Применение первого закона термодинамики к изопроцессам

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель урока: изучить практическое применение первого закона термодинамики к газовым процессам.

Задачи.

образовательные:

  • показать переход от общих знаний первого закона термодинамики к конкретным газовым законам;
  • рассмотреть применение полученных знаний, при решении конкретных задач;
  • показать необходимость переноса знаний математики на другие предметы, в частности физику;

развивающие:

  • развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать вывод;
  • развивать умения осуществлять перенос знаний и умений в новой нестандартной ситуации;

воспитательные:

  • повысить интерес к физике, как к науке, объясняющей огромное количество окружающих явлений и объединяющей в себе знания множества других наук;
  • формировать коммуникативные и деловые качества при работе в малых группах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

План урока

1. Организационный момент.

2. Фронтальный опрос и изучение нового материала. (Cлайд 3)

Подготовка учащихся к изучению новой темы, путем повторения предыдущей.

  • Какие изопроцессы вы знаете?
  • Какие макропараметры могут быть неизменными?
  • Определите соответствие между названием изопроцесса и соответствующим законом
Изотермический процесс
Т = const
Закон Шарля
Изобарный процесс
P = const
Закон Бойля-Мариотта
Изохорный процесс
V = const
Закон Гей-Люссака

Интерактивное задание. (Cлайд 4)

  • Определите соответствие между названием изопроцесса и соответствующим графиком

Изотермический процесс

Изобарный процесс
Изохорный процесс

Интерактивное задание. (Cлайд 5)

Давайте всё о чем мы сейчас говорили, оформим в виде таблицы, повторяя всё ещё раз для каждого процесса. (Cлайд 6)

Познакомимся с ещё одним процессом, о котором раньше не говорили. (Cлайд 7)

Адиабатный процесс. Процесс, совершаемый без теплообмена с окружающей средой Q = 0.

Формулировка: Изменение внутренней энергии газа происходит путём совершения работы. Давайте запишем необходимое в нужные клетки нашей таблицы и посмотрим иллюстрацию к данному закону. (Cлайд 8–9)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6cd0134b-bfec-4dcd-88bb-
88c63280df06/%5BPH10_06-014%5D_%5BIM_35%5D.swf

  • Вопрос классу: Сформулируйте первый закон термодинамики? (Слайд 10)

(Ответ: Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает: количество энергии неизменно, она только переходит из одной формы в другую. Закон сохранения и превращения энергии, распространенный на тепловые явления, носит название первого закона термодинамики).

  • Что он показывает? (Слайд 11)

(Ответ: от каких величин зависит изменение внутренней энергии)

  • Какую математическую запись имеет 1 закон термодинамики? (Слайд 12)

(Ответ: U = А+Q, если рассматривать работу над внешними телами (работу газа), то запись будет

Q = U + А1

Количество теплоты, переданное системе, идёт на изменение её внутренней энергии и на совершение системой работы над внешними телами)

Теперь заполним последние строки нашей таблицы. Запишем для каждого изопроцесса 1-й закон термодинамики. Эти формулы можно не запоминать, а всегда вывести из первого закона термодинамики, если вы понимаете смысл. (Слайд 13)

Мы с вами заполнили таблицу, которая содержит краткую информацию о каждом процессе, описание, формулы и формулировки. Теперь посмотрим как полученные знания будут работать на конкретных примерах, но вначале …

Физкультминутка. (Слайд 14)

Мы писали, мы решали
И немножечко устали.
Покрутились, повертелись
Наклонились и уселись.
И опять писать готовы
И решать и вычислять.

1) Как изменяется внутренняя энергия тела при его охлаждении? (Слайд 15)

(Ответ: U уменьшается)

2) Газ в сосуде сжали, совершив работу 30 Дж. Внутренняя энергия газа при этом увеличивается на 25 Дж. Что произошло с газом? (Слайд 16)

(Ответ: газ отдал окружающей среде Q = 5 Дж)

Идеальный газ переводят из состояния 1 в состояние 3, т.к. показано на графике. Чему равна работа, совершенная газом? (Слайд 17)

(Ответ: 2P0 V0)

3. Закрепление новой темы.

Тест из интернета в режиме реального времени. (Слайд 18)

Ccылка

4. Самостоятельное решение задачи. (Cлайд 19)

Задача (трёхуровневая: А – 3 балла; Б – 4 балла; В – 5 баллов)

В вертикально расположенном цилиндре под поршнем находится газ при Т=323 К, занимающий объём V1= 190 см 3. Масса поршня М=120 кг, его площадь S=50 см 2 . Атмосферное давление р0 = 100 кПа. Газ нагревается на D T=100 К.

А. Определите давление газа под поршнем.

Б. На сколько изменится объём, занимаемый газом, после нагревания?

В. Найдите работу газа при расширении.

(Cлайд 20–23)

Подведение итогов решения задачи и работы на уроке. (Слайд 24)

Выставление оценок:

5. Домашнее задание. (Cлайд 25)

  • § 81 учебника.
  • Упражнение 15 (8, 9).
  • Выучить таблицу.

6. Рефлексия. Каждому ученику раздаётся смайлик и на нём рисуется нужная улыбка. По количеству улыбок можно ответить на вопрос: Удался ли данный урок?

Литература

  1. Мякишев Г.Я., Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика-10: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.
  2. Небукин Н.Н. Сборник уровневых задач по физике. М.: Просвещение, 2006.
  3. ЕГЭ 2008. Физика. Федеральный банк экзаменнацилнных материалов. Сост. Демидова М.Ю., Нурминский И.Н. – М.: Эксмо, 2008.

Цифровые образовательные ресурсы (Cлайд 27)