Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться. Приложение 1 (слайды 2–5)
Для выращивания функционально грамотной личности важнейшую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные результаты деятельности школьников.
В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:
- обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
- научиться применять полученные знания,
- организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.
Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.
Самое сложное для учителя – суметь раскрыть творческие способности своих учеников (не следует забывать: дети все талантливы. Помнить всегда: не убить в каждом ученике Моцарта, Пушкина). Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь, умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализ результатов деятельности.
В своей практике выделяем следующие типы проектов:
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, творческая, игровая, информационная, прикладная (соответственно проекты исследовательские, творческие, игровые, информационные, прикладные);
Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний), межпредметный проект (отражающий разные области знаний);
Количество участников проекта: индивидуальные, парные, групповые;
Продолжительность выполнения проекта: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный. Слайд 6
Практика показывает, что очень часто под методом проектов понимают самую разнообразную деятельность: создание газеты, альбома, журнала. Однако в основе метода проектов лежит проблема, которую необходимо исследовать. Дидактическая цель проекта всегда познавательная – овладение новым знанием, практическими умениями, т.е. всей совокупности интеллектуальных умений, присущих критическому мышлению. Это овладение умением работать с информацией, применять полученные знания на практике.
При организации проектов предусматриваем определенную последовательность действий, которую сформулировали в виде алгоритма:
- учащиеся выбирают тему исследования, метод исследования
- составляется план исследования;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных;
- защита проекта. Слайд 7
В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приёмы работы:
- изучение теоретических источников;
- наблюдение;
- поисковый эксперимент;
- описательный;
- анкетирование;
- интервьюирование. Слайд 8
Принципы работы над проектом. Слайд 9
Каждый ребёнок имеет право:
- не участвовать ни в одном из проектов;
- участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
- выйти в любой момент из любого проекта;
- в любой момент начать свой, новый проект.
Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классноурочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.
Основные отличия проектной деятельности от других видов деятельности – это направленность на достижение конкретных целей; координированное выполнение взаимосвязанных действий; ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом; в определённой степени неповторимость и уникальность.
На примере одного коллективного проекта расскажем, как проектная деятельность позволяет формировать универсальные учебные действия, далее УУД.
Начиная работать над проектом «Наши папы, деды – солдаты Российской армии» (Слайд10), мы определили, что мы будем иметь в конце – это праздник для пап и дедушек, где подведем итоги всего, что мы узнали. Определили цель деятельности, составили план действий:
- кто из родственников служил в армии и в каких войсках;
- узнать о Российской Армии: какие войска, военные специальности;
- приготовить праздник: стихи, песни;
- приготовить поздравительные открытки, стенгазеты, рисунки «Наша Армия»;
- приготовить презентацию «Наши папы, деды – солдаты Российской Армии»; Приложение 2
- конкурсы.
Для реализации нашего плана нам потребовалась помощь наших пап и дедушек. Папа Димы, Максим Алексеевич, вместе со своими детьми сделали газету о своей родословной – солдатах России до пятого колена. На празднике рассказали о том, кто, где служил, воевал, как защищали свою Родину. Слайд 11
На классных часах познакомились с военными профессиями, используя презентации «Наша Армия». Провели конкурс рисунков об армии, которые послужили оформлением на празднике. На праздник пришли восемь родителей и дедушек, которые услышали о себе от ребят о том, где служили и какая военная профессия. Ребята поздравили гостей стихами и песнями, подарили подарки, а потом папы провели конкурсы с ребятами. Работа над этим проектом помогла решить много задач, которые ведут к формированию универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных.
Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат создает предпосылки и условия, прежде всего для достижения регулятивных метапредметных результатов:
- определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,
- работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,
- понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
В подходе к работе над проектами в начальной школе, в качестве обязательного этапа, предваряющего работу над изделиями, мероприятиями, исследованиями и решением проблем, проводится сбор информации по одному из направлений общей темы в соответствии с интересами учащегося и по его выбору. Это позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.
В классе за два года реализовали такие коллективные проекты: «Здравствуй Новый год»; «8 Марта – праздник мам», «Прощание с азбукой», «Моя родословная», «День открытых дверей», «Очей, очарованье», «Наши папы, деды – защитники Российской Армии».
Каждый проект был доведен до успешного завершения и оставил у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогал детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом учащиеся рассказывали о своей работе, показали то, что у них получилось, и желали услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствовали не только другие дети, но и родители.
Начиная с первого класса, работали над индивидуальными проектами: «Моя первая выставка» – Стаценко Тимур; «Мое увлечение гимнастика» – Терентьева Женя; «Мой фотоальбом» – Еремеев Саша. С ними ребята выступили перед одноклассниками, а потом эти проекты отправили на Всероссийский конкурс «Портфолио»; «Хлеб– всему голова» – Иванов Дима, «Зимующие птицы нашего края»– Матвеева Аня с которыми выступили перед ребятами, на школьном конкурсе «Шаг в науку» ( Слайд 12) и были рекомендованы на районную научно – практическую конференцию «Шаг в будущее – 2011». На этой конференции выступал от нашей школы Иванов Дима с проектом «Хлеб всему голова» и занял первое место. (Слайд 13)
Использование в образовательном процессе жизненных задач, реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Жизненные задачи носят компетентностный характер и нацелены на применение предметных, метапредметных и межпредметных умений для получения желаемого результата. Умения поставить цель при решении жизненных задач, составить план действий, получить результат, действуя по плану, и сравнить его с замыслом – входят в перечень регулятивных учебных действий. Часто жизненная задача может включать в качестве задания выполнение проекта. При работе над жизненными задачами такого рода создаются предпосылки для освоения универсальных учебных действий, характерных для работы над проектами. Выбор темы для работы над индивидуальными проектами проходил по желанию и интересу учащихся. Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.
При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Вопрос иерархии в проектах – вопрос деликатный и, с одной стороны, позволяет создавать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в коллективе, а с другой – требует тщательного наблюдения за совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и подчинения (временного подчинения в рамках одного проекта).
Например, Дима решил рассказать о том, как убирают хлеб после того, как побывал с папой на поле при уборке урожая; а Саша очень любит работать на компьютере и решил всех удивить своим фотоальбомом. Ира подошла к учителю после классного часа о русской березе и захотела рассказать в проекте о том, что можно сделать из бересты. Сейчас мы работаем с ней над проектом «Это чудо – береста». (Слайды 14–17)
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.). Поэтому все проекты, которые готовили в классе получились разные, интересные. Кроме того, в содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени обучения реальное взаимодействие семьи и школы.
Проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).
Библиографический список
- Горячев А.В.