Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять правильное произношение звуков З и Зь, учить дифференцировать их на слух и в произношении;
- Закреплять умение давать характеристику речевым звукам;
- Закреплять навыки звуко-слогового анализа слов;
- Закреплять знания детей и расширять словарь по лексическим темам: «Зима», «Дикие животные»;
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематический слух;
- Развивать память, внимание и мышление;
Воспитательные:
- Прививать любовь к родной природе, чувство любви к животным, желание им помочь;
- Создать эмоционально приподнятое, новогоднее настроение.
Оборудование: презентация к занятию, дидактические игры: «Звуковая мозаика», «Шифровальщики», пособие «Украсим елочки», индивидуальные пеналы для составления звуко-слоговой схемы слов.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед загадывает загадку:
Замела я все вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И надолго к вам пришла.
(Зима).
Логопед: Ребята, о ком идет речь в этой загадке?
Дети отгадывают загадку.
(Слайд 2)
На экране появляется красавица Зима.
Логопед: Давайте скажем, зима какая?
Дети: холодная, морозная, снежная, белая, веселая, волшебная, чудесная, великолепная, белоснежная и т.д.
II. Основная часть
(Слайд 3)
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в сказочный зимний лес. Что зима сделала с лесом?
Дети: заколдовала, запорошила, заморозила.
Логопед: Какой лес?
Дети: заколдованный, сказочный, заснеженный, задумчивый.
(Слайд 4)
Логопед: А кто живет в этом лесу?
Дети называют диких животных наших лесов.
Логопед: Какие это животные? (дикие)
(Слайд 5) щелчок
Логопед: Посмотрите, из-под снега выходит пар. Почему?
Дети: Здесь зимует медведь.
Логопед: Как называется зимовье медведя?
Дети: Берлога.
Логопед: Назовите домики белки, волка, лисы.
На экране поочередно появляются картинки медведя, белки, волка, лисы и зайца.
Логопед: А у зайца есть домик?
Дети: Нет, он живет под кустиком.
(Слайд 6)
Логопед: Ребята, назовите первые звуки в словах: ЗАЙКА, ЗИМА
Дети: З, Зь.
Логопед: Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки З и Зь. Дайте характеристику этим звукам.
На слайде по щелчку появляются графические изображения звуков.
Звук З – согласный, твердый, звонки. Обозначается синим квадратиком с колокольчиком.
Звук Зь – согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым квадратиком с колокольчиком.
(Слайд 7)
Логопед: Замерз наш зайка без домика. Давайте подарим ему одеяльца. Но сначала украсим их квадратиками.
Проводится игра «Звуковая мозаика».
Перед каждым ребенком квадрат, разделенный на 9 частей и фишки синего и зеленого цвета.
Логопед произносит слова. Если в слове «спрятался» звук З, дети накрывают клеточку фишкой синего цвета; если в слове «спрятался» звук Зь, клеточку накрывают зеленой фишкой. Работа начинается с верхнего ряда. Раскладывать фишки нужно слева направо. Первое слово соответствует верхней левой клеточке.
СЛОВА: ЗИМА, ЗАЙКА, ЗЕФИР, ЗУБЫ, РОЗА, ЗОНТ, ПОЗЕМКА, ГЛАЗА, РЕЗИНА.
(Слайд 8)
Логопед: Ребята, проверьте, все выполнили задание правильно.
Дети сравнивают свои коврики с ковриком, изображенном на слайде.
Логопед: Молодцы, теперь наш зайчик не замерзнет.
(Слайд 9)
Лолопед: Ребята, а какой праздник мы отмечаем зимой?
Дети: Новый год.
Логопед: Какое дерево украшают на этот праздник?
Дети: Елку.
(Слайд 10)
Логопед: Зверята тоже решили украсить елочки.
Давайте мы им поможем.
Посмотрите перед вами две елочки: одна зеленая, а другая синяя, запорошенная снегом. На синюю елочку повесим шары с картинками, в названии которых спрятался звук З, а на зеленую елочку – шары с картинками, в названии которых спрятался звук Зь.
На магнитной доске находятся две плоскостные елочки: синяя и зеленая. Дети прикрепляют на них шары, сделанные из картона.
(Слайд 11)
Логопед: Посмотрите, как рады звери.
(Слайд 12)
Логопед: А кто еще живет в зимнем лесу?
Дети:Зимующие птицы.
Логопед: Назовите зимующих птиц. Почему они называются зимующими?
О какой зимующей птице идет речь в следующей загадке:
В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд, приятель!»
И ставит подпись…(Дятел).
Звери попросили дятла отстучать телеграмму деду Морозу. Хотят пригласить его к себе на новогодний праздник.
И вы сейчас тоже будете телеграфистами.
(Слайд 13)
Игра «Шифровальщики»
Логопед: Я буду называть слова, а вы зашифровывать их. Если вы услышите слово со звуком З, поставите на конверте +. Если услышите слово со звуком Зь, поставите на конверте - .
Слова: ЗОЛУШКА, ЗЕБРА, МАГАЗИН, ВАЗА, ЗАМОК, КОРЗИНА.
Перед каждым ребенком конверт с 6 отверстиями вдоль верхнего края. В него вложен вкладыш. Внизу на вкладыше красным цветом проставлены значки + и – для самопроверки. Логопед называет слова, а дети проставляют значки простым карандашом в отверстиях. Каждое отверстие соответствует определенному слову.
(Слайд14)
Логопед: Дед Мороз получил телеграмму и мчится на санях в гости к лесным зверятам.
(Слайд 15)
Вот он и в лесу.
Физминутка
Послушайте, что он говорит:
Разыграйтесь-ка, метели,
Гнитесь ниже сосны, ели.
Все, что есть в густом лесу,
Все засыплю, занесу.
Мы ему ответим:
Не боимся мы пороши.
Любим снег – хлопок в ладоши,
Руки в стороны, по швам.
Хватит снега нам и вам.
Мы теперь метатели,
Бьем по неприятелю!
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок!
(Слайд 16)
Логопед: Ребята, давайте порадуем Зиму. Обозначим ее имя звуками и буквами.
Дети выполняют звуко-буквенный анализ слова ЗИМА и делят его на слоги (Выкладывают на столах схемы, используя раздаточный материал
III. Заключительная часть. Итог занятия.
Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие по сказочному зимнему лесу. С какими звуками мы сегодня работали? Чем отличаются эти звуки друг от друга?
(Слайд 17)
Логопед: Пора нам возвращаться домой.
Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали. За это дед Мороз угощает вас сладким зефиром. Какой первый звук слышится в слове ЗЕФИР? Попрощаемся со зверятами и с дедом Морозом.