Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе "Путешествие в зимний лес"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Закреплять правильное произношение звуков З и Зь, учить дифференцировать их на слух и в произношении;
  2. Закреплять умение давать характеристику речевым звукам;
  3. Закреплять навыки звуко-слогового анализа слов;
  4. Закреплять знания детей и расширять словарь по лексическим темам: «Зима», «Дикие животные»;

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать фонематический слух;
  2. Развивать память, внимание и мышление;

Воспитательные:

  1. Прививать любовь к родной природе, чувство любви к животным, желание им помочь;
  2. Создать эмоционально приподнятое, новогоднее настроение.

Оборудование: презентация к занятию, дидактические игры: «Звуковая мозаика», «Шифровальщики», пособие «Украсим елочки», индивидуальные пеналы для составления звуко-слоговой схемы слов.

Ход занятия 

I. Организационный момент

Логопед загадывает загадку:

Замела я все вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И надолго к вам пришла.
(Зима).

Логопед: Ребята, о ком идет речь в этой загадке?

Дети отгадывают загадку.

(Слайд 2)

На экране появляется красавица Зима.

Логопед: Давайте скажем, зима какая?

Дети: холодная, морозная, снежная, белая, веселая, волшебная, чудесная, великолепная, белоснежная и т.д.

II. Основная часть

(Слайд 3)

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в сказочный зимний лес. Что зима сделала с лесом?

Дети: заколдовала, запорошила, заморозила.

Логопед: Какой лес?

Дети: заколдованный, сказочный, заснеженный, задумчивый.

(Слайд 4)

Логопед: А кто живет в этом лесу?

Дети называют диких животных наших лесов.

Логопед: Какие это животные? (дикие)

(Слайд 5) щелчок

Логопед: Посмотрите, из-под снега выходит пар. Почему?

Дети: Здесь зимует медведь.

Логопед: Как называется зимовье медведя?

Дети: Берлога.

Логопед: Назовите домики белки, волка, лисы.

На экране поочередно появляются картинки медведя, белки, волка, лисы и зайца.

Логопед: А у зайца есть домик?

Дети: Нет, он живет под кустиком.

(Слайд 6)

Логопед: Ребята, назовите первые звуки в словах: ЗАЙКА, ЗИМА

Дети: З, Зь.

Логопед: Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки З и Зь. Дайте характеристику этим звукам.

На слайде по щелчку появляются графические изображения звуков.

Звук З – согласный, твердый, звонки. Обозначается синим квадратиком с колокольчиком.

Звук Зь – согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым квадратиком с колокольчиком.

(Слайд 7)

Логопед: Замерз наш зайка без домика. Давайте подарим ему одеяльца. Но сначала украсим их квадратиками.

Проводится игра «Звуковая мозаика».

Перед каждым ребенком квадрат, разделенный на 9 частей и фишки синего и зеленого цвета.

Логопед произносит слова. Если в слове «спрятался» звук З, дети накрывают клеточку фишкой синего цвета; если в слове «спрятался» звук Зь, клеточку накрывают зеленой фишкой. Работа начинается с верхнего ряда. Раскладывать фишки нужно слева направо. Первое слово соответствует верхней левой клеточке.

СЛОВА: ЗИМА, ЗАЙКА, ЗЕФИР, ЗУБЫ, РОЗА, ЗОНТ, ПОЗЕМКА, ГЛАЗА, РЕЗИНА.

(Слайд 8)

Логопед: Ребята, проверьте, все выполнили задание правильно.

Дети сравнивают свои коврики с ковриком, изображенном на слайде.

Логопед: Молодцы, теперь наш зайчик не замерзнет.

(Слайд 9)

Лолопед: Ребята, а какой праздник мы отмечаем зимой?

Дети: Новый год.

Логопед: Какое дерево украшают на этот праздник?

Дети: Елку.

(Слайд 10)

Логопед: Зверята тоже решили украсить елочки.

Давайте мы им поможем.

Посмотрите перед вами две елочки: одна зеленая, а другая синяя, запорошенная снегом. На синюю елочку повесим шары с картинками, в названии которых спрятался звук З, а на зеленую елочку – шары с картинками, в названии которых спрятался звук Зь.

На магнитной доске находятся две плоскостные елочки: синяя и зеленая. Дети прикрепляют на них шары, сделанные из картона.

(Слайд 11)

Логопед: Посмотрите, как рады звери.

(Слайд 12)

Логопед: А кто еще живет в зимнем лесу?

Дети:Зимующие птицы.

Логопед: Назовите зимующих птиц. Почему они называются зимующими?

О какой зимующей птице идет речь в следующей загадке:

В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд, приятель!»
И ставит подпись…(Дятел).

Звери попросили дятла отстучать телеграмму деду Морозу. Хотят пригласить его к себе на новогодний праздник.

И вы сейчас тоже будете телеграфистами.

(Слайд 13)

Игра «Шифровальщики»

Логопед: Я буду называть слова, а вы зашифровывать их. Если вы услышите слово со звуком З, поставите на конверте +. Если услышите слово со звуком Зь, поставите на конверте - .

Слова: ЗОЛУШКА, ЗЕБРА, МАГАЗИН, ВАЗА, ЗАМОК, КОРЗИНА.

Перед каждым ребенком конверт с 6 отверстиями вдоль верхнего края. В него вложен вкладыш. Внизу на вкладыше красным цветом проставлены значки + и – для самопроверки. Логопед называет слова, а дети проставляют значки простым карандашом в отверстиях. Каждое отверстие соответствует определенному слову.

(Слайд14)

Логопед: Дед Мороз получил телеграмму и мчится на санях в гости к лесным зверятам.

(Слайд 15)

Вот он и в лесу.

Физминутка

Послушайте, что он говорит:

Разыграйтесь-ка, метели,
Гнитесь ниже сосны, ели.
Все, что есть в густом лесу,
Все засыплю, занесу.

Мы ему ответим:

Не боимся мы пороши.
Любим снег – хлопок в ладоши,
Руки в стороны, по швам.
Хватит снега нам и вам.

Мы теперь метатели,
Бьем по неприятелю!
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок!

(Слайд 16)

Логопед: Ребята, давайте порадуем Зиму. Обозначим ее имя звуками и буквами.

Дети выполняют звуко-буквенный анализ слова ЗИМА и делят его на слоги (Выкладывают на столах схемы, используя раздаточный материал

III. Заключительная часть. Итог занятия.

Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие по сказочному зимнему лесу. С какими звуками мы сегодня работали? Чем отличаются эти звуки друг от друга?

(Слайд 17)

Логопед: Пора нам возвращаться домой.

Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали. За это дед Мороз угощает вас сладким зефиром. Какой первый звук слышится в слове ЗЕФИР? Попрощаемся со зверятами и с дедом Морозом.