Наиболее благоприятный в нравственном становлении личности – младший школьный возраст. Именно первый учитель закладывает в начальной школе основу знаний, умений и навыков, с которыми дети пойдут по жизни. А воспитание активной жизненной позиции человека осуществляется в ходе всего учебного процесса. Ведь надо научить детей не только писать, считать и читать, но и жить в этом взрослом мире в гармонии с людьми и самим собой. На становление личности младшего школьника оказывают влияние классный и школьный коллектив, отношения с одноклассниками, родителями, учителями.
Передо мной встал вопрос: как раскрыть и развить в ребёнке то, чем богата каждая личность, как при этом не навредить, не сформировать возможные психологические комплексы. Используя в работе проектно-исследовательскую технологию, стараюсь ориентироваться на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в течение всего мероприятия.. Плавный переход от индивидуальной работы к работе в группах, а затем обратно к самостоятельной (индивидуальной) работе помогает ребёнку раскрыть свои (порой неожиданные) наклонности и способности. Становление гармонически развитой и творчески активной личности невозможно без воспитания уважения к духовным ценностям, любви к природе, интерес к чтению.
В ходе реализации уроков-проектов дети приобретают и закрепляют коммуникативные навыки (умение слушать и слышать, рассуждать, задавать вопросы, анализировать). Исследование оказывает положительное воздействие на развитие у учеников речи, познавательных процессов (развитие мышления, воображения, памяти, внимания), а также творческих способностей и эмоциональной сферы. Всё узнанное и понятое детьми формирует внутренний мир ребёнка, воспитывает в нем добрые чувства, уверенность в себе. У детей возникает потребность мыслить, дерзать, творить.
Класс делится на 2 команды. Ребятам предлагается 5 геймов: “Разминка”, “Заморочки из бочки”, “Ты мне, я тебе”, “Темная лошадка”, “Гонка за лидером”. Ученики с интересом отвечают на вопросы: “Назвать героев произведений”, “Из какого произведения эти строки”. Мои дети остались довольны от проведенной игры.
Общеизвестно, что именно в начальном звене закладываются общечеловеческие ценности. “Что посеешь, то и пожнёшь!” – гласит народная мудрость. Это значит, что нам, учителям, необходимо заронить в души наших детей зёрна доброты, отзывчивости, внимания.
Цели игры:
- Поддерживать интерес к чтению сказок,художественной литературы.
- Расширить кругозор учащихся
- Формировать чувства взаимовыручки, уважения друг к другу.
Оборудование: таблицы для оформления кабинета, иллюстрации к художественным произведениям, предметы, используемые в сказках, песочные часы на 1 мин, наборное полотно, бочонки и бочка, подарки для награждения.
Ведущий: Добрый день, уважаемые гости, учителя и дети. Мы с вами на игре “Счастливый случай”. Именно счастливый случай свел нас сегодня вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как общение с художественными произведениями.
Этой теме и посвящаем нашу игру. Главными действующими лицами будут две команды – команда “Почемучки” и команда ““Эрудит” .
Команды, прошу представиться.
(В каждой команде по 7 человек и один капитан. Идет представление команд: Команда “Почемучки”– девиз “Хотим все знать”; Команда “Эрудит”– девиз “Книга– наш лучший друг, без нее, как без рук”. Каждый представляется, называя Ф.И. Звучит музыка.)
Гейм 1. “РАЗМИНКА”
(Дается 1 минута, за это время нужно как можно больше ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ– 1 очко).
Вопросы к команде 1:
- “Бедный поп подставил лоб”. Кому? (Балде).
- Жилище Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках).
- Второе название скатерти? (Самобранка).
- Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка).
- Аппарат, на котором Баба Яга совершает полет? (Ступа).
- Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку).
- Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя).
- Что попало Каю в глаз? (Осколок зеркала).
- Какие цветы собирала падчерица в сказке “Двенадцать месяцев”? (Подснежники).
- Кукла из театра Карабаса Барабаса? (Мальвина).
- Художник из цветочного города? (Тюбик)
- Медведь, обучающий Маугли Закону Джунглей? (Балу).
- Веселый человечек-луковка? (Чиполлино).
- Лиса– спутница кота Базилио? (Алиса).
- Мальчик, у которого самый лучший в мире друг? (Малыш).
- Прозвище дяди Степы? (Каланча).
- Герой русской народной сказки, путешествующий на печи? (Емеля).
- Содержимое Страшилы? (Солома).
- Крокодил, друг Чебурашки? (Гена).
- Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка? (Три)
Вопросы к команде 2:
- Герой рассказ В.Драгунского “Шляпа гроссмейстера? (Денис).
- Шарманщик, смастеривший Буратино? (Папа Карло).
- Кенгуру из повести-сказки А.Милна “Вини Пух и все-все-все? (Кенга).
- Музыкант из цветочного города? (Гусля).
- Царь из сказки А.Пушкина? (Салтан или Додон).
- Крыса старухи Шапокляк? (Лариска).
- Великий и ужасный? (Гудвин).
- Оружие железного дровосека? (Топор).
- Самый умный коротышка Цветочного города? (Знайка).
- Кто поймал необыкновенную щуку? (Емеля).
- Почтальон деревни Простоквашино? (Печкин).
- Товарищ Соломинки и Уголька из сказки братьев Гримм? (Бобовое зернышко).
- Пантера, друг Маугли? (Багира).
- Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка).
- Кто говорил волшебные слова: “Лети, лети, лепесток, через север на восток”? (Женя).
- В кого превратилось чудище из сказки С.Аксакова? (В принца).
- Кем стал гадкий утенок? (Лебедем)
- Какой волшебный предмет был у Алладина? (Лампа с джином).
- На чем совершили необыкновенное путешествие вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс? (На яхте “Беда”).
- Кто попал в Зазеркалье? (Алиса).
Гейм 2. “Заморочки из бочки”
(Из бочки каждый участник достает себе номер вопроса на маленьком бочонке и отвечает (один из 1 команды; один из 2 команды и т.д.) Вопросы на листочках перед участниками).
Вопросы: Из каких произведений взяты строки?
- “И к нам вошел какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на этой шляпе наша каша”. (В.Драгунский “Тайное всегда становится явным”.)
- “Вдруг шляпа поползла прямо к Вадику. Он как закричит: “Ай!!”– и прыг на диван”. (Н.Носов “Живая шляпа”).
- Я остановился на лестнице и внятно сказал: “Никакие не “сыски”. Никакие не “хыхки”, а коротко и ясно “фыфки!”. (В.Драгунский “Заколдованная буква”).
- “В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были маленькие”. (Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей”.)
- В одном густом тропическом лесу жил да был один забавный зверек. Звали его Чебурашка”. (Э.Успенский “Чебурашка”.)
- “У одних родителей мальчик был. Звали его Федор”. (Э.Успенский “Дядя Федор, пес и кот”.)
- Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу”. (В.Осеева “До первого дождя”.)
- Вот свернули санки,
И я на бок-хлоп!
Кубарем качуся
Под гору в сугроб. (И.Суриков “Детство”.)
Игра со зрителями: Добавь нужное слово”
- Сказка Ш.Перро “Красная…” (шапочка).
- Сказка Ш.Перро “Синяя…) (борода)
- Рассказ В.Осеевой “Синие…” (листья)
- Волшебная повесть А.Погорельского “Черная…” (курица)
- Рассказ А.Куприна “Белый…” (пудель).
- Сказочная повесть А.Волкова “Желтый…” (туман).
- Рассказ Д.Мамина-Сибиряка “Серая…” (шейка).
- Рассказ В.Бианки “Оранжевое…” (горлышко).
(В это время каждой команде выдается список.)
Задание: Соединить геров книг с их авторами.
1. Дениска Кораблев | К.Булычов |
2. Алиса Селезнева | Л.Лагин |
3. Хоттабыч | П.Бажов |
4. Незнайка | А.Барто |
5. Серебряное копытце | В.Драгунский |
6. Вовка– добрая душа | Н.Носов |
7. Муха-цокотуха | Э.Успенский |
8. Крокодил Гена | К.Чуковский |
9. Чиполлино | С.Михалков |
10. Дядя Степа | Н.Некрасов |
11. Айболит | Р.Родари |
12. Саша | К.Чуковский |
13. Балда | Г.Х.Андерсен |
14. Человек рассеянный | Э.Успенский |
15. Дюймовочка | А.Пушкин |
16. Чебурашка | С.Маршак. |
Гейм 3. “Ты мне, я тебе”.
(Команды задают друг другу вопросы, подготовленные дома. Могут быть использованы вопросы из предлагаемого перечня или их можно использовать в гейме 1).
Вопросы к команде 1:
- От кого убежала посуда? (От Федоры).
- В какой сказке людоед превращается в мышку и кот ее съедает? (Кот в сапогах).
- Из чего солдат варил кашу? (Из топора).
- Что посоветовал Муравей Стрекозе в басне “Стрекоза и Муравей”? (Поплясать).
- Кто носил сковороду на голове? (Человек рассеянный с улицы Бассейной).
- Из какого города были герои сказки “Бременские музыканты”? (Бремен).
- Кого испугались дети в рассказе Е. Чарушина “Страшный рассказ? (Ежа).
- Кто написал стихотворение “Веревочка”? (А. Барто).
- В какой сказке Лисе удалось заманить Козла в колодец? (Лиса и Козел).
- Кто написал рассказ “Живая шляпа”? (Н. Носов).
- Кого вылепили старики со старухой из снега? (Снегурочка).
- Кого испугались звери в сказке К. Чуковского “Тараканище”? (Таракана).
- Кто спас Муху-цокотуху? (Комар).
- В этой сказке всего по три: Три героя, по три предмета у каждого. Назовите эту сказку. (Три медведя).
- Кому Лиса в сказке Д. Мамина-Сибиряка поломала крылошко? (уточке Серой Шейке).
Вопросы к команде 2.
- Назовите имена трех поросят из сказки “Три поросенка”. (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф).
- На чем сидел, когда играл медведь в рассказе В. Бианки “Музыкант”? (На пеньке).
- Героиня какой сказки проснулась от поцелуя принца? (Спящая красавица).
- Как звали девочку, которая видела Серебряное копытце? (Даренка).
- В какой сказке под снежной периной девочка увидела зеленую травку? (Мороз Иванович).
- Из какой сказки выражение: “Остаться у разбитого корыта”? (Сказка о рыбаке и рыбке).
- Кому Лиса помогала делить головку сыра? (Двум братьям– медвежатам).
- Чем играл братец Иванушка из сказки “Гуси-лебеди” у бабы Яги? (Золотым яблочком).
- Из какой сказки выражение: “Как аукнулось, так и откликнулось”? (Лиса и Журавль).
- Кто выручил из беды Петушка в русской народной сказке “Кот, Петух и Лиса”? (Кот).
- В какой сказке старик махал рукавом и пускал птиц? (Сказка– загадка” Старик годовик”).
- Что держала в клюве Ворона, в басне “Ворона и Лисица”? (Сыр).
- Сказка “Колосок”, где герои Круть и Верть, русская или украинская? (Украинская).
- Чем ловил Волк рыбу в сказке “Лисичка – сестричка и серый Волк” ? (Хвостом).
- Кто написал сказку “Аленький цветочек”? (С. Аксаков.)
Музыкальная пауза.
(Дети исполняют песни, в которых поют о героях книг).
Игра со зрителями: Кто автор?
1. Свет мой зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
(А.С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне”).
2 Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(С. Есенин “Белая береза”)
3. Если ты порвал подряд
Книжицу и мячик,
Октябрята говорят:
плоховатый мальчик.
(В. Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо”)
4. Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на слона!
(И. Крылов “Слон и Моська”).
5. У меня зазвонил телефон.
– Кто говорит?– Слон.
(К. Чуковский “Телефон”).
6. В доме восемь дробь один,
У заставы Ильича,
Жил высокий гражданин,
По прозванью “Каланча”
(С. Михалков “Дядя Степа).
7. У Танюши дел не мало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала, –
Он с утра конфеты ел.
(А. Барто “Помощница”)
8. Вдруг какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог.
Кто же это?
(С. Михалков “Мой щенок”).
Гейм 4. “ТЕМНАЯ ЛОШАДКА”.
(“Темная лошадка” предлагает три вопроса.)
1.. К какому произведению эта иллюстрация?
2. Что перепутал художник? (Рисунки к этому
заданию можно подготовить на уроке рисования).
3. Кому принадлежат эти волшебные вещи?
- Золотое яичко;
- Хрустальная туфелька;
- Зеркальце;
- Цветик– семицветик;
- Золотой ключик;
- Скорлупа грецкого ореха;
- Разбитое корыто;
- Красная шапочка.
Гейм 5. “ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ”.
(Команды соревнуются, кто быстрее даст ответ на вопрос).
- Кто говорил такие волшебные слова: Симсим, открой дверь!” (Али-Баба).
- В кого превратились 11 братьев– принцев из сказки Г.-Х .Андерсена? (В лебедей).
- Какое волшебное средство было у Урфина Джюса? (Живительный порошок).
- На чем летела на юг лягушка? (На прутике, который держали утки).
- Кто из литературных героев был другом маркиза де Карабаса из сказки Ш. Перро? (Кот в сапогах).
- Кто из литературных героев был обманут в стране дураков? (Буратино).
- Кто такой дядя Федор? (Мальчик).
- Кто подсказал Павлику волшебное слово? (Старичок).
- Черепаха, подарившая Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортила).
- “Ух, как рассердилась Сорока! Вильнула, подпрыгнула, на елку взлетела и крикнула: “Провалитесь вы вместе с летом!” И провалилось нежданное лето” (Н. Сладков “Всему свое время”.)
(Подведение итогов. Награждение победителей.)
Использованная литература: