Цель: углубить знания учащихся о разнообразии животных.
Задачи
- Формировать понятие “виды животных”.
- Систематизировать и расширить знания о группах животных (насекомые, земноводные, птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся, рыбы).
- Развивать умение классифицировать животных по данному основанию.
- Развивать интерес к изучению природы.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, учебник А.Плешакова "Мир вокруг нас" 3 класс, рабочая тетрадь "Окружающий мир" 3 класс, карточки с названием животных, тесты, плакат с кроссвордом, цветные карандаши.
Этапы урока
№ п/п Этапы урока Время Организационный момент 2мин. Проверка домашнего задания 10 мин. Физкультминутка 2мин Изучение нового материала 20мин. Закрепление 5мин. Итог урока 4мин. Домашнее задание 2мин.
Урок сопровождается презентацией Приложение 1
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
– Улыбнитесь друг другу. Подарите свои улыбки и мне. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение и помогают работать на уроке.
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания по вопросам
- Посмотрите внимательно на экран и назовите лишний предмет. (Слон, собака, паук, ландыш). Слайд 2
- К какому царству относится этот предмет? (К царству растений).
- Как называется наука, которая изучает растения? (Ботаника)
- Какую роль играют растения в жизни людей и животных? (Человек получает от растений кислород, пищу, ткани, древесину. Животным растения дают кислород, служат для них убежищем, пищей, лекарством)
- Да ребята, жизнь без растений на земле немыслима.
2. Работа с тестами
– А сейчас я хотела бы узнать, что вы знаете о растениях. На столе у вас карточки с заданиями. Вы должны прочитать вопрос и выбрать правильный ответ.
1. Что содержит плод растения?
А) цветок
Б) семена
В) стебель
2. Что растения получают из почвы?
А) перегной, песок, глину
Б) остатки растений и животных
В) кислород, воду, соли
3. Хвойные растения это...
А) сосна, ель, сирень
Б) лиственница, папоротник, кедр
В) ель, сосна, пихта
3. Лекарственные растения
– Какие вы знаете лекарственные растения?
– Почему их так назвали?
4. Разгадывание кроссворда. Приложение 2
- Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь, если надо путешественнику, натершему ногу, поранившему руку. (Подорожник)
- Из травы смотрит веселый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождем этот цветок обязательно закроется. (Фиалка)
- Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая, Желтые цветы превращаются в белые «головки», а с головок слетают легкие пушинки. (Одуванчик)
- На изломе стебля этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки. Это свойство дало название растению. (Чистотел)
- С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. (Мята)
- Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» – из его древесины изготавливают музыкальные инструменты. (Клен)
- Ветки этого кустарника покрыты острыми и твердыми колючками. (Боярышник)
- Весной в лесу на этом дереве загораются маленькие красные и синие «лампочки». Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек. (Ель)
III. Изучение нового материала
1. Знакомство с темой урока
- Посмотрите на слова кроссворда, что они означают? (Растения)
- Прочитайте, какое слово получилось в выделенной строке? (ЖИВОТНЫЕ)
- Мы покидаем царство растений, и переходим к изучению животных. Сегодня на уроке мы рассмотрим новую классификацию животных, их групповые признаки.
2. Животные дикие и домашние
- Когда вы слышите слово «животные», то кого представляете?
- Какие группы животных вы знаете? Слайд 3
- Ребята, у вас на партах карточки с названиями животных. Разделите их на две группы согласно схемы.
3. Физкультминутка
Слал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется.
Бабочка кружится, вьется.
4. Какие бывают животные
– Наука о животных называется зоология. Ученые-зоологи делят царство животных на большое число групп. С некоторыми вы уже знакомы с уроков окружающего мира 2 класса.
– Какие группы животных вы знаете?
Звери Слайд 4
- Назовите их признаки. (Тело покрыто шерстью, имеют по 4 лапы, своих детенышей вскармливают молоком). Еще их называют млекопитающие. Я думаю, вы догадались почему.
Птицы Слайд 5
- По какому признаку вы их определили? ( Тела покрыты перьями, летают)
- Все ли птицы летают? (Нет)
- Назовите птицу, которая не летает, но быстро бегает. (Страус)
- Есть птицы, у которых вместо крыльев лапы-ласты, и они хорошо плавают. Это пингвины.
Рыбы Слайд 6
- Каковы их признаки? (Эти животные живут в воде, тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников, дышат жабрами).
- Каких рыб вы знаете?
Насекомые Слайд 7
- Назовите их признаки. (Три пары ног, одна пара усов, одна-две пары крыльев)
Земноводные Слайд 8
- Эти животные вам тоже знакомы. Назовите их. (Лягушки, жабы, тритоны) эти животные могут жить на земле и в воде. Поэтому их назвали … (земноводные)
Пресмыкающиеся Слайд 9
- Следующая группа, о которой пойдет речь, обитает на суше, но и в воде чувствует себя прекрасно. К ним относятся змеи, ящерицы, крокодилы и черепахи. Эти животные всю жизнь ползают – пресмыкаются, поэтому их называет пресмыкающиеся.
Паукообразные Слайд 10
- К паукообразной группе относятся пауки, скорпионы, сенокосцы. Все они имеют 8 ног (4 пары).
Черви Слайд 11
- В природе очень много червей. Вы хорошо знаете дождевого червя, а так же пиявок, которые живут в водоемах и хорошо плавают.
Ракообразные Слайд 12
- Следующую группу животных называют – ракообразные. К ним относятся раки, крабы, креветки. Они питаются водорослями. Органы дыхания– жабры. Некоторые из них дышат через кожу.
Моллюски Слайд 13
- Имеют мягкое тело, которое у многих защищено раковиной. Моллюски обитают в морях и океанах. Хорошо плавают. К ним относятся улитки, слизни, осьминоги, кальмары.
Иглокожие Слайд 14
- Еще одна группа животных – это иглокожие. К ним относятся– морские звезды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы. Они малоподвижны. Могут отбрасывать части тела и даже внутренние органы. Потом все восстанавливается.
IV. Закрепление
– Мы с вами познакомились с группами животных. Чтобы нам лучше запомнить эти
группы, давайте прочитаем в учебнике с.90–92.
– Откройте рабочие тетради на с.40 и выполните задание № 1.
V. Итог урока
– Какие группы животных вы узнали? Назовите их и приведите примеры каждой группы.
VI. Домашнее задание
Учить по учебнику с. 89 – 95, р.т. задание 2 с.42.
Источники
- Плешаков А.А