Ход проекта
1. Актуальность.
«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не
обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг
другу как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен –
человек птицам или птицы человеку?.. Но выживет ли человек, если на
Земле не останется птиц?» |
Идея приобщения человека к природе, к её познаванию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Ж.Руссо, Я.А.Каменский видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
Современная концепция дошкольного воспитания (1989г.) показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая её миром человеческих ценностей. Среди них познавательные ценности: ребёнок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектом природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом, вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер.
2. Анализ внешней среды.
Горожане имеют весьма ограниченный возможности общения с природой, поэтому одной из важных задач работы по экологическому воспитанию я считаю знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения.
Каких животных и птиц мы чаще всего видим в наших городах и лесах? Конечно, птиц. Здесь, в большом городе, пернатые живут бок о бок с нами и радуют нас своим пением и красочным нарядом. Поэтому за ними проще наблюдать, чем за большинством млекопитающих, которые скрываются в укромных местах. Значит, мы можем по птицам судить о состоянии природы вокруг нас. Птиц, чувствительных к загрязнению окружающей среды, например, аистов, становится все меньше. Зато растет количество видов легко приспосабливающихся к новым условиям, вроде витютеней. Это тревожный сигнал. Любителям природы бедственное ее положение хорошо известно. Пернатые словно предупреждают нас об опасности, которая грозит людям из-за уничтожения природы. Ведь, как и птицы, мы питаемся тем, что растет на земле, как и им, нам нужны чистая вода и чистый воздух.
В нашей местности встречается более 130 видов птиц, из них 11 видов занесены в Красную книгу. Но знаем ли мы их? Можем ли различать их по голосу, по пению? Сможем ли мы узнать даже знаменитую соловьиную трель? А наши воспитанники, дети дошкольного возраста, имеют ли представления об удивительном мире птиц?
С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа уже сама не могла залечить нанесенные ей раны. Сложившиеся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Где же выход? Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Именно к этому призвала Всемирная Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде, принявшая в 1992 году Рио-де-Жанейро «Повестку дня на 21 век»-программу работ на следующее столетие, предусматривающую гармоническое достижение двух целей: высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мире. Для успешного выполнения этой программы недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экономических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным. Поэтому именно в дошкольном возрасте, когда дети наиболее впечатлительны и восприимчивы важно формирование начал экологической культуры личности человека.
3. Анализ внутренней среды.
Работу над экологическим воспитанием детей я начала с младшего дошкольного возраста в реализации «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, выделив основные задачи по выбранной проблеме:
- Развитие интереса к объектам природы.
- Знакомство с домашними птицами и птицами, прилетающими на участок детского сада.
- Формирование бережного отношения к птицам.
К старшему дошкольному возрасту дети должны знать 4-5 видов зимующих птиц, уметь анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
Но, к сожалению, обладая каким-то объемом знаний о пернатых, дети подчас бывают, равнодушны и даже жестоки по отношению к птицам. Нередко можно увидеть на улице группу ребятишек, которые безразлично наблюдают за раненной птицей или не пытаются оказать первую помощь птенцу, выпавшему из гнезда и т.д.
Опрос родителей показал, что:
- большинство родителей в своей взрослой жизни никаким образом не проявляют интереса и участия в сохранении живой природы;
- интересы взрослых часто не выходят за рамки квартиры – 66%;
- теле и радио передачи природоведческого характера смотрят лишь в -19% семьях;
- конкретное участие в оказании помощи живой природе принимают лишь, участвуя в акциях, проводимых в детском саду и школе -15 % родителей.
По итогам опроса детей, в процессе наблюдений, в общении с детьми можно констатировать, что интерес к миру животных и птиц у дошкольников существует. Дети с неподдельным интересом слушают любую информацию о птицах, их повадках, задают множество вопросов, с увлечением рассматривают энциклопедии природоведческого характера.
Таким образом, я предполагаю, что если у детей развивать интерес к изучению мира птиц, расширять знания и природоохранные навыки, можно уже с дошкольного возраста сформировать начало экологической культуры личности человека.
4. Стратегия реализации проектной идеи.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам.
Задачи:
- Познакомить детей с жизнью перелетных и оседлых птиц.
- Систематизировать знания о жизненных проявлениях птиц (питание, рост, развитие, размножение).
- Формировать представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц.
- Учить правильному поведению в природной среде.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.
- Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.
- Повысить уровень экологической культуры личности родителей.
5. Ожидаемые результаты.
У детей сформируются:
- Знания о жизни перелетных и оседлых птиц.
- Представления о влиянии состоянии окружающей среды на птиц.
- Знания
- Сознание важности природоохранных мероприятий.
- Навыки правильного поведения в природной среде.
- Эстетическое отношение к окружающей действительности.
- Чувство милосердия и гуманного отношения к живой природе.
- Желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.
У родителей:
- Повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашей местности.
- Гармонизируются детско-педагогические отношения.
- Повысится уровень экологической культуры личности.
- Расширятся знания о птицах.
Этапы | Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
Подготовительный этап | Повышение собственной профессиональной компетентности. | 1.Изучение методической литературы: – «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» М.А.Васильевой и др., «Наш дом-природа» Н.А.Рыжова. |
сентябрь | воспитатель |
2.Организовать сотрудничество с экологическим центром «Росянка» центральной библиотеки им. Маяковского | сентябрь | заведующий | ||
3.Анализ программных задач раздела «Ознакомление детей с животным миром». | сентябрь | воспитатель | ||
4.Подбор диагностического инструментария (методика Емельяновой) | сентябрь | воспитатель | ||
5.Диагностирование детей по вопросам экологического воспитания. | сентябрь | воспитатель | ||
Педагогическое просвещение родителей. | 1.Разработка анкет для родителей. | сентябрь | воспитатель | |
2.Анкетирование родителей, анализ полученных результатов. | октябрь | воспитатель | ||
3.Оформление экологической рубрики «Это интересно» в информационном уголке приемной комнаты. | сентябрь-октябрь | воспитатели | ||
Деятельный этап | Осуществление мероприятий по выполнению проекта. | 1.Проведение занятий познавательного
цикла. |
в течение года | воспитатели |
2.Экскурсии и прогулки в лесопарковую зону «Роща». | в течение года | воспитатели | ||
3.Художественно-творческая деятельность. | в течение года | воспитатели | ||
4.Чтение художественной литературы, энциклопедий. | в течение года | воспитатели | ||
5.Ведение календаря наблюдений за птицами. | в течение года | воспитатели | ||
6..Рассматривание иллюстраций в книгах, открытках, фотоальбомах. | в течение года | воспитатели | ||
7.Подвижные игры. | в течение года | воспитатели, инструктор по физ.культуре | ||
8.Дидактические игры экологического характера. | в течение года | воспитатели | ||
9.Слушание птичьих голосов в записи. | в течение года | воспитатели | ||
10.Просмотр видеороликов, мультфильмов о птицах. | в течение года | воспитатели родители |
||
11.Вечера-развлечений. | в течение года | воспитатели муз. руководит. |
||
Деятельный этап | Организация и привлечение родителей к совместной деятельности и обучению. | 1. Родительское собрание «Земля – наш общий дом». | ||
2. Творческие работы на выставки детских рисунков, поделок. | сентябрь | воспитатели | ||
3.Деловая игра «Знатоки природы». | в течение года | воспитатели, родители |
||
4.Викторина «что мы знаем о птицах?». | апрель | воспитатели | ||
5.Создание книжек-самоделок «Сказки о птицах и зверятах». | январь | воспитатели | ||
Организация предметно-развивающей среды в игровой комнате. | 6.Экскурсия в краеведческий музей. | март | родители | |
7.Природоохранные акции «Кормушки», «Елочка – зеленая иголочка», «Спасем наш мир земной!». | в течение года | родители | ||
Изготовление и приобретение дидактических игр, атрибутов, пособий. | в течение года | родители | ||
Заключительный этап | Оценка эффективности реализации проекта. | 1.Повторная диагностика детей и опрос родителей. | апрель-май | воспитатель |
2. Проведение открытого занятия «Земля – наш общий дом». | апрель | воспитатели | ||
Обобщение результатов работы по проектной деятельности и их анализ. | 3.Обобщение опыта работы по проблеме «Берегите птиц». | май | воспитатель | |
4.Оформление альбома детских работ «Вот какие птицы». | в течение года | воспитатель | ||
5.Выставка детских работ из природного материала и пластилина. | май | воспитатель | ||
6.Встреча с родителями «Круглый стол» по итогам работы в рамках данного проекта | апрель | воспитатель |
7. Отчет о реализации проекта.
Поставив перед собой задачу, повысить уровень экологической культуры личности детей, я начала работу с изучения методической литературы. За основу была взята «Программа воспитания и обучения детей в д/саду» под редакцией Васильевой М.А., а также парциальная программа «Наш дом – природа» Рыжовой Н.А. Был составлен перспективный план занятий познавательного цикла, а также план совместных мероприятий с участием родителей. На первом родительском собрании в начале учебного года мы ознакомили наших родителей с целью и задачами будущего проекта. Было проведено анкетирование для выявления степени заинтересованности в проводимых нами занятиях и совместной деятельности по данной проблеме. Параллельно были продиагностированы и дети.
Вначале года знания детей о птицах были поверхностными, абстрактными. А в конце учебного года диагностика показала положительные результаты Высокий уровень осознанности полученных детьми знаний и представлений свидельствовал об эффективности проведения систематической, планомерной работы с детьми и родителями по реализации задач проекта.
Особое внимание, я уделила обогащению уголка природы, учитывая современные требования и рекомендации Рыжовой Н.А. С помощью родителей пополнили фонотеку и медиатеку, что позволило нам в более интересной форме проводить занятия, игровые упражнения, вечера-развлечения.
Благодаря плановой работе знания и представления детей о жизни птиц постепенно систематизировались, обогащались, развивался интерес к жизни наших меньших братьев. Меня очень радовало то, что в свободное время от игр ребята самостоятельно занимались в уголке творчества. Темы рисунков разнообразились. Теперь можно было увидеть не только нарисованные «тачки», «роботы», «войнушки». Ребята с большим увлечением ярко и образно отражали в своих работах впечатления, полученные в процессе общения с природой, например «снегирь, сидящий на ветке», « скворечник на березе», «дети, кормящие голубей хлебными крошками» и др.
Очень удачно прошла викторина «Знатоки природы» между командами родителей и детей. Наши родители были приятно удивлены знаниями детей. Особый интерес вызвала деловая игра «Что мы знаем о птицах», где ребята использовали элементы пантомимики для изображения характерных повадок пернатых. Почти все семьи приняли активное участие в конкурсе книжек-самоделок «Сказки о птицах и зверей». Выставка книжек-самоделок привлекла внимание детей и родителей всего детского сада: формы книг, оформление, а главное – сами сказки были настоящим творением семьи, неповторимым и оригинальным! Традиционным стало и изготовление плакатов в виде коллажей «Правила поведения в природе», «Берегите птиц» и др., которые использовались в целях агитационной работы всего детского сада.
Особой гордостью стало наше тесное сотрудничество с экоологическим центром «Росянка» библиотеки им. Маяковского. Мы принимали активное участие в акциях «Птичья столовая», «Елочка зеленая иголочка» и были награждены грамотой «Лучшая кормушка для птиц». Дети и родители очень этим гордились.
Тематические занятия, занятия-беседы, игровые упражнения я проводила с использованием яркого наглядного материала. Разучивали стихи и песни о птицах, организовывали выставки детских рисунков «Наши друзья-птицы», оформили фотовыставку «Редкие птицы».
Продолжая пополнять знания, мы часто организовывали экскурсии в лесопарк «Роща» в разное время года, что позволяло детям замечать красоту природы и пополнять багаж знаний о жизни и повадках птиц нашей местности.
В конце учебного года на родительском собрании, проводившемся в виде устного журнала, дети продемонстрировали миниатюру «Дикарь в лесу». Выступления детей со стихами, песнями были яркими, показательными и наглядными. На отрицательном примере закреплялись правила поведения на природе, формировалось гуманное отношение ко всему живому.
Для педагогов ДОУ было показано открытое занятие «Земля – наш общий дом». Ребята продемонстрировали свои творческие способности, смогли проявить знания и представления о жизни птиц, изготовили знаки-символы о правилах поведения в природе, показали степень сформированности гуманного отношения к природе.
Анализируя процесс реализации проекта, следует отметить, что каждое из предложенных в нем мероприятий было в значительной степени информативным и интересным для детей. Родители проявляли инициативу, с одобрением относились к проводимым мероприятиям, прониклись важностью задач проекта.
Перспектива дальнейшей деятельности.
1. Поиск путей совершенствования решения проблемы:
- Занятия-беседы с сотрудниками экологического центра «Росянка» Центральной библиотеки им. Маяковского
- Экскурсии в зоомагазин.
- Организация дня наблюдений за птицами.
- Наблюдение за лебедями на Чебоксарском заливе.
- Проведение совместно с родителями развлечения «Пернатый мир».
- Изготовление масок птиц из бумаги, вязанных крючком шапочек птиц.
- Изготовление листовок «Берегите птиц»
- Конкурс кормушек и поилок для птиц.
2. Активизировать детей и их родителей на дальнейшую природоохранительную деятельность:
- Участие в акции «Посади дерево».
- Проведение субботника по уборке территории детского сада.
- Изготовление плакатов «Убери за собой мусор», «Покорми птиц», «Не разрушай мой дом! С просьбой ко всем добрым людям ваш сосед по планете муравей» и др., размещение их на территории лесопарка.
- Акция «Мусор» – сбор пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов специальный контейнер
8. С ЦЕЛЬЮ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ, НАМИ СОЗДАНЫ:
2. Экологическая тропа по лесопарковой зоне «Роща»
где имеются следующие объекты:
- деревья с дуплом;
- гнезда;
- кормушки и т.д.
- Ботанический сад.
3. Взаимосвязь в экологическим центром «Росянка» Центральной библиотеки им. Маяковского
- посещение мини-зооуголка;
- участие в акциях.
9. Программно-методическое обеспечение.
- «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. Васильевой М.А., Москва-2005.
- «Наш дом-природа» Рыжова Н.А., Москва -2005.
- «Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей» Зебзеева В.А., Москва-2009.
- «Я познаю мир» под ред. Хинн О.Г. Москва-1999.
- «Ознакомление с окружающим миром», Йошкар-Ола-1996.
- «Мир природы и ребенка» Саморукова, Манецева, Санкт-Петербург-2003.
- «Экологическое образование в детском саду» Рыжова Н.А.,Москва-2001.
- «Прогулка в природу» Шишкина, Дедулевич, Москва-2003.
- «Тропинка в природу» Смирнова, Баранова, Валуева, Москва-2001.
- «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Бондаренко Т.М., Воронеж-2009.
- «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада» Аджи А.В., Воронеж»-2008.
- «Игровые экологические занятия с детьми» Молодова Л.П., Минск-1996.
- «Животный мир Чувашии» И.М.Олигер, Л.Г.Сысолетина, Н.А.Воронов, Чебоксары 1996.
- «Свиристель» детский экологический журнал № 4,8,9 2007.
- «За здоровьем на лесную поляну» Широкова С.,Клевцова //ж/л «Д/в» №7-2006.
- «Развитие экологических представлений дошкольников» Казарчук Г.Н.//ж/л «Д/педагогика» №1-2009.
- «Посвящение в юные экологи» Тимербаева С.А.//ж/л «Воспитатель ДОУ» №6-2009.
- « Слет юных экологов» Ромакова О.Г.// ж/л «Воспитатель ДОУ» №5-2009.
- «Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в Чувашской республике» Кузьмина Р.Б., Капустина М.А., Чебоксары 1998.
- Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/