Урок рассчитан на 2 часа учебного времени для учащихся 10-го класса (профильный уровень). Уроки сопровождаются тремя презентациями: “Елена Глинская”, “Андрей Курбский”, “Адашев”. Уроки комбинированный и изучения нового материала. Рассматриваются вопросы:
цели внутренней и внешней политики Ивана IV;
этапы реализации внутренней политики;
сущность реформ, проводимых царём и их результаты;
ход реализации задач внешней политики и её результаты.
Уроки проводились 21, 23 января 2012г. и вызвали интерес учащихся. На следующий урок обучающиеся показали хорошую степень усвоения темы.
Цели работы – на основе изучения фактического материала темы разобрать:
цели внутренней и внешней политики Ивана IV;
этапы реализации внутренней политики;
сущность реформ, проводимых царём и их результаты;
ход реализации задач внешней политики и её результаты.
Материалы темы содействуют воспитанию учащихся в духе гуманизма и неприятия террора, как способа достижения поставленных целей, уважения к личности и неприятия террора.
Продолжать развивать навыки и умения работы с материалами учебника, таблицами, схемами, картами и учебными презентациями.
Оборудование: карта “Образование и расширение Российского государства (XIV – XVIвв.), тетради, карточки, учебные презентации, доска, учебник Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца XVII века: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/А.Н. Сахаров, В.И. Буганов; под ред. А.Н. Сахарова. – 12-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2006. – 336с.
Основные понятия: Сословно-представительная монархия, Опричнина, Приказы, Большая соха, Губные старосты, Засечная черта, Земский собор, Казачество.
Важнейшие даты:
1533 г – вступление на престол Ивана IV;
16 января 1547 г. — венчание Ивана IV;
Февраль 1547 г. — женитьба Ивана IV на Анастасии Романовой;
Июль 1547 г. — крупное восстание в Москве, восстания в других городах;
1549 г. — создание Избранной рады, начало проведения реформ;
1549 г. — созыв первого Земского собора;
1550 г. — создание приказов, завершение губной реформы, принятие нового Судебника, создание стрелецких полков, создание “Избранной тысячи”;
1556 г. — отмена кормлений, ограничение местничества, принятие Уложения о службе;
1551 г. — решения Стоглавого собора;
1565-1572 гг. – опричнина;
1552 г. — взятие Казани и присоединение Казанского ханства;
1556 г. — присоединение Астраханского ханства;
1557г. – присоединение Большой Ногайской Орды;
1581-1585 гг. – поход Ермака в Сибирь.
Ход урока № 1
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала. Опрос – комбинированный.
1. Индивидуальный опрос.
Решить тесты (индивидуальные карточки). Приложение 1. Варианты № 1,2,3
Запишите на доске признаки централизованного государства.
(Наличие централизованного аппарата управления — строгое функциональное разделение обязанностей внутри органов управления, подчиненность местного управления центральному, низших звеньев аппарата высшим; единая правовая система; единые налоговая и денежная системы; единые принципы комплектования армии;
единое экономическое пространство, отсутствие внутренних таможенных барьеров).
2. Опрос – фронтальный. Назовите авторов следующих произведений искусства.
Архангельский собор Московского Кремля – (Алевиз Новый).
Колокольня “Иван Великий” – (Бон-Фрязин).
Грановитая палата Московского Кремля – (Марко Руффо и Антонио-Солари).
Успенский собор Московского Кремля – (Аристотель Фиораванти).
“Хождение за три моря” - (Афанасий Никитин).
Икона “Троица” – (Андрей Рублёв).
Роспись Ферапонтова монастыря – (Дионисий).
Роспись храма Спаса на Ильине улице в Новгороде – (Феофан Грек).
Роспись Успенского собора во Владимире – (Даниил Чёрный и Андрей Рублёв).
Роспись Благовещенского собора в Московском Кремле – (Феофан Грек и Андрей Рублёв).
III. Изучение нового материала.
а). Внутренняя политика Ивана IV. Работа с рассказом учителя (Приложение 3) и материалами §25 учебника и документами к нему стр. 204-211. Группа №1 документ.1, группа №2. документ №2, группа №3. документ 3, группа №4 документ 4. Обмен полученными результатами оформляется записями в тетради. В результате в тетрадях учащихся должна появиться запись:
1. Реформы в области государственного управления:
1) реформы центрального управления:
1549 г. — созыв первого Земского собора. Цель — заручиться поддержкой сословий в проведении реформ, создать противовес Боярской думе — потенциальному противнику реформ. Итоги: формирование сословно-представительной монархии (власть монарха опирается на поддержку сословий);
1550 г. — создание приказов, представлявших собой централизованные органы управления с функциональным разделением обязанностей; главный — Челобитный приказ с контрольными функциями, глава — А. Ф. Адашев Посольский приказ ведал внешней политикой, Разрядный — распределением служилых людей по полкам, обеспечением их земельным и денежным жалованьем, назначением воевод и т. п., Земский — управлением Москвы, сбором налогов с тяглого населения и судом над ним и т. п.;
2) реформы местного управления:
1550—1555 гг. — завершение губной и проведение земской реформы: введены должности выборных старост из дворян (губные старосты), а там, где дворян не было, — из свободного населения, т. е. “от земли” (земские старосты). Цель — наладить контроль центра над местным управлением, покончить с произволом полусамостоятельных кормленщиков, увеличить сбор налогов. Функции старост: сбор налогов, правоохранительная деятельность. За службу они получали жалованье, чего не было сделано при начале реформы во времена регентства Е.Глинской;
1556 г. — отмена кормлений.
Итоги: создан централизованный и достаточно эффективный аппарат управления, усилилась власть царя, резко увеличились доходы казны.
2. Судебная реформа. 1550 г. — принятие нового Судебника: ужесточены наказания за преступления против государственной власти и введены наказания за взяточничество, приняты меры по дальнейшему закрепощению крестьян (увеличено “пожилое”).
3. Церковная реформа. 1551 г. — решения Стоглавого собора: запрет церкви без разрешения царя приобретать новые земли, создание единого пантеона святых и единых обрядов, ужесточение правил поведения священнослужителей.
4. Военные реформы:
введение единых принципов комплектования армии (по одному воину со 150 дес. земли), Уложение о службе 1556 г.;
создание стрелецких войск (с 1550г.). Они рассматривались как своеобразное профессиональное ядро будущей постоянной армии (стрельцы служили на постоянной основе), создание пушкарских полков;
1550 г. — создание “Избранной тысячи”. Рассматривалась как личная гвардия царя, в будущем стала ядром опричников;
1556 г. — ограничение местничества: запрет местнических споров на время ведения боевых действий. Итоги: повышение боеспособности армии.
В 1560—1562 гг. Избранная рада была распущена.
Причины:
– разногласия в выборе главного направления внешней политики (деятели Избранной рады выступали за прекращение Ливонской войны, считая ее бесперспективной),
– особенности личности самого Ивана IV (нетерпимость к чужому мнению),
– интриги родственников первых двух жен царя,
– последствия династического кризиса 1553 г. (члены Избранной Рады не спешили присягать малолетнему сыну Ивана IV во время его болезни).
б) Рассказ учителя – Экономическое развитие России в конце XVI века. (Приложение 4)
IV. Закрепление изученного материала.
Беседа по вопросам:
– как должна была сказаться на развитии экономики России в XVI веке унификация системы мер и весов, проведённая Еленой Глинской?
– проанализируйте наличие всех признаков централизованного государства к началу и концу XVI века.
(Анализ положения дел в стране в первой четверти XVI в. показывает, что в наличии были только два признака — централизованный аппарат и единая правовая система. Да и то централизованный аппарат управления только начал складываться: появились центральные органы управления — Большой дворец и Большая казна, но не было функционального разделения обязанностей внутри этих органов и отсутствовал четкий контроль за местным управлением (система кормлений). Более того, ряд ученых полагает, что Судебник 1497 г. был лишь проектом, а не реально действующим юридическим документом, так как в отличие от Судебника 1550 г. он сохранился всего лишь в нескольких экземплярах. В конце XVI в. в наличии были почти все признаки, только внутренние таможенные пошлины были отменены лишь Елизаветой Петровной в 1753 г и экономическая составляющая отсутствовала.)
V. Домашнее задание.
§25. Принести к/к, сделать ученические презентации на тему “Елена Глинская”, “Андрей Курбский”, “Анастасия”
VI. Оценки.
Урок №2. Внешняя политика Ивана IV.
I. Организационный момент.
II. Вводная беседа
1. Определите в нескольких словах главное значение “реформ Избранной Рады”?
Предположите – могут ли эти реформы повлиять на сущность и итоги внешней политики Ивана IV и как?
III. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя. Работа с картой– отмечать на к/к места важнейших сражений и событий. Заполнение таблицы – Основные направления внешней политики Ивана IV. (Приложение 5)
Основные направления внешней политики Ивана IV |
||
Южное. Борьба с Крымским ханством |
Восточное. Вхождение в состав России Поволжья и Западной Сибири. |
Западное. Попытка утвердиться в Прибалтике.Ливонская война 1558-1583гг |
1559г. – неудачные походы московского войска под руководством Даниила Адашева и запорожских казаков под руководством князя Д. Вишневецкого. |
1551г. – строительство Свияжска при впадении реки Свияги в Волгу, недалеко от Казани |
1558-1561гг. – вторжение русских войск в Ливонию. Захват Нарвы, Дерпта и других городов. Распад Ливонского ордена. |
1552г. поход Девлет – Гирея к Туле, но набег отбит русскими войсками. |
1552г. – взятие Казани. |
1559г. – перемирие и захват территорий ордена: Дания получила остров Эзель, Швеция – получила Эстляндию, основная часть территорий ордена досталась Польше |
1571г. — поход крымского хана Девлет-Гирея (выступал как союзник Речи Посполитой) на Москву и ее сожжение |
1556г.–присоединение Астраханского ханства. |
1563г. – захват русской армией Полоцка. |
1572 — второй поход Девлет-Гирея на Москву, битва у села Молоди, победа русских войск. |
1557г. – присоединение Большой Ногайской Орды. |
1564г. – поражение русской армии под Полоцком. Переход князя А..Курбского на сторону Литвы. |
70-е гг. – строительство Тульской и других засечных черт. (Линия крепостей и острогов, лесных завалов – засек к югу от Оки.) |
50-80-е гг. – присоединение Башкирии и Чувашии. |
1569г. – Объединение Польши и Литвы в Речь Посполитую. Создание антирусской коалиции: Дании, Швеции и Речи Посполитой. |
1581-1585гг. – поход Ермака в Сибирь. |
1566г. – Земский собор по поводу предложений Литвы о перемирии, по которому Россия оставляла за собой земли, захваченные в Прибалтике, но передача Полоцка Литве. |
|
1579г.– захват Польшей Полоцка. Наступление Швеции на Нарву и Новгород |
||
1581-1582гг. – осада Пскова. |
||
1582г. – Ям-Запольское перемирие на 10 лет по которому Россия уступала Польше всю Ливонию и Полоцк. |
||
1583г. – Плюсское перемирие на 10 лет со Швецией, по которому Россия отдала ей Ям, Копорье, Ивангород, Нарву. |
2. Работа с материалом учебника стр. 221-225 и документом стр. 229.
Беседа по вопросам:
– что такое опричнина? Перечислите меры по её учреждению.
1565—1572 гг. Цель: создание режима ничем не ограниченной, деспотической власти, разгром боярской оппозиции. Главный метод — террор. Можно выделить две “волны” террора:
1565—1566 гг. — “дело боярина Федорова”, “дело митрополита Филиппа (Колычева)” митрополит Филипп открыто выступил против опричнины. По приказу царя он был ложно обвинен в “порочном поведении”, предан суду и низложен. Затем его сослали в Тверской Отрочь монастырь, где в 1569 г. он был задушен Малютой Скуратовым за отказ благословить карательный поход на Новгород;
1569—1570 гг. — самоубийство по приказу Ивана IV двоюродного брата царя Владимира Андреевича Старицкого и убийство его семьи, карательный поход на Новгород и “московское дело” Посольского приказа (Иван Висковатый и др.).
Итоги: установление самодержавной власти царя, уничтожение оппозиции, но одновременно тяжелый экономический кризис в центральных районах страны и бегство крестьян на окраины (из-за карательных походов опричников и усиления налогового гнета в ходе Ливонской войны)
– можно ли её назвать реформой, почему?
3. Знакомство с ученическими презентациями.
“Елена Глинская” (Презентация 1).
“Анастасия” (Презентация 2)
“Андрей Курбский” (Презентация 3).
Вопрос: Объясните, повлияли эти люди на личность Ивана IV и его политику и как.