Цель урока: изучить практическое применение первого закона термодинамики к газовым процессам.
Задачи.
образовательные:
- показать переход от общих знаний первого закона термодинамики к конкретным газовым законам;
- рассмотреть применение полученных знаний, при решении конкретных задач;
- показать необходимость переноса знаний математики на другие предметы, в частности физику;
развивающие:
- развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать вывод;
- развивать умения осуществлять перенос знаний и умений в новой нестандартной ситуации;
воспитательные:
- повысить интерес к физике, как к науке, объясняющей огромное количество окружающих явлений и объединяющей в себе знания множества других наук;
- формировать коммуникативные и деловые качества при работе в малых группах.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
План урока
1. Организационный момент.
2. Фронтальный опрос и изучение нового материала. (Cлайд 3)
Подготовка учащихся к изучению новой темы, путем повторения предыдущей.
- Какие изопроцессы вы знаете?
- Какие макропараметры могут быть неизменными?
- Определите соответствие между названием изопроцесса и соответствующим законом
Изотермический процесс Т = const |
Закон Шарля |
Изобарный процесс P = const |
Закон Бойля-Мариотта |
Изохорный процесс V = const |
Закон Гей-Люссака |
Интерактивное задание. (Cлайд 4)
- Определите соответствие между названием изопроцесса и соответствующим графиком
Изотермический процесс |
|
Изобарный процесс | |
Изохорный процесс |
Интерактивное задание. (Cлайд 5)
Давайте всё о чем мы сейчас говорили, оформим в виде таблицы, повторяя всё ещё раз для каждого процесса. (Cлайд 6)
Познакомимся с ещё одним процессом, о котором раньше не говорили. (Cлайд 7)
Адиабатный процесс. Процесс, совершаемый без теплообмена с окружающей средой Q = 0.
Формулировка: Изменение внутренней энергии газа происходит путём совершения работы. Давайте запишем необходимое в нужные клетки нашей таблицы и посмотрим иллюстрацию к данному закону. (Cлайд 8–9)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6cd0134b-bfec-4dcd-88bb-
88c63280df06/%5BPH10_06-014%5D_%5BIM_35%5D.swf
- Вопрос классу: Сформулируйте первый закон термодинамики? (Слайд 10)
(Ответ: Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает: количество энергии неизменно, она только переходит из одной формы в другую. Закон сохранения и превращения энергии, распространенный на тепловые явления, носит название первого закона термодинамики).
- Что он показывает? (Слайд 11)
(Ответ: от каких величин зависит изменение внутренней энергии)
- Какую математическую запись имеет 1 закон термодинамики? (Слайд 12)
(Ответ: U = А+Q, если рассматривать работу над внешними телами (работу газа), то запись будет
Q = U + А1
Количество теплоты, переданное системе, идёт на изменение её внутренней энергии и на совершение системой работы над внешними телами)
Теперь заполним последние строки нашей таблицы. Запишем для каждого изопроцесса 1-й закон термодинамики. Эти формулы можно не запоминать, а всегда вывести из первого закона термодинамики, если вы понимаете смысл. (Слайд 13)
Мы с вами заполнили таблицу, которая содержит краткую информацию о каждом процессе, описание, формулы и формулировки. Теперь посмотрим как полученные знания будут работать на конкретных примерах, но вначале …
Физкультминутка. (Слайд 14)
Мы писали, мы решали
И немножечко устали.
Покрутились, повертелись
Наклонились и уселись.
И опять писать готовы
И решать и вычислять.
1) Как изменяется внутренняя энергия тела при его охлаждении? (Слайд 15)
(Ответ: U уменьшается)
2) Газ в сосуде сжали, совершив работу 30 Дж. Внутренняя энергия газа при этом увеличивается на 25 Дж. Что произошло с газом? (Слайд 16)
(Ответ: газ отдал окружающей среде Q = 5 Дж)
Идеальный газ переводят из состояния 1 в состояние 3, т.к. показано на графике. Чему равна работа, совершенная газом? (Слайд 17)
(Ответ: 2P0 V0)
3. Закрепление новой темы.
Тест из интернета в режиме реального времени. (Слайд 18)
4. Самостоятельное решение задачи. (Cлайд 19)
Задача (трёхуровневая: А – 3 балла; Б – 4 балла; В – 5 баллов)
В вертикально расположенном цилиндре под поршнем находится газ при Т=323 К, занимающий объём V1= 190 см 3. Масса поршня М=120 кг, его площадь S=50 см 2 . Атмосферное давление р0 = 100 кПа. Газ нагревается на D T=100 К.
А. Определите давление газа под поршнем.
Б. На сколько изменится объём, занимаемый газом, после нагревания?
В. Найдите работу газа при расширении.
(Cлайд 20–23)
Подведение итогов решения задачи и работы на уроке. (Слайд 24)
Выставление оценок:
5. Домашнее задание. (Cлайд 25)
- § 81 учебника.
- Упражнение 15 (8, 9).
- Выучить таблицу.
6. Рефлексия. Каждому ученику раздаётся смайлик и на нём рисуется нужная улыбка. По количеству улыбок можно ответить на вопрос: Удался ли данный урок?
Литература
- Мякишев Г.Я., Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика-10: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.
- Небукин Н.Н. Сборник уровневых задач по физике. М.: Просвещение, 2006.
- ЕГЭ 2008. Физика. Федеральный банк экзаменнацилнных материалов. Сост. Демидова М.Ю., Нурминский И.Н. – М.: Эксмо, 2008.
Цифровые образовательные ресурсы (Cлайд 27)