий: дети лежа на ковре имитируют движения на велосипеде; показывает запрещающий знак – садятся без движения.

– Итак, ребята, вы уже познакомились с основными правилами дорожного движения; знаете, что можно и чего нельзя делать велосипедисту. Но, настоящий велосипедист должен хорошо управлять своим велосипедом. Сейчас мы устроим настоящий экзамен по безопасному вождению (слайд 8)

Для этого нам нужно разделиться на три команды. Как? (предлагают дети). Каждой команде выдаётся четырёхколёсный велосипед.

Объявляются условия соревнований: “Главное не быстрота, а точность выполнения велофигур и безопасность движения”.

Предлагаются следующие велофигуры:

“Змейка” – участники объезжают поочерёдно каждую стойку с разных сторон.

“Коридор” – параллельные сплошные линии (ширина 15-20 см), между которыми, не задевая края, должен проехать велосипедист.

“Восьмёрка” – расчерчивается фигура с двумя кругами разного диаметра (большого и меньшего). Желательно провести двойные линии, чтобы ширина между ними была 15-20 см.

После каждого этапа велофигур подводится итог, присуждаются очки (или вручаются жетоны) каждой команде. В конце подводится итог всего соревнования, выявляется команда – победитель (самая внимательная, точная, дружная). Победители делают круг почёта, им вручаются большие медали с изображением велосипедиста. Остальным участникам так же вручаются медали с велосипедистом, только меньшего размера. По окончании говорится о том, чтобы дети помнили, что велосипед – это не игрушка, не предмет для развлечения, а транспортное средство, к управлению которым должны допускаться лишь те дети, которые знают правила безопасной езды на велосипеде.

– Получив медали, вам разрешается управлять велосипедом, но только под присмотром взрослого и в специально отведенном месте во дворе (слайд 9)

Далее дети берут фломастеры, карандаши и раскрашивают свои медали.