Цель:
- Выработать у учащихся навык сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
- Развивать логическое мышление, память, воображение учащихся.
- Воспитывать любовь к математике, чувство товарищества, бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник, таблицы с формулами, лесенка для устного счета, математические знаки, рисунок с изображением поезда, название станций, карточки, счетный материал (торт).
Ход урока
I. Организационный момент
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
II. Содержание урока
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие на математическом поезде в страну Дроби, где повторим определение дроби, будем сравнивать, складывать и вычитать дроби. А сопровождать нас будут математические знаки “+” и “–”. Для того чтобы им не было скучно мы будем их развлекать. Но прежде чем отправиться в путешествие совершим небольшой экскурс в историю: не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби. В русском языке слово “дробь” появилось в VIII веке, оно происходит от глагола “дробить” – разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в XVIII веке) дроби так и назывались – “ломаные числа”. Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; в начале записи дробей не использовалась дробная черта. Черта дроби стала постоянно использоваться около 300 лет назад. Первым европейским ученым который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизаиский). В 1202 году он ввел слово “дробь”. Название “числитель” и “знаменатель” ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый-математик.
1-я станция: “Угадай-ка”
А теперь отправимся в путь,
Учитесь думать, объяснять,
Учитесь мыслить и считать,
Ведь в математике, друзья,
Без счета устного нельзя.
Рисунок 1
Микроитог.
Следующая станция: “Повторяй-ка”
III. Повторение
(4 человека по карточкам, остальные устно)
– Каждый может за версту
Видеть дробную …(черту),
Над чертой – …(числитель), знайте
Под чертою – …(знаменатель).
Дробь такую непременно Надо звать …(обыкновенной.)
– Что показывает знаменатель дроби?
– Что показывает числитель дроби?
– Какая дробь называется правильной?
– Какая дробь называется неправильной?
– Может ли правильная дробь быть больше 1?
– Всегда ли неправильная дробь больше, чем 1?
– Если дроби нам такие две даны,
У которых знаменатели равны,
Будет больше дробь, запомните
бесспорно, только та,
Числитель… (больше) у которой.
– А теперь давайте сравним несколько дробей, выберите нужные знаки: < ; > ; =
; ; ; ;
Микро-итог
Следующая станция: “Узнавай-ка”
IV. Изложение нового материала
Торт разделили на 6 равных частей. На одну тарелку положили 2 части, а на другую 3. Сколько частей на 2 тарелках.
При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель остаётся тот же. С помощью букв правило сложения записывают так:
Торт разделили на 6 частей. На тарелку положили 5, а потом 2 съели. Сколько частей осталось на тарелке.
При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.
Физкультминутка
Мы походим на носках,
Мы пройдем на пятках,
Вот проверили осанку
И свели лопатки.
Поднимает руки класс-это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны – пошире, развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Следующая станция: “Решай-ка”
V. Закрепление
№ 980
+ = (кг.) – масса салата
Ответ: кг
№ 981
+ = (т) – общая масса
Ответ: тонн
№ 984
– = (т) – во второй день
Ответ: тонн
№ 986
а) + = ; г) + = ; ж) – =; б) + = ; д) – = ; з) – = ; в) += ; е) – =.
VI. Итог урока
– А теперь подведём итог урока.
– Назовите тему сегодняшнего урока
– Как складывают дроби с одинаковыми
знаменателями?
– Как вычитают дроби с одинаковыми
знаменателями?
– Прочитаем по учебнику правила стр. 216.
Выставление оценок
VII. Домашнее задание
№№ 1014, 1015, стр. 22