Цель: формирование умений и навыков суффиксального образования качественных имён прилагательных.
Задачи:
- обогащать и развивать словарный запас учащихся, как путём накопления новых слов, так и за счёт умения пользоваться суффиксальными способами словообразования;
- развивать способности проводить разбор слов по составу;
- учить выделять суффиксы в словах и соотносить их со значением;
- воспитывать внимание к языковым явлениям речи;
- расширение и закрепление связей слов с другими словами;
Ход занятия
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Я думаю, что вы все настроились и с хорошим настроением мы можем начать наше занятие.
2. Введение в тему
– Ребята, обратите внимание на схему на доске.
– О чём нам говорит эта схема? (Мы будем образовывать новые слова при помощи суффиксов.)
– Верно, а что это будут за слова, вы узнаете сегодня на занятии.
3. Сообщение новой темы
– Прочитайте слова на карточках (мороз, морозный, холод, холодный, грязь, грязный).
– Разделите слова на две группы с одинаковым количеством слов (совместное выполнение задания, дети называют, логопед раскладывает карточки)
1 группа Мороз
Холод
Грязь2 группа морозный
холодный
грязный
– Почему так разделили слова?
Анализ проделанной работы, выясняется, по какому принципу так разложили на группы. (1гр. – имена существительные, 2 гр. – имена прилагательные)
– Правильно. А теперь сравните пары слов мороз-морозный, как называются эти слова? (Это однокоренные слова.)
– Докажите. (Дети выделяют корень слов, анализируя пары слов)
– С помощью, какой части слова образовались новые слова? (при помощью суффикса -н-).Выделим суффикс в словах.
– Какой частью речи являются слова, образованные при помощи суффикса -н- (имена прилагательные)
– Теперь самостоятельно попробуйте от имён существительных при помощи суффикса -н- образовать имена прилагательные:
Интерес, вкус, честь, каприз (интересный, вкусный, честный, капризный)
Проверка задания, выделение корня и суффикса.
– Давайте сделаем вывод: какие слова мы учимся образовывать при помощи суффиксов? (Мы от имён существительных при помощи суффиксов образуем имена прилагательные).
4. Физкультминутка
5. Задание на составление слов
На доске карточки со слогами:
– Слова рассыпались, собери их и запиши:
-н-, чудес-, -ый
крик-, -ый, -лив-
-ое, черв-, -ив-
Проверка работы.
– Какие слова вы получили? (чудесный, крикливый, червивый)
– От каких слов образовались слова (чудеса, крик, червь)
– Появились новые суффиксы -лив-, -ив-. Объясните, кого называют крикливым? (называют того, кто издаёт громкий крик, н-р птица)
– Что может быть червивым? (яблоко, в нём находится червь)
6. Задания на закрепление нового материала
– Я хочу попросить мне помочь. Нужно из данных слов образовать имена прилагательные, используя знакомые нам суффиксы. Распределить новые слова по группам в соответствии использованных суффиксов и запишите в тетрадь:
Дождь, правда, смех, трус, лень, скука.
-лив- | -ив- | -н- |
Проверка выполненного задания.
– Что вызывало трудности? (Образование прилагательных от слов смех, скука)
– Обратите внимание, что во время образования прилагательных в корне слова происходит чередование букв смех – смешной, скука – скучный.
– Давайте попробуем составить словосочетания с образованными прилагательными:
Утро (какое?) дождливое
Случай (какой?) смешной
История (какая?) правдивая
– Запишите в тетради словосочетания.
7. Работа по редактированию предложений
Детям выдаются карточки с заданием.
– Прочитайте предложения.
От (холод) воды мёрзли руки. По телевизору показывали (скука) фильм.
(Трус) зайчишка дрожал под кустом. (Говор) ручей бежал по дну оврага. Сегодня у Миши было (грусть) настроение.
– Подумайте и скажите: какое задание надо выполнить? (От слов в скобках образовать имена прилагательные, раскрыть скобки, согласовывая слова)
Проверка выполненной работы. Запись в тетрадь любых трёх предложений.
8. Итог занятия
– Чему научились на занятии?
– С какими новыми суффиксами познакомились?
– Назовите имена прилагательные, которые образовались при помощи этих суффиксов.