Совместная деятельность взрослого и детей в старшей группе с учетом интеграции образовательных областей

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: “Зима”.

Форма проведения: развивающие игры.

Программа: “Развитие” /Под ред. О.М.Дьяченко – М.: Новая школа, 1994.– 64с.

Классификация: совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на решение образовательных задач.

Интеграция образовательных областей:

  • “Познание” – развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
  • “Художественное творчество” – развитие продуктивной деятельности детей;
  • “Социализация” – развитие игровой деятельности, приобщение к моральным правилам взаимоотношений со взрослым и детьми.
  • “Коммуникация” – развитие свободного общения со взрослым и детьми.

Форма организации детей: подгрупповая.

Предварительная работа: совместная деятельность воспитателя и детей:

  • изготовление сердечек, снежинок (с обратной стороны снежинки приклеить контактную ленту);
  • изготовление варежек из белой бумаги;
  • чтение сказок: русские народные сказки (“По щучьему велению”, “Мороз Иванович”, “Снегурочка”, “Морозко”), белорусская народная сказка “Два Мороза”, С. Маршак “Двенадцать месяцев”, Г. Х. Андерсен “Снежная королева”, братья Гримм “Бабушка Метелица”;
  • заучивание стихов о зиме: С. Есенин “Белая береза”, С. Маршак “Декабрь”, И. Токмакова “На свете так бывает”;
  • рассматривание иллюстраций в детских энциклопедиях;
  • сезонные наблюдения в природе.

Задачи:

  • закреплять знания детей о зимних явлениях в природе;
  • развивать воображение, память, речь и речевую выразительность, формировать навыки составления сложных предложений со значением противопоставления;
  • формировать интерес к окружающему;
  • совершенствовать умение передавать в рисунке пропорции и пространственные особенности;
  • расширять представления детей об эмоциях;
  • совершенствовать коммуникативные навыки, устанавливать межличностное доверие, развивать эмпатию и интерес к партнерам по общению;
  • создавать доброжелательную атмосферу.

Демонстрационный материал к занятию:

  • панно “Елка” 40 х 60 см, с точечно приклеенной контактной лентой (липучка) в верхнем ярусе елочных ветвей, среднем ярусе и нижнем ярусе.

Раздаточный материал к занятию:

  • сердечки, сделанные из бумаги (по количеству детей);
  • снежинки на веревочках с эмоциями (по количеству детей);
  • вырезанные из белой бумаги варежки (по количеству детей);
  • разнообразный изобразительный материал (пастель, восковые мелки, наборы бусинок, трафареты, маркеры, фломастеры, клей).
  • фишки.

Методические указания к проведению:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Доброе утро, поприветствуем друг друга ладошками. Давайте поиграем в игру “Сердечко” (достает сердечко). Какое оно красивое, правда? И у каждого из вас есть сердечко.

– Положите руку на грудь и прислушайтесь, как бьется ваше сердечко. Почувствуйте его тепло ладонью, постарайтесь сохранить это тепло.
– А теперь, сложите ладони в виде сердца, прикоснитесь “сердцем” друг к другу и подарите частичку своего тепла тому, кто с вами рядом.

2. Метод выяснения ожиданий и опасений дошкольников “Что я знаю о зиме?”

Цель: выявить умение детей оценивать свой багаж знаний, нацелить на тему деятельности, активизировать интеллектуальный потенциал ребенка.

– Ребята, давайте подойдем к окну. Какое время года сейчас? Какая зима? Как сказать красиво?

Вы уже догадались, что сегодня мы будет рассуждать о зиме. Кто считает, что он много знает о зимних явлениях в природе, может рассказать, как меняется жизнь животных и растений, человека, возьмите белые снежинки и украсьте ими елку (панно “Елка” закреплена на мольберте). Кто сомневается, что он сможет уверенно рассказать о зиме, украсьте елку синими снежинками (рассуждения детей о зиме).

3. Динамические упражнения “На дворе мороз и ветер”.

Воспитатель: Ребята, зимой очень холодно. Я предлагаю погреться.

На дворе мороз и ветер.
На дворе гуляют дети (гуляют).
Ручки, ручки потирают (потирают руки).
Ручки, ручки согревают.
Чтоб не зябли наши ручки,
Мы похлопаем в ладошки (хлопают).
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем.
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко (топают).
Вот как топать мы умеем.
Вот как ножки мы согреем.
Нам мороз теперь не страшен
Все мы весело попляшем.
Вот как мы плясать умеем.
Вот как ножки мы согреем. (А. Ануфриева, О. Милюкова).

4. Дыхательная гимнастика.

Как подул Дед Мороз в воздухе морозном,
Полетели, закружились ледяные звезды.
Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение:
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко. (Н. Нищева).

5. Игра “Угадай эмоцию”.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у каждой снежинки свое настроение. Маша, какая эмоция у твоей снежинки? (радость, грусть, восторг, удивление, злость, страх, горе). Пока мы играли со снежинками, у меня замерзли руки. Как их можно согреть? (подышать на них, потереть друг о друга, надеть варежки).

6. Творческая работа (раскрашивание в парах).

Воспитатель: Посмотрите, я принесла варежки, которые мы вырезали вместе. Вспомните, какие у вас варежки? (разноцветные). Как можно украсить эти варежки? (ответы детей). Чтобы работа спорилась, я предлагаю работать в парах.

Воспитатель: Договоритесь и придумайте свой узор. (Каждая пара детей раскрашивает свою пару варежек).

Детям предлагается разнообразный изобразительный материал. Рефлексия деятельности детей. Вопросы воспитателя:

– От одной ли пары ваши варежки?
– Нравятся ли вам ваши варежки?
– Хотели бы вы их носить?
– Как вы выполняли работу?

Отметить ситуацию, если у пары детей узор не совпадает, подчеркнуть, что для выполнения общей работы необходимо уметь договариваться.

7. Викторина “Знатоки сказок”.

Воспитатель: Зимнее время – это время новогодних праздников, волшебства, сказок. Сейчас мы с вами поиграем и узнаем, хорошо ли вы знаете сказки о зиме.

Задания детям:

Задание 1. Разделиться на две команды (мальчики и девочки).
Задание 2. Дать название своей команде.
Задание 3. Назвать сказочных героев, совершающих добрые поступки.
Задание 4. Назвать отрицательных сказочных персонажей, мотивировав свой ответ.
Задание 5. Назвать сказочный транспорт.
Задание 6. Назвать волшебные предметы.

Результаты игры фиксируются наглядно с помощью фишек. Дети самостоятельно определяют победителя.

8. Задание “Закончи предложение” (составление сложных предложений со значением противопоставления). Дети заканчивают предложение, а затем повторяют его полностью.

– Зимой бывает снегопад, а осенью…
– Зимой бывает снег, а летом…
– Зимой снег падает, а весной…
– Зимой катаются на санках, а летом…
– Зимой лес спит, а весной…
– Зимой катаются на коньках, а летом…
– Зимой бывает холодно, а летом…
– Зимой деревья белые, а осенью…
– Зимой растут сугробы, а летом растут…
– Зимой лепят снеговика, а летом…
– Зимой насекомые прячутся, а летом…

9. Итог.

По выполнению задания предложить детям украсить елку серебряными снежинками (приклеены блестки), если они считают, что сделали сегодня для себя открытие, узнали что-то новое о зиме, услышали красивое сравнение, высказывание и т.д.

Воспитатель: Ребята, мне понравилось, как вы договаривались сегодня, порадовали ваши знания зимних явлений и умение составлять сложные предложения, у нас царила доброжелательная атмосфера доверия и взаимопомощи.

Воспитатель: Ребята, вы все большие молодцы! На этом наши приключения заканчиваются. Я хочу подарить вам на память сердечки (на которых подписаны положительные качества человека).

Воспитатель, раздавая сердечки, проговаривает пословицы:

– Учись добру — плохое на ум не пойдёт.
– Смелость города берет.
– Человек без друга, что земля без воды.

Оценка результата: Если на макете елки появились серебряные снежинки, то цель достигнута, так как дети смогли выполнить рефлексию своей деятельности, вычленив для себя новые знания.