Урок истории по теме "Нашествие с Запада. Александр Невский"

Разделы: История и обществознание


Цели

  • Образовательные: повысить уровень осмысления учащихся причин нашествия монголов и крестоносцев на земли Руси, сути даннической зависимости Руси от Золотой Орды и дать оценку деятельности А. Невского.
  • Развивающие: учить анализировать полученную информацию, стимулировать мыслительную деятельность учащихся, формировать навыки дискуссии, работы с разнообразной литературой и документами эпохи.
  • Воспитательные: воспитывать у школьников чувство гражданственности, уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков.

Тип урока: итоговый урок

Вид урока: урок-характеристика, практического занятия, дискуссии.

Оборудование: компьютер для учителя, видеопроектор, экран.

Предварительная работа: предложить для чтения «Повесть о разорении Рязани Батыем» и «Повесть о житии Александра Невского»

Ход урока

Этап Содержание Деятельность учителя слайды
Вводно-мативационный Тема: «Нашествие с Запада».   Тема
Определение политического и экономического положения Руси. РУСЬ ДО ВТОРЖЕНИЯ

Вопросы учащимся:

– Назовите основные причины распада Руси?

– Дайте определение понятию «феодальная раздробленность?

– Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» (см. Приложение 1.)

– В каком году состоялся княжеский съезд, о котором повествует летописец?

Учитель предлагает прочитать отрывок

Работа с документом

Приложение

Слайд 2
Документ

Задание 3.

Перед вами контурная карта «Раздробленность Руси в XII – первой четверти XIII в.» Выделите цветными карандашами самые крупные территории, на которые раздробилась Киевская Русь.

  Слайд 2
карта
Подведем итоги

К середине XII столетия в княжествах Руси сложились устойчивые территориальные корпорации, включившие в свой состав представителей местных княжеских династий, боярство и связанные с ними дружиннические и городские слои. Следствием этого стал распад Древнерусского государства. Период раздробленности сопровождался упадком политического и военного могущества Руси, чем и воспользовались монголо-татары.

Учитель раздает контурную карту слайд 4
нашествие

слайд 5
нашествие по карте

II этап Организационный момент.

– Разрозненная Русь стала уязвимой перед лицом внешних врагов. Она оказалась под ударами интересов Востока и Запада. Как же получилось, что кочевники из далекой Центральной Азии могли разгромить развитые и во много раз превосходившие их по военно-экономическому потенциалу страны?

В истории государства российского есть плеяда блистательных деятелей, которые оставили в ней глубокий след: Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов,… Что объединяет этих разных выдающихся деятелей? Это их служение Отечеству, патриотизм, национальное достоинство. Слова: «Кто с мечом к нам придет, от него и погибнет», сказанные больше 760 лет назад, стали пророческими, а принадлежат они герою нашего сегодняшнего урока – Александру Ярославовичу Невскому.

Итак в чем же причины нашествия Монголов и крестоносцев на земли Русские в 13 веке?

(Наша задача – объяснить причины нашествия Монголов и крестоносцев на земли Руси. Определить вклад в Российскую историю и выразить личное отношение к его деятельности)

Постановка проблемы  
III этап Задачи

– Что могло привлекать участников крестовых походов на русских землях?

– Против кого они были направлены?

– Как можно доказать, что крещение язычников было только поводом крестовых походов, а причина – захват земель?

– Чем различалась политика немецких рыцарей и монголов на захваченных землях?

– Почему войны и сражения с немцами не приводили к уничтожению противников?

(– Почему А. Невский мог успешно воевать с рыцарями, но не попытался поднять войско против Орды?)

   
Крестоносцы

Когда на Русь обрушились орды монголо-татар, крестоносцы сочли, что настало время начать решающее наступление на новгородские земли. Папа Римский помог объединить силы крестоносцев. Орден меченосцев был присоединен к тевтонскому Ордену. Орден и шведы получили подкрепление из Германии и других католических стран. Первыми нанесли удар шведы «В силе великой на кораблях.

Александр Невский «Положительная оценка деятельности А.Невского»,

«Отрицательная оценка деятельности А.Невского»

  Слайд 6 задачи урока

Слайды 7, 8, 9

Задание

– Как автор характеризует личность Невского?

– Назовите существенные черты, характеризующие А.Невского как полководца?

– Какая религиозная идея сформулирована в его «Житии»?

Учитель раздает «Повесть о житии Александра Невского» Слайд 10
Подведем итоги

Отечественными историками дана оценка деятельности Невского.

1. Н.С. Борисов «Его имя стало символом боевой доблести. Он был не безгрешным, но достойным сыном своего беспокойного века».

2. А.Я. Дегтярев «Он – родоначальник политики возрождения Руси».

3. А.Н. Кирпичников «Руси повезло с таким правителем, когда под вопрос было поставлено само выживание народа»

Учитель обращается к оценкам, которые даны отечественными историками деятельности Невского  
Невская битва

В 1240 г. у устья Невы появились ладьи шведов. Узнав о появлении шведов, Александр с дружиной и ополчением стремительно подошел к Неве. Несмотря на малочисленность своих войск Александр неожиданно атаковал противника. Шведы потерпели сокрушительное поражение. А Александр получил прозвище «Невский».

В 1242 г.на русские земли обрушился новый противник-рыцари Тевтонского ордена. Они овладели Псковом из-за предательства местного посадника и стали готовить вторжение на земли принадлежавшие Новгороду. В это время Александр прозванный Невским поссорился с новгородцами и уехал в Переяславль. Новгородское вече решило возвратить его обратно и извинилось. Александр забыв обиды прибыл в Новгород. Зимой 1242г. освободил Псков.

Разъяснение хода битвы, выполнение задания. Задание допишите предложения Слайды 11, 12, 13.
Ледовое побоище.

Определить значение

Слушать анимацию.

Поставит задачу Слайды 14 – 17.
Задания

Кластер, веришь или нет.

  Слайды 18 – 22.
Заключительный этап 1.Задание: заполнить итоговую таблицу «Карта самоконтроля учащегося» (см. Приложение 2)

2. Оценка работы учащихся

Учитель раздает карты самоконтролю Заполнение карты самоконтроля учащимися
3. Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Александр Невский – личность в истории». В заключение урока учитель выставляет и объявляет ученикам итоговые оценки  

Приложение 3