Урок окружающего мира "Разнообразие животных". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: углубить знания учащихся о разнообразии животных.

Задачи

  • Формировать понятие “виды животных”.
  • Систематизировать и расширить знания о группах животных (насекомые, земноводные, птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся, рыбы).
  • Развивать умение классифицировать животных по данному основанию.
  • Развивать интерес к изучению природы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, учебник А.Плешакова "Мир вокруг нас" 3 класс, рабочая тетрадь "Окружающий мир" 3 класс, карточки с названием животных, тесты, плакат с кроссвордом, цветные карандаши.

Этапы урока

№ п/п Этапы урока Время
  Организационный момент 2мин.
Проверка домашнего задания 10 мин.
  Физкультминутка 2мин
  Изучение нового материала 20мин.
  Закрепление 5мин.
  Итог урока 4мин.
  Домашнее задание 2мин.

Урок сопровождается презентацией Приложение 1

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!

– Улыбнитесь друг другу. Подарите свои улыбки и мне. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение и помогают работать на уроке.

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания по вопросам

  • Посмотрите внимательно на экран и назовите лишний предмет. (Слон, собака, паук, ландыш). Слайд 2
  • К какому царству относится этот предмет? (К царству растений).
  • Как называется наука, которая изучает растения? (Ботаника)
  • Какую роль играют растения в жизни людей и животных? (Человек получает от растений кислород, пищу, ткани, древесину. Животным растения дают кислород, служат для них убежищем, пищей, лекарством)
  • Да ребята, жизнь без растений на земле немыслима.

2. Работа с тестами

– А сейчас я хотела бы узнать, что вы знаете о растениях. На столе у вас карточки с заданиями. Вы должны прочитать вопрос и выбрать правильный ответ.

1. Что содержит плод растения?

А) цветок
Б) семена

В) стебель

2. Что растения получают из почвы?

А) перегной, песок, глину
Б) остатки растений и животных
В) кислород, воду, соли

3. Хвойные растения это...

А) сосна, ель, сирень
Б) лиственница, папоротник, кедр
В) ель, сосна, пихта

3. Лекарственные растения

– Какие вы знаете лекарственные растения?
– Почему их так назвали?

4. Разгадывание кроссворда. Приложение 2

  1. Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь, если надо путешественнику, натершему ногу, поранившему руку. (Подорожник)
  2. Из травы смотрит веселый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождем этот цветок обязательно закроется. (Фиалка)
  3. Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая, Желтые цветы превращаются в белые «головки», а с головок слетают легкие пушинки. (Одуванчик)
  4. На изломе стебля этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки. Это свойство дало название растению. (Чистотел)
  5. С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. (Мята)
  6. Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» – из его древесины изготавливают музыкальные инструменты. (Клен)
  7. Ветки этого кустарника покрыты острыми и твердыми колючками. (Боярышник)
  8. Весной в лесу на этом дереве загораются маленькие красные и синие «лампочки». Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек. (Ель)

III. Изучение нового материала

1. Знакомство с темой урока

  • Посмотрите на слова кроссворда, что они означают? (Растения)
  • Прочитайте, какое слово получилось в выделенной строке? (ЖИВОТНЫЕ)
  • Мы покидаем царство растений, и переходим к изучению животных. Сегодня на уроке мы рассмотрим новую классификацию животных, их групповые признаки.

2. Животные дикие и домашние

  • Когда вы слышите слово «животные», то кого представляете?
  • Какие группы животных вы знаете? Слайд 3
  • Ребята, у вас на партах карточки с названиями животных. Разделите их на две группы согласно схемы.

3. Физкультминутка

Слал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется.
Бабочка кружится, вьется.

4. Какие бывают животные

– Наука о животных называется зоология. Ученые-зоологи делят царство животных на большое число групп. С некоторыми вы уже знакомы с уроков окружающего мира 2 класса.

– Какие группы животных вы знаете?

Звери Слайд 4

  • Назовите их признаки. (Тело покрыто шерстью, имеют по 4 лапы, своих детенышей вскармливают молоком). Еще их называют млекопитающие. Я думаю, вы догадались почему.

Птицы Слайд 5

  • По какому признаку вы их определили? ( Тела покрыты перьями, летают)
  • Все ли птицы летают? (Нет)
  • Назовите птицу, которая не летает, но быстро бегает. (Страус)
  • Есть птицы, у которых вместо крыльев лапы-ласты, и они хорошо плавают. Это пингвины.

Рыбы Слайд 6

  • Каковы их признаки? (Эти животные живут в воде, тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников, дышат жабрами).
  • Каких рыб вы знаете?

Насекомые Слайд 7

  • Назовите их признаки. (Три пары ног, одна пара усов, одна-две пары крыльев)

Земноводные Слайд 8

  • Эти животные вам тоже знакомы. Назовите их. (Лягушки, жабы, тритоны) эти животные могут жить на земле и в воде. Поэтому их назвали … (земноводные)

Пресмыкающиеся Слайд 9

  • Следующая группа, о которой пойдет речь, обитает на суше, но и в воде чувствует себя прекрасно. К ним относятся змеи, ящерицы, крокодилы и черепахи. Эти животные всю жизнь ползают – пресмыкаются, поэтому их называет пресмыкающиеся.

Паукообразные Слайд 10

  • К паукообразной группе относятся пауки, скорпионы, сенокосцы. Все они имеют 8 ног (4 пары).

Черви Слайд 11

  • В природе очень много червей. Вы хорошо знаете дождевого червя, а так же пиявок, которые живут в водоемах и хорошо плавают.

Ракообразные Слайд 12

  • Следующую группу животных называют – ракообразные. К ним относятся раки, крабы, креветки. Они питаются водорослями. Органы дыхания– жабры. Некоторые из них дышат через кожу.

Моллюски Слайд 13

  • Имеют мягкое тело, которое у многих защищено раковиной. Моллюски обитают в морях и океанах. Хорошо плавают. К ним относятся улитки, слизни, осьминоги, кальмары.

Иглокожие Слайд 14

  • Еще одна группа животных – это иглокожие. К ним относятся– морские звезды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы. Они малоподвижны. Могут отбрасывать части тела и даже внутренние органы. Потом все восстанавливается.

IV. Закрепление

– Мы с вами познакомились с группами животных. Чтобы нам лучше запомнить эти группы, давайте прочитаем в учебнике с.90–92.
– Откройте рабочие тетради на с.40 и выполните задание № 1.

V. Итог урока

– Какие группы животных вы узнали? Назовите их и приведите примеры каждой группы.

VI. Домашнее задание

Учить по учебнику с. 89 – 95, р.т. задание 2 с.42.

Источники

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы в 2-х частях. Ч.1. Издательство "Просвещение" 2010г.
  2. Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" 3 класс. Издательство "ВАКО" 2003г.