Цели:
- Повторить и обобщить полученные сведения об имени существительном.
- Развить умение составлять связный рассказ по опорным словам и данному началу.
- Воспитывать интерес к языку через средства самого языка.
Тип урока: урок-обобщение пройденного материала.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Орфографическая разминка
(Во время проверки домашнего задания 2 человека работают за доской по карточкам по теме “Правописание безударной гласной в корне”.)
Задание: записать слова, обозначить орфограмму “Правописание безударной гласной в корне слова”, подобрать проверочные слова.
Разд…вать, д…лина, д…лёкий, задр…жать, просл…влять, пож…леть, насл…ждаться, просм…треть, разв…дить, пок…заться.
Проверка работы за доской.
4. Синтаксическая разминка
Задание: на доске записано предложение. Записать его в тетрадь, вставить пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания, разобрать предложение, составить схему.
П…ляна св…тилась под лучами со…нца и её б…лизна перех…дила от опушк… в н…бесную синь.
Произвести морфологический разбор слова ( от ) опушки.
Найти в предложении слово, соответствующее схеме: корень, суффикс, окончание.
Придумать примеры с таким же суффиксом.
5. Творческая работа
(Миниатюра по данному началу и опорным словам.)
– Запишите предложение:
Октябрь ненастная пора.
– Какой знак мы поставили в предложении? Почему? (Ответы детей.)
– Прочитайте словосочетания, записанные на доске. Над какой орфограммой вы будете работать? Сформулируйте правило. Опишите поляну осеннего леса, по данному началу, используя словосочетания, записанные на доске:
Мелкий дожд…к, красивый грибоч…к, дубовый листоч…к, разноцветные лист…ки.
Проверка работ учащихся.
– Какое значение имеют эти суффиксы?
6. Диктант «с ключом»
(Вспомните правило о правописании О-Е после шипящих в суффиксах существительных.)
- Зайч…нок
- Жуч…к
- Медвеж…нок
- Собач…нка
- Доч…енька
- Друж…к
- Крош…чка
- Кусоч…к
- Мыш…нок
- Галч…нок
– Проверяем.
7. Объяснительный диктант
– Запишите предложения, объясните графически все орфограммы, которые в них встретятся.
(Не)громкая музыка л…лась с белой палубы в огне ал… ш…лка.
Ассоль б..жала к пристан… и больше всего б…ялась ошибк… или (не)доразумения.
Врем…нами алые п…руса скр…вались за м…стом. Тогда сер…це её зам…рало от (не)счастья
– Объясните все выделенные вами орфограммы и посмотрите их правильное обозначение на интерактивной доске. Во втором предложении нужно ли ставить запятую перед союзом И? Почему?
8. Самостоятельная работа по группам (сильные и слабые ученики)
1-я группа: упражнение 240 (с 1 по 3 предложения)
2-я группа: упражнение 255 (с 1 по 3 предложения)
9. Итог урока
10. Оценки
11. Домашнее задание
Повторить параграфы 36–46, упр.266, подготовиться к контрольному диктанту.