Разнообразие растительного мира

Разделы: Биология


Цели и задачи:

Обучающие:

  • Начать знакомство учащихся с особенностями Царства Растений;
  • Познакомить учащихся с основными группами растений по строению, значению, условиям и месту обитания;

Развивающие:

  • Развивать память, внимание, мышление, творческую активность, познавательный интерес, умение работать индивидуально, в парах и группе;
  • Развивать навыки практической работы с натуральными объектами (гербарным материалом), навыки поиска дополнительной информации в различных источниках;

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней.

Тип урока: актуализации знаний;

Предмет: природоведение

Класс: 5;

Место урока: Раздел «Растения»; УМК Пасечника.

Методы:

  • словесные: беседа, рассказ, объяснение;
  • наглядные: наблюдение, демонстрация;
  • практические: работа с гербарием, работа с текстом.

Используемые образовательные технологии:

  • Технология уровневого обучения;
  • Технология интенсификации обучения;
  • Технология игровой деятельности;
  • Элементы проблемного обучения;
  • Групповые, коллективные способы обучения;
  • Технология поэтапного формирования умственных действий.

Оборудование:

  • Видеомагнитофон;
  • Телевизор;
  • Компьютер, проектор;
  • Гербарий: цветковые, нецветковые, дикие, домашние растения;
  • Раздаточный материал для индивидуальных, парных, групповых заданий;
  • Видеофильмы: «Легенда о ландыше», «В мире растений»;
  • Диафильм «Необыкновенные растения»;
  • Презентация «Разнообразие растительного мира» Приложение 1;
  • Музыкальные композициии.

Ход мероприятия

Музыкальное вступление – песня «Ландыши». Приложение 2

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, эпиграфом к которому мне хотелось бы сделать слова нашего земляка (уроженца и жителя Смоленщины), выдающегося учёного-географа, путешественника Н. М. Пржевальского, который говорил так: «И ещё жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать».

Вопрос: многие люди любят путешествовать, как вы думаете, почему?

Вопрос: а среди вас есть любители путешествий?

Замечательно, вот поэтому мы c вами сегодня отправимся в небольшое и увлекательное, правда, воображаемое путешествие в «Зелёное Царство». А у кого нам сегодня предстоит побывать в гостях, кто является жителями этого Царства, вы, надеюсь, мне скажете, если отгадаете несколько загадок.

Загадки:

  • Горел в траве росистой фонарик золотистый.
    Потом померк, потух и превратился в пух (одуванчик).
  • В поле росла, под жёрновом была,
    Из печи на стол караваем пришла (пшеница).
  • Не огонь, а жжётся (крапива).
  • Сто одёжек и все без застёжек (капуста).
  • Сам он алый, сахарный, кафтан – зелёный, бархатный (арбуз).

Вопрос: о ком идёт речь в этих загадках?

Итак, жителями Зелёного Царства являются растения, и в ходе нашего путешествия мы постараемся поближе познакомиться с ними, тем более что они этого заслуживают. И темой нашего урока-путешествия является «Разнообразие растительного мира».

Видеосюжет «В мире растений».

Звучит стихотворение.

«И в лесу, и в полях, и в пустыне,
И у кромки арктических льдов
Мы увидим, как робкий, но сильный,
Пробивается к солнцу росток.

У растений так много секретов,
Сколько тайн эти листья хранят,
Но возможно, лишь только поэтому
Мы живём на планете Земля.

Нам растенья узнать очень нужно,
В их загадки проникнуть хотим,
Этот мир удивительно сложный,
Мы должны познакомиться с ним.

Пусть красуются розы и маки,
Расцветают пустыни, пестреют поля,
Пусть волшебной зелёной поляной
Будет наша планета Земля.

Покажите нам тополь и пальму,
Кедр, ромашку и тополь опять,
У природы так много растений,
Нам о них надо больше узнать».

Вопрос: что можно сказать о растениях, прочитав это стихотворение?

Действительно, растения очень широко распространены на Земле и встречаются почти повсеместно. Царство растений насчитывает почти 500 тысяч видов.

Демонстрация карты распространения растений.

Растения, кроме этого, очень разнообразны.

Вопрос: чем могут отличаться растения друг от друга?

Действительно, растения очень разнообразны. Среди них есть великаны и карлики, ядовитые и съедобные, долгожители, мирные и опасные. Но при этом их всех их объединяет одно: все они удивительны и неповторимы. Многие растения из-за своей необычности попали в книгу рекордов Гиннеса. Я хочу познакомить вас с некоторыми из них.

Демонстрация диафильма «Необыкновенные растения».

При таком разнообразии жителей в зелёном царстве легко заблудиться. Чтобы не допустить этого, мы попробуем разделить растения на группы и поподробнее познакомиться с каждой из них.

1. Одноклеточные и многоклеточные растения.

Вопрос: какие растения называются одноклеточными?

Вопрос: можно ли их рассмотреть невооружённым глазом и почему?

Вопрос: как учёные узнали об их существовании и смогли их подробно изучить?

Вопрос: какие растения относятся к многоклеточным?

Вывод.

2. Цветковые и нецветковые растения.

Растения этих групп очень разнообразны и широко распространены на планете.

Вопрос: какие растения называются нецветковые?

Вопрос: какие нецветковые растения вам известны?

Учащиеся дополняют ответы, рассматривая рисунок в учебнике на стр. 155., рассматривая таблицы и гербарии.

Вопрос: какие растения называются цветковыми?

Цветок – удивительный орган растения. О его строении и назначении вы узнаете из следующего параграфа.

Вопрос: у вас на столах лежат портреты растений. Скажите, к какой группе их можно отнести и почему?

Вопрос: чем отличаются цветки и всех цветковых растений?

Вопрос: когда растения цветут?

Демонстрация гербарных материалов «Раннецветущие и поздноцветущие растения».

Вопрос: какое влияние оказывают цветущие растения на человека?

Действительно вид цветущего растения оказывает на эмоциональное состояние человека сильное воздействие, доставляет ему наслаждение, радость, улучшают его настроение.

Вопрос: какие особенности цветущих растений могут оказать такое воздействие?

Многие люди, находясь под впечатлением такого воздействия, сложили множество песен, написали множество стихов о цветущих растениях. Давайте же прочтём с вами несколько из них, вставляя в них при этом пропущенные буквы.

«Г…луб…нький, ч…стый
Подсн…жник-цв…ток,
А рядом сквозистый посл…дний сн…жок».

«Кол…кольч…ки мои, цв…тики степн…е,
Что гляд…те на меня нежно-голуб…е
И о чём звен…те вы в день весёлый мая
Средь некошен…ой травы,
Г…ловой кач…я».

Сколько разных растений окружает нас, и что самое интересное, у каждого растения своё название.

«Что значат названья – ежа и тимьян,
Дубровка, кукушкины слёзки, дурман,
Тем лечат любовь, этим – сон и живот,
А этот на рану и всё заживёт…
Кипрей, незабудка, бодяк, василёк,
А вот фиолетовый с жёлтым цветок,
Но кто мне расскажет, за что это он
Иваном-да-Марьей молвой наречён!
Достались в наследство с дремучих времён
Нам эти названья от древних племён».

Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, откуда произошли названия растений, и что они означают. Если вдуматься, то в них отражены и свойства, отношения человека, легенды и суеверия. Очень часто между внешним видом или свойствами и его названием существует вполне очевидная связь. Давайте установим её.

Учащиеся объясняют названия некоторых растений (астра, тысячелистник, синецветка, декабрист).

Видеосюжет (легенда о ландыше).

Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть,
Ну-ка, думай, не зевай,
Быстро виды называй!

Звучит «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Приложение 1

Учащиеся называют виды цветковых растений, выполнив задания по парам:

1 ряд – «Растительный ералаш» (составить слова из разрозненных слогов): пион, тюльпан, фиалка, лилия, герань.

2 ряд – «Города» (выделить названия растений из названия городов): Астрахань, Макеевка, Запорожье. Петрозаводск, Дубна, Вязьма, Хмельницкий, Мелитополь, Тернополь, Великие Луки, Иваново, Гороховец.

3 ряд – «Перевёртыши» (прочесть названия, написанные наоборот): ромашка, хризантема, георгина, гладиолус, мимоза, гвоздика.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

Вопрос: где на Земле могут нам встретиться растения?

Вопрос: в разных местах обитания растениям живётся одинаково хорошо? Почему?

В зависимости от места обитания и от условий жизни растения можно подразделить ещё на несколько групп: светолюбивые, теневыносливые, влаголюбивые, засухоустойчивые.

Вопрос: чем отличаются растения поля (болота, леса) от растений огорода (поля)?

Вопрос: как называют растения, за которыми никто не ухаживает и не выращивает?

Вопрос: назовите известные вам дикие растения по цепочке.

Вопрос: как называются растения, специально высаживаемые и выращиваемые человеком, за которыми он сознательно ухаживает?

Вопрос: с какой целью человек выращивает культурные растения?

«Кислород, древесина и пища,
Ткань, лекарства и жаркая печь,
У природы плохих нет растений,
Их нам надо для внуков беречь».

Звучит «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Приложение 1

Учащиеся называют культурные растения, выполнив задания по парам.

1 ряд – «Алфавит» (назвать растения, начинающиеся на соответствующие буквы алфавита): А…, В…, Д…, З…, Р….

2 ряд – «5 лишний» (выбрать лишнее слово в группе): щавель, фасоль, свёкла, гранат, апельсин.

3 ряд – «Найти пару» (сопоставить название и изображение культурного растения).

Игра «Съедобное – несъедобное».

Закрепление – игра «Светофор» (учащиеся голосуют цветными жетонами, соглашаясь или нет с предлагаемыми учителем суждениями.

  • Растения – живые организмы.
  • Все растения на Земле – цветковые.
  • Растения, выращиваемые человеком – дикие.
  • Мхи, плауны, хвощи, папоротники – не цветковые растения.
  • Клён, тополь, крапива, подорожник – культурные растения.
  • Растения очень разнообразны.
  • У многоклеточных растений тело состоит из множества клеток, сгруппированных в ткани и органы.
  • В зависимости от сложности строения растения могут быть одноклеточными и многоклеточными.
  • Все растения Земли одноклеточные.
  • Во влажных местах произрастают засухоустойчивые растения.

Заключение.

«В природе всё достойно изученья.
Бессодержательных созданий в мире нет:
Любое может дать на твой вопрос ответ…
Но всё же будет полон белый свет
От крошечных букашек до планет
Волнующих серьёзный ум загадок».
Наше путешествие подошло концу.

Рефлексия:

Продолжите предложение:

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • Сегодня мне больше всего запомнилось…
  • Сегодня мне больше всего понравилось…

Игра «Юный художник» (закончить незаконченный портрет растения, соединив точки по порядку).

Ребята, вы все сегодня очень хорошо поработали. Были очень активны. Надеюсь, что те знания, которые вы получили сегодня, надолго запомнятся вам и пригодятся в вашей дальнейшей жизни.

Спасибо вам за урок, за сотрудничество. До свидания.

Домашнее задание

Параграф 39.

Творческое задание

Легенды и мифы о растениях.