Подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи в старшей логопедической группе детей с общим недоразвитием речи (Первый год обучения)

Разделы: Логопедия


Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.
  • Формировать обобщающие понятия «домашние птицы», «птенцы».
  • Закрепить названия домашних птиц, знать внешние повадки, чем питаются, как голос подают, какую пользу приносят.
  • Учить согласовывать числительные 1–5 с существительными.
  • Продолжать упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
  • Упражнять в употребление имен существительных множественного числа, существительных уменьшительно-ласкательной формы.
  • Упражнять в составлении описательных рассказов.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, мелкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

Оборудование: Предметные и сюжетные картинки, конверты с разрезными картинками с изображением домашних птиц, кукла Незнайка, картина «Птичий двор», трафареты с изображением домашних птиц, наборное полотно, магнитная доска, тетради, карандаши.

Ход занятия

Логопед: Здравствуйте, я очень рада вас видеть. А вы рады встрече со мной? Тогда покажите мне, как вы рады (дети улыбаются).

1. Организационный момент

Появляется Незнайка, просит детей помочь отгадать загадки, которые прислали Малышки из Солнечного города.
Незнайка зачитывает детям загадки.

* * *
Съем червя. Попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко –
Ребятишек покормлю (Курица)

* * *
Звонко время отмечает,
Утром солнышко встречает.
Вот последний луч потух.
Спать пора поет … (Петух).

* * *
По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)

* * *
Пестрая крякуша, ловит лягушек
Ходит вразвалочку – спотыкалочку. (Утка)

* * *
Тело перьями покрыто,
Борода висит сердито.
Хвост почти как у павлина,
Когти остры, ноги длинны.
– Разгоню я всех вокруг.
А зовут меня … (Индюк).

2. Сообщение темы занятия

Логопед: Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить?

Дети: О домашних птицах.

Логопед: незнайка, тебе понравилось, как дети отгадали загадки? А что ты еще принес для нас?

Незнайка: Я нес для вас портреты птиц, которые нарисовали мои друзья, а все их растерял и очень расстроился.

Логопед: Покажите, как Незнайка расстроился? Как он думал, пытаясь собрать их? Как Незнайка обрадуется, когда мы поможем собрать ему.

На столах у детей конверты с разрезными картинками из 4-х частей с изображением домашних птиц.
Работа детей с разрезными картинками.
Дети собирают картинки.

Логопед: Назовите, у кого что получилось.

Дети называют: гусь, курица, петух, индюк, утка, селезень.

Логопед: Кто это все вместе?

Дети: Домашние птицы.

Логопед (вопросы к детям): Как вы думаете, что есть только у птиц? Почему мы этих птиц называем домашними? Где живут домашние птицы? (Ответы детей.)

Логопед: Правильно, птицы живут на птичьем дворе и я вас приглашаю в гости на птичий двор.

Логопед выставляет картину с изображением птичьего двора.

3. Работа с картиной «Птичий двор»

Логопед: Посмотрите, как здесь много домашних птиц. Кто ухаживает за домашними птицами?

Дети: Птичница.

Логопед: Но у каждой птицы есть своя семья. Внимательно посмотрите и назовите, какие птичьи семьи вы здесь видите.

Дети называют утиную, гусиную, петушиную, индюшиную семьи.

4. Игровое упражнение: «1, 2, 3, 4, 5 – надо всех пересчитать»

Логопед: Давайте сосчитаем, сколько птиц в каждой семье .Дети считают, согласуя существительное с числительным.

Дети: Одна утка, две утки, один утенок, два утенка, три утенка, четыре утенка, пять утят и т.п.

5. Игровое упражнение «Подбери слова-действия»

Логопед: Что умеют делать курица, утка, гусь, петух?

Дети: Курица умеет кудахтать, клевать, бегать, ходить, пить.

Дети: Утка умеет крякать, клевать, бегать, ходить, пить.

Дети: Гусь умеет гоготать, плавать, ходить, пить, летать.

Дети: Петух умеет гоготать, клевать, бегать, ходить, драться.

6. Игровое упражнение «Назови ласково»

Логопед: Птичница очень любит своих птиц, и зовет их ласково. Дети, я буду называть домашнюю птицу, а вы будете называть их так, как зовет их птичница:

Курица – курочка, утка – уточка, петух – петушок, цыпленок – цыпленочек, утенок – утеночек, гусенок – …, крыло – …, клюв -…, перо -…, лапа -…, хвост – … .

Физкультминутка

Изображение походки птиц:

«Шла уточка бережком,
Вела детей за собой:
И малого, и большого,
И среднего, и меньшого, и самого любимого».

7. Дидактическое упражнение «Скажи по-другому»

Яйцо курицы – куриное яйцо
Пух курицы – …
Лапы курицы – …
Дом курицы – ….

8. Составление описательных рассказов « Расскажи о домашней птице»

Логопед: Дети, посмотрите Незнайке очень нравится, как вы занимаетесь, отобразите на своем лице, как Незнайка радуется, как он доволен занятием.

Логопед: Но для того, чтобы Незнайка больше не путал и все знал о домашних птицах, давайте ему расскажем о птицах:

Логопед дает детям образец описательного рассказа: «Впереди у курочки – голова с клювом. Сзади – хвостик. Посередине – туловище. С одной стороны – крыло, с другой стороны – крыло, у курочки – два крыла. Внизу у курочки две лапки».
Дети составляют описательные рассказы.

9. Обводка и штриховка птиц.

(Работа в тетрадях.)

Логопед: Дети, чтобы Незнайка не забыл и мог рассказать Малышкам из Солнечного города, что оно узнал о домашних птицах, подарим ему наши рисунки.

Дети обводят по трафаретам фигурки домашних птиц и заштриховывают.

10. Итог занятия.

Незнайка благодарит за рисунки и угощает детей.