Цель урока: воспитание любви к родной природе, развитие наблюдательности и интереса к окружающему миру.
Форма урока: коллективное творческое дело с элементами викторины.
Презентация (приложение 1)
Подготовительная работа: старшеклассники (вожатые летнего пришкольного лагеря) готовят инсценировку сказки “Чьи цветы лучше?”, а другие дети готовят рассказы или легенды о цветах с возможной инсценировкой. Учитель предварительно делит детей на четыре команды. Каждая команда готовит по два выступления, а также приносит в этот день необходимый материал для изготовления икебаны. В конце выступлений и нескольких конкурсов учитель (жюри) подводят итоги Дня цветов. Классная комната предварительно украшается старшеклассниками рисунками, плакатами, живыми цветами.
Вводные слова учителя: Сегодня, дорогие ребята, у нас особенный День, который никого не оставит равнодушным, потому что мы будем с вами говорить о цветах. Без них наша земля не была бы такой прекрасной. Синие, красные, желтые, розовые, белые – они, как разноцветные фонарики, вспыхивают вдоль тропинок, на полянках, клумбах у домов и на площадях больших городов, около рек и ручейков. Многие поэты воспевали красоту цветов в своих стихах, о цветах сложено много сказок, мифов, преданий, легенд. Многие цветы – это настоящая лесная аптека, помогающая человеку сохранить здоровье, продлить жизнь и излечиться от недугов. Цветы являются символами многих стран, люди даже создали язык цветов. С самых древних времен люди восхищались и воспевали цветы как красоту родной земли. Вот и мы сегодня постараемся больше узнать о цветах и попробуем прикоснуться к древней цветочной традиции – составлению икебаны, родиной которой является Япония. (Слайд 1 и 2)
Сказка “Чьи цветы лучше?” (Слайд 3)
Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы?
Притопнула своим каблучком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…
– Мои цветы самые красивые, – говорит Весна.
– Нет, – возражает ей Лето.
– Цветы у тебя, и правда, красивые, да только мои лучше!
Взмахнуло Лето шляпкой, сплетенной из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, душица, иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…
Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблекли. (Слайд 4)
– Мои цветы не хуже, – так сказала Осень и повела багряным рукавом.
Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки. Снова распустились одуванчики.
А что же Зима? Засыпала снегом лес и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегония, цикламены, орхидеи…
– Люди сад вырастили, а все равно он зимний.
Здесь цветы самые красивые, – хвалится Зима.
Так до сих пор и спорят времена года – у кого самые лучшие цветы.
(Слайд 5)
Русская легенда об Иван-чае (слайд 6)
Жил в одной деревне паренек по имени Иван, который ходил в красной рубахе и любил большую часть времени проводить на опушках среди цветов и кустарников. Он ухаживал за цветами, выводил новые сорта и мечтал о чем-то в тишине. А жители деревни, завидя мелькающую среди зелени красную рубаху, говорили: – Да это Иван, чай, там ходит (в этой местности люди в свою речь вставляли вводное слово “чай”)
И до того к этому привыкли, что и не заметили отсутствия в деревне Ивана. А когда вдруг появились невиданные ранее алые цветы, стали говорить: “Да это Иван-чай!” Так их стали называть. Кроме того, если листья этого растения заварить кипятком, то получится приятный освежающий напиток.
Древнегреческая легенда о фиалке (слайд 7)
Бог света Аполлон преследовал одну из прекрасных дочерей Атласа, которая в страхе убегала от него. И когда он почти настиг ее, девушка с мольбой обратилась к Зевсу, чтобы громовержец укрыл ее от Аполлона. Великий Зевс сжалился и превратил ее в цветущую фиалку, спрятав в тени своих лесов. С тех пор каждую весну она цвела и наполняла своим благоуханьем небесные леса, радуя богов и богинь.
Христианская легенда о маргаритке (слайд 8)
Дева Мария, будучи ребенком, как-то смотрела ночью на небо, усеянное сверкающими звездами, и высказала желание: как было бы хорошо, если бы эти удивительные звезды стали земными цветами и она могла бы с ними играть. И как только звезды услышали это пожелание, они отразились в хрустальных каплях росы, блестевших на земных растениях. На другое утро солнце озарило землю, и все увидели, что она покрыта, словно маленькими звездочками – белыми цветочками. Дева Мария была в восхищении, украсила ими себя и воскликнула, что они всегда будут ее любимыми цветами и пусть называются цветами Марии – маргаритками.
Древнегреческая легенда о незабудке (слайд 9)
Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала раздавать названия всем цветам на земле. Все цветы были одарены именами, никого не пропустила прекрасная богиня и хотела уже удалиться, как вдруг услышала чей-то слабый голос: – Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя!
Оглянулась Флора, посмотрела вокруг и снова хотела уйти, так никого и не увидев. Но голос повторился и попросил для себя имя. И тут только Флора заметила среди травы маленький нежный цветок голубого цвета. Рассмеялась богиня и сказала, что будет он называться незабудкой. А вместе с этим именем она наделила его чудесной силой – возвращать память тем людям, которые начнут забывать свою родину и своих близких.
Русская легенда об Анютиных глазках (слайд10)
В венчиках анютиных глазок мы видим три цвета: белый – цвет надежды, желтый – удивления, фиолетовый – печали. По русской легенде, в трехцветных лепестках этого цветка отразились три периода жизни девочки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми лучистыми глазами. Жила она в деревне, доверяла людям, верила в добро и справедливость. На свою беду встретила она легкомысленного парня, который ласковыми речами пробудил в девушке любовь. Всем сердцем полюбила его Анюта, а юноша поспешил в дорогу, обещая обязательно вернуться к своей избраннице. Долго ждала его Анюта, выходила на дорогу, всматривалась вдаль, и тихо угасала от тоски. А когда умерла, на ее могиле выросли удивительные цветы с трехцветными лепестками, в которых отразились надежда, удивление и печаль. Эти цветы и назвали анютиными глазками.
Христианская легенда о подснежниках (слайд 11)
Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно и грустно. Тогда несколько снежинок сжалились над ней, упали на землю и превратились в цветы – подснежники. Увидев их, Ева обрадовалась, повеселела, у нее появилась надежда, и с тех пор подснежник стал символом радости и надежды.
Древнерусская легенда о ландыше
(слайд 12)Морская царевна Волхва полюбила юношу Садко, который прекрасно играл на гуслях, а он отдал свое сердце красавице Любаве. Грустная Волхва вышла на берег и стала горько плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и печали.
Украинская легенда о васильке (слайд 13)
Молодого, статного крестьянского парня Василия полюбила красавица русалка, и он ответил ей взаимностью. Были они очень счастливы, только никак не могли договориться, где им лучше жить вместе. Русалка звала Василия в милые ее сердцу прохладные воды реки, а молодой пахарь хотел поселиться у родных полей. Долго они спорили, уговаривали друг друга, но никто не хотел уступать. Тогда русалка решилась на последнюю крайность: превратила его в скромный голубой цветок – василек. Она надеялась, что рано или поздно ее голубой цветочек василек – Василий придет в ее водяной дом. Но так и не дождалась. Василек крепко держится корнями за пашню и неразлучен с родными полями.
Викторина
Конкурс 1. Насколько хорошо вы знаете цветы. Ответьте на вопросы.
- Как звали человека, который хотел создать “каменный цветок” (Данила)
- В каком произведении герои летели на воздушном шаре в цветочный город? (Незнайка и его друзья)
- Какой цветок охраняло чудище лохматое в произведении Аксакова? (Аленький)
- От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан и где? (огненный, “Маугли” Киплинга)
- Ботаники этот цветок называют виолой, а как он называется в русском народе? (Анютины глазки)
- Как называют искусство создания букетов? (икебана)
- Какой цветок произрастает на месте лесных пожарищ? (Иван-чай)
- Для какой героини Андерсена цветок был постоянным местом прописки? (Дюймовочка)
- Когда, по преданию, цветет папоротник? (В ночь на Ивана Купала)
- Какой цветок имеет непосредственное отношение к царю зверей? (Львиный зев)
- Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцисс)
- Какой известный писатель заставил цвести подснежники зимой? (Маршак)
- Какой цветок страдает от любви? (ромашка)
- Какой цветок называют сонным? (мак)
- Про какой цветок говорят, что он вырос на крови прикованного Прометея? (эдельвейс)
- Какое растение любят кошки? (валериана)
Конкурс 2: каждая команда должна составить список цветов на буквы, на которые начинаются названия месяцев. Побеждает та команда, у которой получится полный список за самое короткое время.
Конкурс 3: отгадай загадку.
- Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)
- Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдешь. Ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый. (Василек)
- Стоят в лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
- Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет. (Колокольчики)
- Солнце жжет мою макушку, хочет сделать погремушку. (Мак)
- Он стоит в одежке как огонь на ножке. (Мак)
- Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета, но переставьте ударение и превращаюсь я в конфету. (Ирис)
- Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок, остался стебелек. (Одуванчик)
- Пробивается росток – удивительный цветок. Из-под снега вырастает, солнце глянет – расцветет. (Подснежник)
- Лик пахучий, а хвост колючий. (Роза)
- Чашечки и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинки)
Конкурс 4 “Икебана” – каждая команда должна составить цветочную композицию, придумать для нее название и четверостишие (слайд 14).
Подведение итогов.
Используемая литература: “Сценарии классных часов” Гребенкина Л.К., Жокина Н.А. центр “Педагогический поиск” Москва 2002 г., “Цветы” Борис Вовк Киев “Вэсэлка” 1988 г.