Внеклассное мероприятие "Счастливый случай"

Разделы: Внеклассная работа


Наиболее благоприятный в нравственном становлении личности – младший школьный возраст. Именно первый учитель закладывает в начальной школе основу знаний, умений и навыков, с которыми дети пойдут по жизни. А воспитание активной жизненной позиции человека осуществляется в ходе всего учебного процесса. Ведь надо научить детей не только писать, считать и читать, но и жить в этом взрослом мире в гармонии с людьми и самим собой. На становление личности младшего школьника оказывают влияние классный и школьный коллектив, отношения с одноклассниками, родителями, учителями.

Передо мной встал вопрос: как раскрыть и развить в ребёнке то, чем богата каждая личность, как при этом не навредить, не сформировать возможные психологические комплексы.  Используя в работе проектно-исследовательскую технологию, стараюсь ориентироваться на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в течение всего мероприятия.. Плавный переход от индивидуальной работы к работе в группах, а затем обратно к самостоятельной (индивидуальной) работе помогает ребёнку раскрыть свои (порой неожиданные) наклонности и способности.   Становление гармонически развитой и творчески активной личности невозможно без воспитания уважения к духовным ценностям, любви к природе, интерес к чтению.

В ходе реализации уроков-проектов дети приобретают и закрепляют коммуникативные навыки (умение слушать и слышать, рассуждать, задавать вопросы, анализировать). Исследование оказывает положительное воздействие на развитие у учеников речи, познавательных процессов (развитие мышления, воображения, памяти, внимания), а также творческих способностей и эмоциональной сферы. Всё узнанное и понятое детьми формирует внутренний мир ребёнка, воспитывает в нем добрые чувства, уверенность в себе. У детей возникает потребность мыслить, дерзать, творить.

Класс делится на 2 команды. Ребятам предлагается 5 геймов: “Разминка”, “Заморочки из бочки”, “Ты мне, я тебе”, “Темная лошадка”, “Гонка за лидером”. Ученики с интересом отвечают на вопросы: “Назвать героев произведений”, “Из какого произведения эти строки”. Мои дети остались довольны от проведенной игры.

Общеизвестно, что именно в начальном звене закладываются общечеловеческие ценности. “Что посеешь, то и пожнёшь!” – гласит народная мудрость. Это значит, что нам, учителям, необходимо заронить в души наших детей зёрна доброты, отзывчивости, внимания.

Цели игры:

  1. Поддерживать интерес к  чтению сказок,художественной литературы. 
  2. Расширить кругозор учащихся
  3. Формировать чувства взаимовыручки, уважения друг к другу.

Оборудование: таблицы для оформления кабинета, иллюстрации к художественным произведениям, предметы, используемые в сказках, песочные часы на 1 мин, наборное полотно, бочонки и бочка, подарки для награждения.

Ведущий: Добрый день, уважаемые гости, учителя и дети. Мы с вами на игре “Счастливый случай”. Именно счастливый случай свел нас сегодня вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как общение с художественными произведениями.

Этой теме и посвящаем нашу игру. Главными действующими лицами будут две команды – команда “Почемучки” и команда ““Эрудит” .

Команды, прошу представиться.

(В каждой команде по 7 человек и один капитан. Идет представление команд: Команда “Почемучки”– девиз “Хотим все знать”; Команда “Эрудит”– девиз “Книга– наш лучший друг, без нее, как без рук”. Каждый представляется, называя Ф.И. Звучит музыка.)

Гейм 1. “РАЗМИНКА”

(Дается 1 минута, за это время нужно как можно больше ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ– 1 очко).

Вопросы к команде 1:

  1. “Бедный поп подставил лоб”. Кому? (Балде).
  2. Жилище Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках).
  3. Второе название скатерти? (Самобранка).
  4. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка).
  5. Аппарат, на котором Баба Яга совершает полет? (Ступа).
  6. Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку).
  7. Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя).
  8. Что попало Каю в глаз? (Осколок зеркала).
  9. Какие цветы собирала падчерица в сказке “Двенадцать месяцев”? (Подснежники).
  10. Кукла из театра Карабаса Барабаса? (Мальвина).
  11. Художник из цветочного города? (Тюбик)
  12. Медведь, обучающий Маугли Закону Джунглей? (Балу).
  13. Веселый человечек-луковка? (Чиполлино).
  14. Лиса– спутница кота Базилио? (Алиса).
  15. Мальчик, у которого самый лучший в мире друг? (Малыш).
  16. Прозвище дяди Степы? (Каланча).
  17. Герой русской народной сказки, путешествующий на печи? (Емеля).
  18. Содержимое Страшилы? (Солома).
  19. Крокодил, друг Чебурашки? (Гена).
  20. Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка? (Три)

Вопросы к команде 2:

  1. Герой рассказ В.Драгунского “Шляпа гроссмейстера? (Денис).
  2. Шарманщик, смастеривший Буратино? (Папа Карло).
  3. Кенгуру из повести-сказки А.Милна “Вини Пух и все-все-все? (Кенга).
  4. Музыкант из цветочного города? (Гусля).
  5. Царь из сказки А.Пушкина? (Салтан или Додон).
  6. Крыса старухи Шапокляк? (Лариска).
  7. Великий и ужасный? (Гудвин).
  8. Оружие железного дровосека? (Топор).
  9. Самый умный коротышка Цветочного города? (Знайка).
  10. Кто поймал необыкновенную щуку? (Емеля).
  11. Почтальон деревни Простоквашино? (Печкин).
  12. Товарищ Соломинки и Уголька из сказки братьев Гримм? (Бобовое зернышко).
  13. Пантера, друг Маугли? (Багира).
  14. Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка).
  15. Кто говорил волшебные слова: “Лети, лети, лепесток, через север на восток”? (Женя).
  16. В кого превратилось чудище из сказки С.Аксакова? (В принца).
  17. Кем стал гадкий утенок? (Лебедем)
  18. Какой волшебный предмет был у Алладина? (Лампа с джином).
  19. На чем совершили необыкновенное путешествие вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс? (На яхте “Беда”).
  20. Кто попал в Зазеркалье? (Алиса).

Гейм 2. “Заморочки из бочки”

(Из бочки каждый участник достает себе номер вопроса на маленьком бочонке и отвечает (один из 1 команды; один из 2 команды и т.д.) Вопросы на листочках перед участниками).

Вопросы: Из каких произведений взяты строки?

  1. “И к нам вошел какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на этой шляпе наша каша”. (В.Драгунский “Тайное всегда становится явным”.)
  2. “Вдруг шляпа поползла прямо к Вадику. Он как закричит: “Ай!!”– и прыг на диван”. (Н.Носов “Живая шляпа”).
  3. Я остановился на лестнице и внятно сказал: “Никакие не “сыски”. Никакие не “хыхки”, а коротко и ясно “фыфки!”. (В.Драгунский “Заколдованная буква”).
  4. “В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были маленькие”. (Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей”.)
  5. В одном густом тропическом лесу жил да был один забавный зверек. Звали его Чебурашка”. (Э.Успенский “Чебурашка”.)
  6. “У одних родителей мальчик был. Звали его Федор”. (Э.Успенский “Дядя Федор, пес и кот”.)
  7. Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу”. (В.Осеева “До первого дождя”.)
  8. Вот свернули санки,
    И я на бок-хлоп!
    Кубарем качуся
    Под гору в сугроб. (И.Суриков “Детство”.)

Игра со зрителями: Добавь нужное слово”

  1. Сказка Ш.Перро “Красная…” (шапочка).
  2. Сказка Ш.Перро “Синяя…) (борода)
  3. Рассказ В.Осеевой “Синие…” (листья)
  4. Волшебная повесть А.Погорельского “Черная…” (курица)
  5. Рассказ А.Куприна “Белый…” (пудель).
  6. Сказочная повесть А.Волкова “Желтый…” (туман).
  7. Рассказ Д.Мамина-Сибиряка “Серая…” (шейка).
  8. Рассказ В.Бианки “Оранжевое…” (горлышко).

(В это время каждой команде выдается список.)

Задание: Соединить геров книг с их авторами.

1. Дениска Кораблев К.Булычов
2. Алиса Селезнева Л.Лагин
3. Хоттабыч П.Бажов
4. Незнайка А.Барто
5. Серебряное копытце В.Драгунский
6. Вовка– добрая душа Н.Носов
7. Муха-цокотуха Э.Успенский
8. Крокодил Гена К.Чуковский
9. Чиполлино С.Михалков
10. Дядя Степа Н.Некрасов
11. Айболит Р.Родари
12. Саша К.Чуковский
13. Балда Г.Х.Андерсен
14. Человек рассеянный Э.Успенский
15. Дюймовочка А.Пушкин
16. Чебурашка С.Маршак.

Гейм 3. “Ты мне, я тебе”.

(Команды задают друг другу вопросы, подготовленные дома. Могут быть использованы вопросы из предлагаемого перечня или их можно использовать в гейме 1).

Вопросы к команде 1:

  1. От кого убежала посуда? (От Федоры).
  2. В какой сказке людоед превращается в мышку и кот ее съедает? (Кот в сапогах).
  3. Из чего солдат варил кашу? (Из топора).
  4. Что посоветовал Муравей Стрекозе в басне “Стрекоза и Муравей”? (Поплясать).
  5. Кто носил сковороду на голове? (Человек рассеянный с улицы Бассейной).
  6. Из какого города были герои сказки “Бременские музыканты”? (Бремен).
  7. Кого испугались дети в рассказе Е. Чарушина “Страшный рассказ? (Ежа).
  8. Кто написал стихотворение “Веревочка”? (А. Барто).
  9. В какой сказке Лисе удалось заманить Козла в колодец? (Лиса и Козел).
  10. Кто написал рассказ “Живая шляпа”? (Н. Носов).
  11. Кого вылепили старики со старухой из снега? (Снегурочка).
  12. Кого испугались звери в сказке К. Чуковского “Тараканище”? (Таракана).
  13. Кто спас Муху-цокотуху? (Комар).
  14. В этой сказке всего по три: Три героя, по три предмета у каждого. Назовите эту сказку. (Три медведя).
  15. Кому Лиса в сказке Д. Мамина-Сибиряка поломала крылошко? (уточке Серой Шейке).

Вопросы к команде 2.

  1. Назовите имена трех поросят из сказки “Три поросенка”. (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф).
  2. На чем сидел, когда играл медведь в рассказе В. Бианки “Музыкант”? (На пеньке).
  3. Героиня какой сказки проснулась от поцелуя принца? (Спящая красавица).
  4. Как звали девочку, которая видела Серебряное копытце? (Даренка).
  5. В какой сказке под снежной периной девочка увидела зеленую травку? (Мороз Иванович).
  6. Из какой сказки выражение: “Остаться у разбитого корыта”? (Сказка о рыбаке и рыбке).
  7. Кому Лиса помогала делить головку сыра? (Двум братьям– медвежатам).
  8. Чем играл братец Иванушка из сказки “Гуси-лебеди” у бабы Яги? (Золотым яблочком).
  9. Из какой сказки выражение: “Как аукнулось, так и откликнулось”? (Лиса и Журавль).
  10. Кто выручил из беды Петушка в русской народной сказке “Кот, Петух и Лиса”? (Кот).
  11. В какой сказке старик махал рукавом и пускал птиц? (Сказка– загадка” Старик годовик”).
  12. Что держала в клюве Ворона, в басне “Ворона и Лисица”? (Сыр).
  13. Сказка “Колосок”, где герои Круть и Верть, русская или украинская? (Украинская).
  14. Чем ловил Волк рыбу в сказке “Лисичка – сестричка и серый Волк” ? (Хвостом).
  15. Кто написал сказку “Аленький цветочек”? (С. Аксаков.)

Музыкальная пауза.

(Дети исполняют песни, в которых поют о героях книг).

Игра со зрителями: Кто автор?

1. Свет мой зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

(А.С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне”).

2  Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

(С. Есенин “Белая береза”)

3. Если ты порвал подряд
Книжицу и мячик,
Октябрята говорят:
плоховатый мальчик.

(В. Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо”)

4. Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на слона!

(И. Крылов “Слон и Моська”).

5. У меня зазвонил телефон.
– Кто говорит?– Слон.

(К. Чуковский “Телефон”).

6. В доме восемь дробь один,
У заставы Ильича,
Жил высокий гражданин,
По прозванью “Каланча”

(С. Михалков “Дядя Степа).

7. У Танюши дел не мало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала, –
Он с утра конфеты ел.

(А. Барто “Помощница”)

8. Вдруг какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог.
Кто же это?

(С. Михалков “Мой щенок”).

Гейм 4. “ТЕМНАЯ ЛОШАДКА”.

(“Темная лошадка” предлагает три вопроса.)

1.. К какому произведению эта иллюстрация?
2. Что перепутал художник? (Рисунки к этому заданию можно подготовить на уроке рисования).
3. Кому принадлежат эти волшебные вещи?

  1. Золотое яичко;
  2. Хрустальная туфелька;
  3. Зеркальце;
  4. Цветик– семицветик;
  5. Золотой ключик;
  6. Скорлупа грецкого ореха;
  7. Разбитое корыто;
  8. Красная шапочка.

Гейм 5. “ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ”.

(Команды соревнуются, кто быстрее даст ответ на вопрос).

  1. Кто говорил такие волшебные слова: Симсим, открой дверь!” (Али-Баба).
  2. В кого превратились 11 братьев– принцев из сказки Г.-Х .Андерсена? (В лебедей).
  3. Какое волшебное средство было у Урфина Джюса? (Живительный порошок).
  4. На чем летела на юг лягушка? (На прутике, который держали утки).
  5. Кто из литературных героев был другом маркиза де Карабаса из сказки Ш. Перро? (Кот в сапогах).
  6. Кто из литературных героев был обманут в стране дураков? (Буратино).
  7. Кто такой дядя Федор? (Мальчик).
  8. Кто подсказал Павлику волшебное слово? (Старичок).
  9. Черепаха, подарившая Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортила).
  10. “Ух, как рассердилась Сорока! Вильнула, подпрыгнула, на елку взлетела и крикнула: “Провалитесь вы вместе с летом!” И провалилось нежданное лето” (Н. Сладков “Всему свое время”.)

(Подведение итогов. Награждение победителей.)

Использованная литература:

  • Внеклассное чтение для нач.классов
  • Журнал”Педсовет”№5 2005года
  • Внеклассное мероприятие 3 класс:ВАКО,2005г.(Мозаика детского отдыха)
  • Кулинич Г.Г.
  • Школьный клуб: Сценарии мероприятий и праздников (1-4 кл.: ВАКО, 2008 г. (Мозаика детского отдыха)
  • Антонова Ю.А. “Веселые игры для детей и родителей” – ООО издательство “Дом ХХ1 век”, 2007 год (серии “Учимся играючи”, “Азбука развития”)
  • Аралова М.А. “Классный час играючи” выпуск 1:ТИ Сфера, 2003 год
  • Локалова М.С. “Праздник в подарок”
  • Яровая Л.Н. “Внеклассные мероприятия”
  • Подгорная С.Н. “Современные праздники в начальной школе”