Классный час по теме "Властители своих судеб"

Разделы: Классное руководство


Ведение

Когда я решила написать эту работу, я сначала изучила множество материалов посвященных классному руководству и пришла к неутешительным выводам о том, что большинство опубликованных в нашей стране изданий носит сугубо теоретический характер, и потому молодому учителю крайне тяжело в них разобраться, а тем более применить на практике. Актуальность моей работы состоит в том, что каждый теоретический тезис я сразу же подтверждаю практическими выкладками, а потому моя работа может служить подспорьем любому классному руководителю в первые годы его работы.

В школе я работаю второй год. Классное руководство получила только в этом году и сразу 7 класс. Тут то – я задалась вопросом, какие цели поставить перед собой при работе с классом. У каждого классного руководителя свой подход к детям и свое воспитательное кредо. Я долго думала над этим и решила, что мой девиз в педагогической работе будет: «Каждый учащийся – будущий властитель своей судьбы». Соответственно, цель моей работы – воспитание индивидуальной личности, осознающей ответственность за собственное будущее.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи: развить чувства терпимости к товарищам , коллективизма, честности и благородства, умение находить выход из любой ситуации, научиться ценить себя и окружающих, научиться противостоять различным негативным условиям жизни(алкоголизм, курение, наркомания, воровство...). И на основе всего этого воспитать из учащихся властителей своих судеб.

Время реализации этого проекта (три года), я решила разделить на этапы по годам:

  • I этап – 7 класс «Мы вместе»;
  • II этап – 8 класс «Мы – это братство»;
  • III этап – 9 класс «Мы – это сила».

Каждый этап будет включать в себя промежуточные итоги оценки моей педагогической деятельности по воспитанию учащихся.

I этап.

1. Знакомство с классом.

Проводится в сентябре, включает в себя: проведение психологической игры «Я – хороший». В классе раздается цветная бумага и ножницы. Детям предлагают вырезать фигуры из того цвета бумаги, который им нравится. По выбору цвета и формы фигуры я делаю для себя выводы об эмоциональном состоянии каждого обучающегося (Приложение 1).

Затем каждый ребенок должен написать в вырезанной фигуре свое имя и на каждую букву придумать черту характера присущую только ему. В заключение каждый зачитывает свое имя по чертам характера.

Вывод: каждый в классе заявил о себе как о личности, обладающей неповторимым набором качествам.

Закрепляется этот урок совместной прогулкой на природу. По поведению детей в неформальной обстановке я делаю вывод об их предпочтениях в стиле общения и поведения, о сплоченности класса и наличии отдельных групп и существовании в классе лидеров/изгоев.

2. Анкета класса.

Дети создают вместе с классным руководителем анкету, которая содержит ряд адресных вопросов и приложений, в которых предлагается поучаствовать в различных жизненных ситуациях (Приложение 2).

По ответам на адресные и ситуационные вопросы я делаю вывод о ценностях учащихся, их взаимоотношении с ближайшим окружением и обществом в целом.

3. Тематические классные часы.

Они посвящены разбору тяжелых жизненных ситуаций, представленных в анкете: наркомания, курение, пьянство, воровство, толерантность, помощь ближним, суицид.

На этих уроках я стараюсь создать дискуссию о том, как правильно поступать в определенных ситуациях. Весь классный коллектив участвует в решении этих вопросов. В конце каждого занятия мы вместе формируем ряд выводов, как вести себя в сложных и конфликтных ситуациях.

Закрепляется этот «урок» постановкой новогодней сказки, в которой будут отражаться некоторые из рассмотренных нами ситуаций.

4. Проведение психологических тренингов (Приложение 3).

Они направлены на сплочение коллектива и выявление личностных качеств каждого учащегося. Пример. Класс делят на три группы, каждая группа должна совместно изобразить выпавшую им фигуру в движении (паровоз/самолет/ракета).

Во время таких игр каждый сможет найти свое собственное место в коллективе, почувствовать свою значимость и нужность для класса, а следовательно в будущем он сможет занять свое собственное место в жизни.

Закреплением является совместное проведение, каких либо мероприятий (проведение тренингов для младших классов).

5. Ролевые игры.

Проведение ролевых игр, как по учебным дисциплинам, так и по жизненным ситуациям помогает выразить скрытые чувства, устраняет пропасть между обучением и жизненными ситуациями. Пример. Проведение классного часа «суд над сквернословием», «город», «реклама» (Приложение 4). Проведение игры «Я волонтер»: дети помогают приюту бездомным домашних животных. Во время посещения приюта дети оказывают посильную помощь работникам приюта, учатся ухаживать за животными, у них возникает обостренное чувство сострадания и желание делать добро.

Подведение итогов работы.

Создаю собрание, посвященное знакомству родителей с жизнью класса: показываю анкету класса, запись новогодней постановки, фотографии, учащиеся рассказывают и показывают элементы самых запоминающихся игр и вовлекают в них родителей. Я для себя делаю вывод о взаимоотношениях в семьях и отношении взрослых к обществу и общественной жизни.

В конце года проведу с учащимися письменную оценку работы класса за год. Предложу детям ответить на ряд вопросов (как вы оцениваете работу классного руководителя, как вы оцениваете работу класса, как вы оцениваете свою работу в коллективе и т.д.). А также мы составим список пожеланий на следующий год.

Заключение.

Я считаю, что как классный руководитель, я должна развить ценностно-ориентированные качества, воспитать «личность в обществе», сформировать здоровый образ жизни и чувственное мироощущение прекрасного у учащихся. Для этого я провожу разбор жизненных ситуаций, тренинги, направленные на развитие личности, ролевые игры, посещаю с детьми культурные мероприятия, создаю театрализованные постановки. В связи с моей работой, в классе совершенствуется чувство коллективизма, многие учащиеся стали посещать спортивные секции, участвовать в благотворительности, помогать ближним.

Новизна моей работы состоит в том, что предложенные мною практические занятия по психологии личности, по развитию духовных качеств учащихся, по философии, эстетике и культуре поведения в своей совокупности еще не были представлены как конкретный годовой план работы классного руководителя.

Моим опытом может воспользоваться любой классный руководитель, т.к. он является современным и креативным, близким к образу жизни детей и сферам их интересов.