Конспект занятия по развитию познавательных процессов в средней группе "В гостях у трех медведей"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Развитие зрительного восприятия (величины).
  • Развитие внимания и памяти.
  • Формирование пространственных представлений.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие умения согласовывать свои действия с действиями сверстника.
  • Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование:

  • Мягкие игрушки – медведи разные по величине (большой – Михаил Потапович, средний – Настасья Петровна, маленький – Мишутка).
  • Различные предметы (кружки, ложки, тарелки, стулья) разного размера.
  • Три обруча разного размера.
  • Мольберт.
  • Картина, на которой изображен дом в лесу.
  • Простой карандаш, чистый лист бумаги (по количеству детей).
  • Карточки к упражнению «Что забыл нарисовать художник?» (По количеству детей).

Предварительная работа:

  • Чтение сказки «Три медведя» Л. Толстого.
  • Рассматривание иллюстраций к сказке.
  • Лепка по сказке «Три медведя».
  • Театрализованная деятельность: драматизация сказки «Три медведя».

Ход занятия

В группе детей «встречают» мягкие игрушки – три медведя.
Дети здороваются и говорят ласковые слова друг другу, взрослому, игрушкам.

Воспитатель: Ребята, вы догадались из какой сказки пришли к нам медведи?

Дети: Из сказки «Три медведя».

Воспитатель: Давайте вспомним, как зовут этих медведей. Самого большого зовут? (Михаил Потапович), тот медведь, который поменьше? (Настасья Петровна), а самого маленького зовут? (Мишутка).

Воспитатель: Медведи просят у вас помощи. Пока они гуляли в лесу, кто-то побывал в их доме и устроил беспорядок. Медведи не могут теперь разобраться где, чья кружка, ложка, тарелка, стул… и просят им помочь. Ребята, а вы знаете, кто приходил к медведям в дом?

Дети: Это девочка Маша приходила. Она все разбросала и не поставила на место.

Воспитатель: Вы поможете медведям навести порядок?

Дети: Мы поможем медведям навести порядок.

Воспитатель выкладывает ложки, выставляет кружки, тарелки, стулья разного размера.

Воспитатель: Давайте поступим так: у меня есть три обруча: большой, поменьше и самый маленький. В большой обруч мы поместим все вещи Михаила Потаповича. А в тот обруч, что поменьше, чьи вещи мы поместим?

Дети: Вещи Настасьи Петровны.

Воспитатель: Как вы думаете, куда нужно поместить Мишуткины вещи?

Дети: В самый маленький обруч.

Воспитатель: А теперь давайте наводить порядок.

Дети раскладывают вещи в обручи.

Воспитатель: Вот молодцы! Какой порядок навели! Все вещи разложили правильно. Настасья Петровна вам очень благодарна. И в знак своей благодарности предлагает поиграть в игру «Что забыл нарисовать художник?».

Дети садятся за стол. На столах лежат карточки.

Воспитатель: Посмотрите на картинку, назовите предмет, который на нем изображен, и определите, что забыл нарисовать художник, затем дорисуйте.

Дети объясняют, что нужно дорисовать. Берут карандаши и дорисовывают.

Воспитатель: Мишутка хочет поиграть с вами в игру. Она называется «Ты – мое зеркало».

Дети разбиваются на пары и становятся друг против друга. Один ребенок показывает движения – поднимает, опускает руки, хлопает в ладоши и т. д. Другой ребенок, выполняя роль « зеркала» в точности повторяет все движения. Если «зеркало» сделает неправильное движение, то дети в паре меняются ролями.

После игры дети садятся за столы.

Воспитатель: Михаил Потапович очень заботливый папа. Он не только играет в веселые игры с Мишуткой, но и учит его рисовать, лепить, читает ему интересные сказки. Мишутка старается запомнить все новые слова, которые услышит. Но слов так много, а писать он еще не умеет. Тогда папа посоветовал Мишутке зарисовать то, что он хочет запомнить. Давайте и мы попробуем так сделать. Дети, возьмите чистый лист бумаги и карандаш. Я сейчас назову слово, а вы, чтобы лучше запомнить, должны этот предмет быстро зарисовать. Ясно? Тогда попробуем – «гора», как можете, так и нарисуйте и запомните, что это «гора».

Дети выполняют тренировочное задание.

Воспитатель: Теперь приготовьтесь, я буду говорить слова: дождь, солнце, мяч, туча, елка, трава, лужа, снег, карандаш.

Дети выполняют задание. В конце упражнения каждый ребенок воспроизводит ряд слов, используя опорные картинки.

Воспитатель: Молодцы! Очень хорошо справились с этим заданием! Ребята, напомните мне, пожалуйста, где живут медведи?

Дети: В лесу.

Воспитатель: А хотите, я покажу вам место в лесу, где находится дом медведей?

На мольберт вывешивается картина. Воспитатель привлекает внимание детей к пространственному расположению предметов.

– Что нарисовано справа от дома?
– А слева?
– Что изображено внизу?
– Что вы видите на верхней части картины?

Вот какое замечательное, красивое место в лесу, где живут медведи. Ребята, медведям пора домой, в лес. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались.

Дети припоминают ход занятия, рассказывают о наиболее понравившихся и запомнившихся играх и заданиях; делятся своими впечатлениями о выполненной работе.

Воспитатель: Давайте скажем друг другу спасибо! До свидания!

Дети говорят друг другу ласковые слова, прощаются с мягкими игрушками.