Цель урока: завершить знакомство с событиями Смутного времени.
Задачи:
– развитие навыков работы с исторической картой, умения работать с документами, текстами; анализировать происходящие события;
– раскрытие решающей роли народных масс в борьбе против интервенции и в освобождении страны на примерах К.Минина, Д.Пожарского, И.Сусанина;
– воспитание патриотических чувств.
Оборудование: интерактивная доска; проекционное оборудование.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного ранее.
1. Беседа:
– Почему время конца XVI – начала XVII века в истории России называется Смутным?
– Назовите причины Смуты.
2. Работа с картой на интерактивной доске. Выполнение заданий на контурной карте “Крестьянская война в России в начале XVII века. Борьба с интервенцией польских и шведских феодалов”
3. Работа с хронологическими карточками. Проверка знания дат.
4. Рассказ о Первом ополчении.
III. Изучение нового материала.
Беседа. Выполнило ли Первое ополчение задачу по освобождению Москвы? Причины.
Рассказ учителя с использованием мультимедийной презентации.
Слайд 1. Окончание Смутного времени.
Запись темы урока в тетради.
Слайд 2. Центром освободительного движения с осени 1611 года стал Нижний Новгород.
Слайд 3.Нижегородский земский староста – торговый человек Кузьма Анкудинович Минин обратился к жителям города с призывом помочь всеми силами и средствами в создании нового ополчения для освобождения России от иноземных захватчиков.
Чтение вслух. Отрывок “На соборной площади” из книги В.Шкловского “Минин и Пожарский”.
Слайд 4. Сообщение ученика “Кузьма Минин”.
Слайд 5. Для объединённого войска нужен был твёрдый и решительный командующий, не запятнавший себя сотрудничеством с самозванцами и захватчиками. Выбор пал на князя Дмитрия Михайловича Пожарского.
Слайд 6. Сообщение ученика “Дмитрий Пожарский”.
Слайд 7. В марте 1612 года ополчение вышло из Нижнего Новгорода и двинулось на Москву не совсем обычным маршрутом – через Ярославль и города Северо-Восточной Руси. В Ярославле Дмитрий Пожарский, пополнив ряды ополченцев, в течение четырёх месяцев занимался обучением воинов, добиваясь слаженности в боевых действиях всех отрядов.
Слайд 8. В июле 1612 года ополчение, которое превратилось во вполне боеспособное войско, выступило на Москву.
Рассказ учителя. Освобождение Москвы.
Чтение вслух отрывка текста учебника стр. 28-29 (Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век.М., “Просвещение”; 2009)
Слайд 9. Крестный ход в честь освобождения Москвы.
Переключение на ученическую Презентацию.
Освобождение Москвы вызвало мощный подъём всенародной борьбы против оставшихся на территории России захватчиков. Местные ополчения с помощью воинов Пожарского истребляли и изгоняли иноземные отряды. Героический подвиг совершил костромской крестьянин Иван Сусанин.
Сообщение ученика с использованием мультимедийной презентации “Иван Сусанин”.
С освобождением столицы предстояло восстановить в России государственную власть, избрать нового царя.
Просмотр в/сюжета “Избрание царя Михаила Фёдоровича Романова” (из телепроекта Н.Карамзин “История государства Российского”).
Работа с документом (учебник с. 31-32). .“Русский историк В.О.Ключевский о Земском оборе 1613 г.”
Слайд 10. Беседа. Вопросы по фильму и документу:
1. Какова была главная особенность Земского собора 1613 года?
2. Как вы думаете, почему царём был избран Михаил Романов?
Слайд 11. Работа в тетрадях. Начало составления “Генеалогического древа Романовых”.
Слайд 12. Судьба К.Минина и Д.Пожарского после освобождения России от иноземных захватчиков.
Память потомков.
“Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818 года”. Рассказ о памятнике скульптора Мартоса на Красной площади в Москве.
Слайд 13. Вывод по теме урока.
Благодаря героической борьбе русского народа против иностранных захватчиков была восстановлена российская государственность. Избрание Михаила Романова положило конец династическому и политическому кризису в России. Смутное время закончилось.
Слайд 14. Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся.
Запись домашнего задания. §3, отв. на вопр. стр.31; контурная карта №7 (задания 6-9); хронологические карточки 1612, 1613.
Слайд 15. Беседа. Какой государственный праздник современной России связан с событиями 1612 года. Как он называется?