Задачи:
- Развитие зрительного восприятия (величины).
- Развитие внимания и памяти.
- Формирование пространственных представлений.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие умения согласовывать свои действия с действиями сверстника.
- Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование:
- Мягкие игрушки – медведи разные по величине (большой – Михаил Потапович, средний – Настасья Петровна, маленький – Мишутка).
- Различные предметы (кружки, ложки, тарелки, стулья) разного размера.
- Три обруча разного размера.
- Мольберт.
- Картина, на которой изображен дом в лесу.
- Простой карандаш, чистый лист бумаги (по количеству детей).
- Карточки к упражнению «Что забыл нарисовать художник?» (По количеству детей).
Предварительная работа:
- Чтение сказки «Три медведя» Л. Толстого.
- Рассматривание иллюстраций к сказке.
- Лепка по сказке «Три медведя».
- Театрализованная деятельность: драматизация сказки «Три медведя».
Ход занятия
В группе детей «встречают» мягкие игрушки – три медведя.
Дети здороваются и говорят ласковые слова друг другу, взрослому, игрушкам.
Воспитатель: Ребята, вы догадались из какой сказки пришли к нам медведи?
Дети: Из сказки «Три медведя».
Воспитатель: Давайте вспомним, как зовут этих медведей. Самого большого зовут? (Михаил Потапович), тот медведь, который поменьше? (Настасья Петровна), а самого маленького зовут? (Мишутка).
Воспитатель: Медведи просят у вас помощи. Пока они гуляли в лесу, кто-то побывал в их доме и устроил беспорядок. Медведи не могут теперь разобраться где, чья кружка, ложка, тарелка, стул… и просят им помочь. Ребята, а вы знаете, кто приходил к медведям в дом?
Дети: Это девочка Маша приходила. Она все разбросала и не поставила на место.
Воспитатель: Вы поможете медведям навести порядок?
Дети: Мы поможем медведям навести порядок.
Воспитатель выкладывает ложки, выставляет кружки, тарелки, стулья разного размера.
Воспитатель: Давайте поступим так: у меня есть три обруча: большой, поменьше и самый маленький. В большой обруч мы поместим все вещи Михаила Потаповича. А в тот обруч, что поменьше, чьи вещи мы поместим?
Дети: Вещи Настасьи Петровны.
Воспитатель: Как вы думаете, куда нужно поместить Мишуткины вещи?
Дети: В самый маленький обруч.
Воспитатель: А теперь давайте наводить порядок.
Дети раскладывают вещи в обручи.
Воспитатель: Вот молодцы! Какой порядок навели! Все вещи разложили правильно. Настасья Петровна вам очень благодарна. И в знак своей благодарности предлагает поиграть в игру «Что забыл нарисовать художник?».
Дети садятся за стол. На столах лежат карточки.
Воспитатель: Посмотрите на картинку, назовите предмет, который на нем изображен, и определите, что забыл нарисовать художник, затем дорисуйте.
Дети объясняют, что нужно дорисовать. Берут карандаши и дорисовывают.
Воспитатель: Мишутка хочет поиграть с вами в игру. Она называется «Ты – мое зеркало».
Дети разбиваются на пары и становятся друг против друга. Один ребенок показывает движения – поднимает, опускает руки, хлопает в ладоши и т. д. Другой ребенок, выполняя роль « зеркала» в точности повторяет все движения. Если «зеркало» сделает неправильное движение, то дети в паре меняются ролями.
После игры дети садятся за столы.
Воспитатель: Михаил Потапович очень заботливый папа. Он не только играет в веселые игры с Мишуткой, но и учит его рисовать, лепить, читает ему интересные сказки. Мишутка старается запомнить все новые слова, которые услышит. Но слов так много, а писать он еще не умеет. Тогда папа посоветовал Мишутке зарисовать то, что он хочет запомнить. Давайте и мы попробуем так сделать. Дети, возьмите чистый лист бумаги и карандаш. Я сейчас назову слово, а вы, чтобы лучше запомнить, должны этот предмет быстро зарисовать. Ясно? Тогда попробуем – «гора», как можете, так и нарисуйте и запомните, что это «гора».
Дети выполняют тренировочное задание.
Воспитатель: Теперь приготовьтесь, я буду говорить слова: дождь, солнце, мяч, туча, елка, трава, лужа, снег, карандаш.
Дети выполняют задание. В конце упражнения каждый ребенок воспроизводит ряд слов, используя опорные картинки.
Воспитатель: Молодцы! Очень хорошо справились с этим заданием! Ребята, напомните мне, пожалуйста, где живут медведи?
Дети: В лесу.
Воспитатель: А хотите, я покажу вам место в лесу, где находится дом медведей?
На мольберт вывешивается картина. Воспитатель привлекает внимание детей к пространственному расположению предметов.
– Что нарисовано справа от дома?
– А слева?
– Что изображено внизу?
– Что вы видите на верхней части картины?
Вот какое замечательное, красивое место в лесу, где живут медведи. Ребята, медведям пора домой, в лес. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались.
Дети припоминают ход занятия, рассказывают о наиболее понравившихся и запомнившихся играх и заданиях; делятся своими впечатлениями о выполненной работе.
Воспитатель: Давайте скажем друг другу спасибо! До свидания!
Дети говорят друг другу ласковые слова, прощаются с мягкими игрушками.