Экспериментальная работа на уроках химии

Разделы: Химия


Один опыт я ставлю выше,
чем тысячу мнений, рожденных
только воображением.
М.В.Ломоносов

С первых шагов изучения химии в 8 классе мы знакомим учащихся с предметом химии: веществами, их строением и превращениями, способами получения и применения человеком. Изучение свойств веществ начинаем с наблюдения и описания чисто физических явлений, которые всегда сопровождают химические реакции: изменение окраски, запаха, агрегатного состояния, выделение или поглощение тепла и т.д. Для школьника, переступившего порог кабинета химии, на первом месте оказывается непосредственное действие с веществом: смешать, поджечь, может быть, даже взорвать. Чрезмерное увлечение составлением формул и уравнений реакций, за которыми ученик не видит вещества и его превращений, часто является причиной потери интереса к химии.

Однако, за последние двадцать лет в школьном химическом эксперименте произошли принципиальные изменения:

  • стали доступны видеозаписи экспериментов;
  • стали доступны программы для проведения имитационных экспериментов;
  • усилилась чрезмерная озабоченность проблемами безопасности школьников;
  • вследствие низкого материально-техническое оснащения многих школ эксперименты фактически не проводились.

Вместе с тем, химический эксперимент – это один из наиболее запоминающихся компонентов обучения. Учащиеся, если у них долго нет лабораторных, практических работ, в один голос просят об этом .

Поэтому, если мы хотим уничтожить стремление ученика к изучению химии, то достаточно убрать практическую часть: демонстрационный и ученический эксперимент, «который является своеобразным использованием в обучении экспериментального метода, широко применяемого в науке для раскрытия закономерных связей и отношений веществ, для изучения сущности химических процессов и условий их протекания. Эксперимент является одновременно и способом добывания знаний и видом практики, подтверждающей их истинность»

Химический эксперимент выполняет важнейшие функции: образование, воспитание (нравственное, духовное, трудовое, эстетическое, экономическое и др.) и развитие (в том числе памяти, мышления, эмоций, воли, мотивов и др.).

Наряду с этим, химический эксперимент выполняет и некоторые частные функции – информативную, эвристическую, корректирующую, исследовательскую, обобщающую и мировоззренческую.

Однако, на уроках химии учитель имеет право проводить только те практические работы, лабораторные опыты и демонстрационные, которые предусмотрены программой. При проведении практических работ необходимо следовать всем пунктам исследовательской работы, оговоренным в памятке проведения.

  1. Практическую работу начинаем с организационного момента: обучающиеся должны встречать учителя, стоя, выйдя из-за парт, ничего не должно быть между партами,
    на партах должны лежать учебники, дневники, ручки, простой карандаш, тетради для практических работ ( тетради для практических работ раздают дежурные на перемене, тетради для практических работ хранятся в шкафу в кабинете, их всегда можно посмотреть.)
  2. Далее проводим инструктаж по технике безопасности при выполнении данной практической работы, а именно: обращаем внимание на все возможные последствия неправильной работы и выясняем, как должны работать обучающиеся (на предыдущем уроке задаем - повторить правила по технике безопасности.), обучающиеся расписываются в журнале технике безопасности, что они действительно ознакомлены с правилами по технике безопасности и подготовлены к выполнению работы. В этот момент помогает лаборант, который следит за правильным ведением данного журнала.
  3. Школьники приступают к работе в тетрадях, а именно: записывают число (обязанность дежурных записывать число на доске на перемене), номер практические работы и цель работы формулируют самостоятельно близко к записи в учебнике.

Наличие недостаточного количества реактивов и химической посуды, позволяет работать ребятам только парами.

Ученики в тетрадях записывают вещества и оборудование, выданное им. В некоторых старших классах при подготовке к практической работе ученики подают заявки лаборанту, что им будет необходимо на следующем уроке, но эти заявки тщательно проверяются преподавателем. Это организует детей, развивает у них чувство ответственности, ученики приобретают навыки работы лаборанта.

Иногда, если работа очень сложна для данного класса, ещё раз проговариваем все этапы работы.

В течение всей работы лаборант находится в кабинете и помогает учителю следить за работой юных химиков, после выполнения отдельными учениками практической части работы лаборант убирает реактивы и оборудование, а обучающиеся приступают к оформлению работы.

Для упрощения оформления работы рекомендуем школьникам вносить записи в таблицу:

Что брали ?

Какие манипуляции производили?

Что наблюдали?

Уравнения реакций

Выводы

 

 

 

 

В последнее время не всегда требуем полного описания выполнения эксперимента, так как считаем, что с большей пользой ребята потратят это время на написания вывода.

Каждая практическая работа заканчивается самостоятельными выводами. На доске, ближе к окончанию практической части, записываем вопросы, которые ложатся в основу выводов. На основании ответов легко судить о качестве проделанной работы.

При проведении обобщающего занятия «Химические элементы и жизнь » на элективном курсе в 9 классе «Химия и экология», имеющего метапредметный характер, используем метод проектного обучения, который способствует развитию творческого потенциала учащихся. Формы представления конечного результата проектной работы могут быть различны : презентация, публикация, альманах, газета и т. д. Считаем, что недостаточно насытить рассматриваемый материал информацией, которая заинтересует учащихся, целесообразно так строить процесс обучения, чтобы учащиеся смогли сами исследовать проблему и выработать инструкции по поведению в какой-либо ситуации. Так и данный проект предусматривал комплексный подход к оценке влияния содержания различных химических элементов на здоровье человека, изучение влияния геохимических аномалий, разработку школьниками мер по профилактике дефицита ведущих элементов. Учащиеся, объединившись в группы по интересам, проводили определение содержания некоторых химических элементов в образцах живой и неживой природы с последующим сопоставлением данных (на основе проведенных опытов и сравнений); изучали влияние различных химических элементов на здоровье человека (на основе изучения литературных данных); знакомились с методами учета содержания химических элементов простейшими способами; выявили возможности работы на компьютере по диагностике нарушений обмена веществ и отравлений различными химическими элементами. Итогом проведенной работы стали презентация « Почему сердце не камень?», инсценированное расследование «Есть ли адрес у болезни?», сказ «Умный Йод», публикация, создание сайта с рекомендациями по профилактике недостатка различных элементов.

Внеурочная работа школьников, как правило, не ограничивается данными рамками. Заинтересовавшиеся отдельными частными вопросами учащиеся начинают работу над индивидуальными исследовательскими проектами, вступают в ШНО, активно представляя результаты труда на конференциях, смотрах, конкурсах различного уровня.

Химический эксперимент нужно проводить, поскольку он представляет собой самостоятельную ценность, и личностно значим для школьников. Ни имитации, ни видеозаписи его при этом не заменят. Естественно, эксперименты следует ставить так, чтобы их самостоятельная ценность и личностная значимость была максимальной. Умение ставить эксперименты и интерпретировать их результаты есть важнейший надпредметный навык, а потому обладает огромной ценностью.