Цель: расширить знания учащихся о героической истории нашего народа во время Великой Отечественной войны; способствовать патриотическому воспитанию учащихся, готовности к защите Родины; вызвать чувство законной гордости за свою страну, за доблесть и мужество её защитников. Развитие у учащихся умений поиска, анализа и отбора необходимой информации; развитие творческого мышления через проектный метод работы; развитие коммуникативных навыков работы в группе.
Оборудование:
- Выставка литературы о Великой Отечественной войне.
- Плакаты о Великой Отечественной войне.
- Карта «Великая Отечественная война».
- Видеофильм «Великая Отечественная война».
- Выставка архивных документов по Великой Отечественной войне(семейный архив).
- Презентации учащихся.
- Музыкальные произведения на военную тематику.
Предварительная подготовка: За месяц до проведения урока учащиеся 11 класса разделились на группы, выбрав понравившеюся тему по Великой Отечественной войне. Получили задание – найти и отобрать необходимую информацию и сделать презентацию к уроку. В течение определённого количества времени проводились консультации, просмотр материала.
К уроку каждая группа должна была написать «Письмо в прошлое», обращаясь к участникам войны, героям, ветеранам.
Темы к уроку для презентаций:
- План «Барбаросса».
- План «Ост».
- Героическая оборона Брестской крепости.
- Смоленское сражение.
- Московская битва.
- «900 дней и ночей Ленинграда».
- Сталинградская битва.
- Орловско-Курская дуга.
- Бабий Яр.
- Хатынь.
- Концентрационные лагеря.
Учитель: (тихо звучит музыка, песня Б.Окуджавы «До свидания, мальчики»).
Никто не забыт, ничто не забыто…
Но чтобы не забыть, надо помнить, а чтобы помнить, надо знать. Война – человеческая трагедия с древнейших времён. Вся история человеческой цивилизации сопровождалась войнами. Если бы люди не забывали все беды, страдания, ужас и горе, принесённые человечеству войнами, то на Земле давно бы не звучали больше выстрелы, не проливалась кровь.
9 мая 2012 года исполнится 66 лет со дня Победы советского народа над фашистской Германией, и среди нас есть такие, кто считает, что всё пережитое человечеством нас не касается. Касается! Мы обязаны помнить о кровавых следах фашизма, обязаны помешать его возрождению в новых формах сегодня. Должны понять, что любой фашизм – угроза человеческому достоинству и праву каждого человека на свободу и жизнь.
Учитель читает стихотворение «Я зарастаю памятью». (Приложение 1)
Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы-память по утрам поют,
И ветер-память по ночам гудит,
Деревья-память целый день лепечут.
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память-дождь,
И память-снег летит и пасть не может.
(Д. Самойлов)
Течёт река времени. Минуло уже более полувека с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Чёрного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.
Войны остаются в памяти поколений главными своими битвами.
И сегодня на уроке мы с Вами пролистаем страницы важнейших событий Великой Отечественной войны на примере героизма, мужества и несгибаемой стойкости русского народа.
Так, на рассвете, 22 июня 1941 г. Тишина ясного наступающего дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровская Германия, вероломно напав на нашу Родину, приступила к осуществлению своей чудовищной цели: уничтожить наше государство, истребить миллионы людей.
1-й ведущий:
Самый светлый,
Самый летний день в году,
Самый длинный день Земли –
Двадцать второго.
Спали дети,
Зрели яблоки в саду.
Вспоминаем,
Вспоминаем это снова.
Вспоминаем эту ночь и в этот час
Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
Шаг за шагом вспоминаем,
День за днём,
Взрыв за взрывом,
Смерть за смертью,
Боль за болью,
Год за годом, опалённые огнём,
Год за годом, истекающие кровью. [1]
Просмотр начала видеофильма «Великая Отечественная война».
2-й Ведущий: «Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну… Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Каковы же были планы Гитлера?
Презентация 1 группы. План «Барбаросса».
1-й Ведущий:
Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала
Родина.
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо –
Ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте на помощь…» -
Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина!
Просто был выбор у каждого –
Я или Родина. [1]
Первыми встретили врага пограничники Брестской крепости.
Презентация 2 группы. Героическая оборона Брестской крепости. (Приложение 1)
Пылающая Брестская крепость продолжает сопротивляться, подаёт сигналы о помощи. Большинство защитников погибли, лишь немногим удалось вырваться из вражеского кольца. Мы помним ваши подвиги: майор Гаврилов, комиссар Фомин, капитан Зубачёв, военный фельдшер Авакумова, лейтенант Виноградов и многие другие.
1-й ведущий: Враг рвался к Москве, надеясь на быстрый исход война. Но на пути к столице встали героические защитники Смоленска. О Смоленском сражении расскажет 3 группа.
Презентация 3 группы. Смоленское сражение.
2-й Ведущий:
Москва! До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах! Твоя оборона
Идёт через наши сердца!
30 сентября 1941 г. Началось генеральное наступление немцев на Москву. К середине октября враг вплотную подошёл к столице. В немецкие бинокли отлично просматривались башни Кремля.
Колоссальным напряжением сил, беспримерным мужеством и героизмом защитников столицы наступление немцев в первых числах ноября было остановлено.
Презентация 4 группы. Московская битва.
Участник группы в конце презентации читает стихотворение, тихо звучит музыка «Реквием»).
Кружилась в поле злая осень,
Летела поздняя листва,
Их было только двадцать восемь,
А за спиной у них Москва.
На них чудовища стальные
Ползли, сжимая полукруг…
«Так защитим Москву, родные!», -
Сказал гвардейцам политрук.
Летят бутылки и гранаты,
Последний бой всегда суров!
«Бей за Москву, за нас, ребята!»,-
Последний раз кричал Клочков.
Не пропустили вражьи танки
Герои Родины своей,
В сырой земле лежат останки,
Лежат тела богатырей.
И славу им ветра разносят,
И слышит Родина слова:
«Их было только двадцать восемь,
За их спиной была Москва!» [1]
1-й Ведущий: 8 сентября 1941 г. над г. Ленинградом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце оказалось 2 миллиона 887 тысяч человек. В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 г. Пятый раз сокращается хлебный паёк: рабочие стали получать в сутки 250 гр. хлеба, а нерабочие – 125 гр. хлеба. Крошечный, почти невесомый ломтик.
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнём и кровью пополам…
(О. Берггольц)
Острый голод давал о себе знать всё сильнее. Умирали и молодые и старые, мужчины и женщины, дети. Только за первую блокадную зиму голод унес 252 тысячи человек. Потеря близких отражалась острой болью в сердцах живых, однако большая смертность не породила отчаяния и паники в народе. В декабре 1941-январе 1942 г.г. по Ладожскому озеру начинает действовать ледовая «Дорога жизни».
Видео-фильм. Блокада. «Дорога жизни». Пискарёвское кладбище. Таня Савичева.
Презентация 5 группы. Блокада Ленинграда. (Приложение 1)
2-й Ведущий: Разве можно забыть Брест, Москву, Сталинград, Ленинград, Хатынь, Бабий Яр?
Презентация 6 группы. Хатынь. Участник группы читает стихотворение «Хатынь». (Приложение 1)
Стой, человек! Море застынь!
Замрите в полёте, птицы!
Смотрите – Хатынь, смотрите – Хатынь!
Смотрите все нам в лица.
Солнечным утром 22 марта 1943 г. Отряд фашистских карателей окружил белорусскую деревню Хатынь. Всех жителей – мужчин, женщин, стариков, детей - согнали в большой сарай. И вдруг вспыхнуло пламя – фашисты подожгли сарай. 149 человек погибли в огне.
Динь – динь – стонет Хатынь.
Болью людской дымится.
Звонами – стонами снова Хатынь
В наши сердца стучится.[1]
1-й Ведущий: И всё-таки люди, расстрелянные во тьме ночной, были, есть и будут живее своих палачей. Звучит песня Б. Окуджавы.
Ах, война, что ты сделала подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад!
Нет не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите, но всё-таки
Постарайтесь вернуться назад.
(Б.Окуджава) [1]
2-й Ведущий: Гитлеровская идеология ставила немецкую расу выше всего. Ещё до войны был разработан план «Ост», главной целью которого являлось уничтожение русских и других народов.
Презентация 7 группы. План «Ост».
1-й Ведущий: Враги зверски расправлялись с мирным населением оккупированных территорий, а истребление детей было ещё более страшным преступлением гитлеровцев.
Презентация 8 группы. Бабий Яр.
Ярким примером фашистского геноцида стал расстрел советских евреев в овраге Бабий Яр под Киевом. Бабий Яр – Это овраг на северо-западной окраине Киева, место массового уничтожения мирного населения – евреев и советских военнопленных немецко-фашистскими оккупантами в 1941-1943 г.г. Расстрелы в Бабьем Яру начались 29 сентября 1941 года. В течение нескольких дней было уничтожено 33 тысячи человек, а всего – свыше 100 тысяч советских граждан. В Бабьем Яру гитлеровцы расстреляли около 200 тысяч мирных жителей, главным образом евреев. Всего нацисты уничтожили 6 миллионов евреев (из которых 2 миллиона на территории СССР) и 300 тысяч цыган.
2-й Ведущий: Страшным проявлением фашизма были концентрационные лагеря, созданные для массового уничтожения людей.
Презентация 9 группы. Концентрационный лагерь Освенцим.
1-й Ведущий. Трудно наверное на Земле найти место, где бы не слышали о героическом городе на Волге. А осенью 1942 года слово «Сталинград», «Сталинградская битва» не сходили с уст народов всей планеты. К событиям, развернувшимся на берегах Волги, было приковано внимание сотен миллионов людей.
Здесь, в величайшей битве, решались судьбы не только нашего государства, но и всего человечества.
Презентация 10 группы. Сталинградская битва. (Приложение 1)
1-й уч-ся:
Строгий на Волге стоит Сталинград,
В битве суров и спокоен.
Город бесстрашия, город-солдат,
Город – испытанный воин.
Вы в нашей памяти, герои Сталинграда.
2-й уч-ся: 30 вражеских танков устремились на позицию, занятую четырьмя советскими бронебойщиками: Петром Болото, Иваном Алейниковым, Александром Беликовым, Григорием Самойловым. 15 машин уничтожили герои, остальных заставили отступить.
1-й уч-ся: С бутылкой горючей смеси в руке встретил фашистский танк краснофлотец Михаил Паникаха. Пуля разбила бутылку, огонь охватил бойца. Словно горящий факел бросился моряк навстречу танку, огромное пламя поглотило героя вместе с танком.
2-й уч-ся: 7 августа 1942 г. Лётчик Владимир Землянский 4 раза за день поднимал в воздух своё подразделение. За время 4-го боя его самолёт был подбит с земли, и тогда он направил свою горящую машину в скопление вражеских танков и автомашин.
1-й уч-ся: Всех героев не назвать, но их помнят. В их честь называют дома, улицы, площади. В память о них зажигают Вечный Огонь. Он был зажжён 1 февраля 1963 г. В канун 20 лет Победы в Сталинградской битве. Ещё один вечный Огонь горит в Пантеоне Славы на Мамаевом кургане. На стенах Пантеона Славы имена многих тысяч бойцов, погибших за Сталинград. [2]
1-й Ведущий: Сталинградская битва положила начало коренному перелому в ходе не только Великой Отечественной войны, но и всей II Мировой войны.
А летом 1943 года немецко-фашистские войска потерпели сокрушительное поражение на Орловско-Курской дуге.
Презентация 11 группы. Орловско-Курская дуга.
2-й Ведущий: 5 августа 1943 года в Москве в честь освобождения г. Орла, г. Курска, г. Белгорода был дан первый салют. Весной и летом 1944 г. Красная Армия отвоевала почти всю захваченную советскую территорию. Предвоенная советская граница была восстановлена на всём протяжении. Бои теперь шли на территории других стран Европы. В 1945 г. сражения уже проходили на территории Германии.
16 апреля 1945 г. Началось сражение за Берлин. 25 апреля город был полностью окружён и начался завершающий штурм рейхстага 29 апреля. 30 апреля над ещё не побеждённым рейхстагом было поднято Красное Знамя Победы. 2 мая – берлинский гарнизон сложил оружие. В ночь с 8 на 9 мая 1945 г. Германия безоговорочно капитулировала. Наступил долгожданный мир. [4]
Просмотр окончания видеофильма «Великая Отечественная война».
Звучит тихо музыка из песни «День Победы». (Приложение 1)
1-й ведущий:
Чтобы снова на земной планете
Не повторилось той беды,
Нам нужно,
Чтобы наши детиОб этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть
Она
Как сила нам нужна…
2-й ведущий: Героев наградили орденами, медалями, удостоили званий, в их честь назвали улицы, площади, корабли. Нужно ли это мёртвым? Нет нужно живым, чтобы не забывали.
Учитель. Заканчивая нашу конференцию, хотелось бы подвести итог. Какой главный вывод мы с вами должны сделать?
Каждая группа читает «Письмо в прошлое», героям-защитникам, ветеранам и прикрепляет его на стенд. (Приложение 2)
Подведение итогов работы конференции. Оценивание результатов работы учащихся.
Список литературы:
- Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2 .: - М.: Дрофа: Вече, 2002.
- Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам. Авт.-сост. М.В.Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Гражданско-патриотическое воспитание. Классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины. Авт.-сост. Е.В.Усатова и др. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Говорят погибшие герои. Предсмертные письма советских бойцов против немецко- фашистских захватчиков (1941 – 1945 гг.) Изд. 5-е: М., Политиздат, 1975.
- Дни воинской славы России. Информационные материалы, тестовые задания, методические рекомендации для организации патриотического воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях. Авт.- сост. А.П.Пашкович, Е.В.Шитов. – М.: Глобус, 2007.
- Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира в XX – начале XXI века. 11 класс / Н.В. Загладин, Н.А. Симония. – 9 изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011.
- Полководцы и военачальники Великой Отечественной. Составитель А.Н Киселёв. Издательство «Молодая гвардия». – М.: 1985.
- http: // pobeda. rambler. ru /