Открытый урок-конференция "Листая страницы Великой Победы"

Разделы: История и обществознание


Цель: расширить знания учащихся о героической истории нашего народа во время Великой Отечественной войны; способствовать патриотическому воспитанию учащихся, готовности к защите Родины; вызвать чувство законной гордости за свою страну, за доблесть и мужество её защитников. Развитие у учащихся умений поиска, анализа и отбора необходимой информации; развитие творческого мышления через проектный метод работы; развитие коммуникативных навыков работы в группе.

Оборудование:

  1. Выставка литературы о Великой Отечественной войне.
  2. Плакаты о Великой Отечественной войне.
  3. Карта «Великая Отечественная война».
  4. Видеофильм «Великая Отечественная война».
  5. Выставка архивных документов по Великой Отечественной войне(семейный архив).
  6. Презентации учащихся.
  7. Музыкальные произведения на военную тематику.

Предварительная подготовка: За месяц до проведения урока учащиеся 11 класса разделились на группы, выбрав понравившеюся тему по Великой Отечественной войне. Получили задание – найти и отобрать необходимую информацию и сделать презентацию к уроку. В течение определённого количества времени проводились консультации, просмотр материала.

К уроку каждая группа должна была написать «Письмо в прошлое», обращаясь к участникам войны, героям, ветеранам.

Темы к уроку для презентаций:

  1. План «Барбаросса».
  2. План «Ост».
  3. Героическая оборона Брестской крепости.
  4. Смоленское сражение.
  5. Московская битва.
  6. «900 дней и ночей Ленинграда».
  7. Сталинградская битва.
  8. Орловско-Курская дуга.
  9. Бабий Яр.
  10. Хатынь.
  11. Концентрационные лагеря.

Учитель: (тихо звучит музыка, песня Б.Окуджавы «До свидания, мальчики»).

Никто не забыт, ничто не забыто…

 Но чтобы не забыть, надо помнить, а чтобы помнить, надо знать. Война – человеческая трагедия с древнейших времён. Вся история человеческой цивилизации сопровождалась войнами. Если бы люди не забывали все беды, страдания, ужас и горе, принесённые человечеству войнами, то на Земле давно бы не звучали больше выстрелы, не проливалась кровь.

9 мая 2012 года исполнится 66 лет со дня Победы советского народа над фашистской Германией, и среди нас есть такие, кто считает, что всё пережитое человечеством нас не касается. Касается! Мы обязаны помнить о кровавых следах фашизма, обязаны помешать его возрождению в новых формах сегодня. Должны понять, что любой фашизм – угроза человеческому достоинству и праву каждого человека на свободу и жизнь.

Учитель читает стихотворение «Я зарастаю памятью». (Приложение 1)

Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы-память по утрам поют,
И ветер-память по ночам гудит,
Деревья-память целый день лепечут.
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память-дождь,
И память-снег летит и пасть не может.
(Д. Самойлов)

Течёт река времени. Минуло уже более полувека с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Чёрного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

Войны остаются в памяти поколений главными своими битвами.

И сегодня на уроке мы с Вами пролистаем страницы важнейших событий Великой Отечественной войны на примере героизма, мужества и несгибаемой стойкости русского народа.

Так, на рассвете, 22 июня 1941 г. Тишина ясного наступающего дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровская Германия, вероломно напав на нашу Родину, приступила к осуществлению своей чудовищной цели: уничтожить наше государство, истребить миллионы людей.

1-й ведущий:

Самый светлый,
Самый летний день в году,
Самый длинный день Земли –
Двадцать второго.
Спали дети,
Зрели яблоки в саду.
Вспоминаем,
Вспоминаем это снова.
Вспоминаем эту ночь и в этот час
Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
Шаг за шагом вспоминаем,
День за днём,
Взрыв за взрывом,
Смерть за смертью,
Боль за болью,
Год за годом, опалённые огнём,
Год за годом, истекающие кровью. [1]

Просмотр начала видеофильма «Великая Отечественная война».

2-й Ведущий: «Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну… Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Каковы же были планы Гитлера?

Презентация 1 группы. План «Барбаросса».

1-й Ведущий:

Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала
Родина.
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо –
Ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте на помощь…» -
Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина!
Просто был выбор у каждого –
Я или Родина. [1]

Первыми встретили врага пограничники Брестской крепости.

Презентация 2 группы. Героическая оборона Брестской крепости. (Приложение 1)

Пылающая Брестская крепость продолжает сопротивляться, подаёт сигналы о помощи. Большинство защитников погибли, лишь немногим удалось вырваться из вражеского кольца. Мы помним ваши подвиги: майор Гаврилов, комиссар Фомин, капитан Зубачёв, военный фельдшер Авакумова, лейтенант Виноградов и многие другие.

1-й ведущий: Враг рвался к Москве, надеясь на быстрый исход война. Но на пути к столице встали героические защитники Смоленска. О Смоленском сражении расскажет 3 группа.

Презентация 3 группы. Смоленское сражение.

2-й Ведущий:

Москва! До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах! Твоя оборона
Идёт через наши сердца!

30 сентября 1941 г. Началось генеральное наступление немцев на Москву. К середине октября враг вплотную подошёл к столице. В немецкие бинокли отлично просматривались башни Кремля.

Колоссальным напряжением сил, беспримерным мужеством и героизмом защитников столицы наступление немцев в первых числах ноября было остановлено.

Презентация 4 группы. Московская битва.

Участник группы в конце презентации читает стихотворение, тихо звучит музыка «Реквием»).

Кружилась в поле злая осень,
Летела поздняя листва,
Их было только двадцать восемь,
А за спиной у них Москва.
На них чудовища стальные
Ползли, сжимая полукруг…
«Так защитим Москву, родные!», -
Сказал гвардейцам политрук.
Летят бутылки и гранаты,
Последний бой всегда суров!
«Бей за Москву, за нас, ребята!»,-
Последний раз кричал Клочков.
Не пропустили вражьи танки
Герои Родины своей,
В сырой земле лежат останки,
Лежат тела богатырей.
И славу им ветра разносят,
И слышит Родина слова:
«Их было только двадцать восемь,
За их спиной была Москва!» [1]

1-й Ведущий: 8 сентября 1941 г. над г. Ленинградом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце оказалось 2 миллиона 887 тысяч человек. В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 г. Пятый раз сокращается хлебный паёк: рабочие стали получать в сутки 250 гр. хлеба, а нерабочие – 125 гр. хлеба. Крошечный, почти невесомый ломтик.

Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнём и кровью пополам…
(О. Берггольц)

Острый голод давал о себе знать всё сильнее. Умирали и молодые и старые, мужчины и женщины, дети. Только за первую блокадную зиму голод унес 252 тысячи человек. Потеря близких отражалась острой болью в сердцах живых, однако большая смертность не породила отчаяния и паники в народе. В декабре 1941-январе 1942 г.г. по Ладожскому озеру начинает действовать ледовая «Дорога жизни».

Видео-фильм. Блокада. «Дорога жизни». Пискарёвское кладбище. Таня Савичева.

Презентация 5 группы. Блокада Ленинграда. (Приложение 1)

2-й Ведущий: Разве можно забыть Брест, Москву, Сталинград, Ленинград, Хатынь, Бабий Яр?

Презентация 6 группы. Хатынь. Участник группы читает стихотворение «Хатынь». (Приложение 1)

Стой, человек! Море застынь!
Замрите в полёте, птицы!
Смотрите – Хатынь, смотрите – Хатынь!
Смотрите все нам в лица.

Солнечным утром 22 марта 1943 г. Отряд фашистских карателей окружил белорусскую деревню Хатынь. Всех жителей – мужчин, женщин, стариков, детей - согнали в большой сарай. И вдруг вспыхнуло пламя – фашисты подожгли сарай. 149 человек погибли в огне.

Динь – динь – стонет Хатынь.
Болью людской дымится.
Звонами – стонами снова Хатынь
В наши сердца стучится.[1]

1-й Ведущий: И всё-таки люди, расстрелянные во тьме ночной, были, есть и будут живее своих палачей. Звучит песня Б. Окуджавы.

Ах, война, что ты сделала подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад!
Нет не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите, но всё-таки
Постарайтесь вернуться назад.
(Б.Окуджава) [1]

2-й Ведущий: Гитлеровская идеология ставила немецкую расу выше всего. Ещё до войны был разработан план «Ост», главной целью которого являлось уничтожение русских и других народов.

Презентация 7 группы. План «Ост».

1-й Ведущий: Враги зверски расправлялись с мирным населением оккупированных территорий, а истребление детей было ещё более страшным преступлением гитлеровцев.

Презентация 8 группы. Бабий Яр.

Ярким примером фашистского геноцида стал расстрел советских евреев в овраге Бабий Яр под Киевом. Бабий Яр – Это овраг на северо-западной окраине Киева, место массового уничтожения мирного населения – евреев и советских военнопленных немецко-фашистскими оккупантами в 1941-1943 г.г. Расстрелы в Бабьем Яру начались 29 сентября 1941 года. В течение нескольких дней было уничтожено 33 тысячи человек, а всего – свыше 100 тысяч советских граждан. В Бабьем Яру гитлеровцы расстреляли около 200 тысяч мирных жителей, главным образом евреев. Всего нацисты уничтожили 6 миллионов евреев (из которых 2 миллиона на территории СССР) и 300 тысяч цыган.

2-й Ведущий: Страшным проявлением фашизма были концентрационные лагеря, созданные для массового уничтожения людей.

Презентация 9 группы. Концентрационный лагерь Освенцим.

1-й Ведущий. Трудно наверное на Земле найти место, где бы не слышали о героическом городе на Волге. А осенью 1942 года слово «Сталинград», «Сталинградская битва» не сходили с уст народов всей планеты. К событиям, развернувшимся на берегах Волги, было приковано внимание сотен миллионов людей.

Здесь, в величайшей битве, решались судьбы не только нашего государства, но и всего человечества.

Презентация 10 группы. Сталинградская битва. (Приложение 1)

1-й уч-ся:

Строгий на Волге стоит Сталинград,
В битве суров и спокоен.
Город бесстрашия, город-солдат,
Город – испытанный воин.
Вы в нашей памяти, герои Сталинграда.

2-й уч-ся: 30 вражеских танков устремились на позицию, занятую четырьмя советскими бронебойщиками: Петром Болото, Иваном Алейниковым, Александром Беликовым, Григорием Самойловым. 15 машин уничтожили герои, остальных заставили отступить.

1-й уч-ся: С бутылкой горючей смеси в руке встретил фашистский танк краснофлотец Михаил Паникаха. Пуля разбила бутылку, огонь охватил бойца. Словно горящий факел бросился моряк навстречу танку, огромное пламя поглотило героя вместе с танком.

2-й уч-ся: 7 августа 1942 г. Лётчик Владимир Землянский 4 раза за день поднимал в воздух своё подразделение. За время 4-го боя его самолёт был подбит с земли, и тогда он направил свою горящую машину в скопление вражеских танков и автомашин.

1-й уч-ся: Всех героев не назвать, но их помнят. В их честь называют дома, улицы, площади. В память о них зажигают Вечный Огонь. Он был зажжён 1 февраля 1963 г. В канун 20 лет Победы в Сталинградской битве. Ещё один вечный Огонь горит в Пантеоне Славы на Мамаевом кургане. На стенах Пантеона Славы имена многих тысяч бойцов, погибших за Сталинград. [2]

1-й Ведущий: Сталинградская битва положила начало коренному перелому в ходе не только Великой Отечественной войны, но и всей II Мировой войны.

А летом 1943 года немецко-фашистские войска потерпели сокрушительное поражение на Орловско-Курской дуге.

Презентация 11 группы. Орловско-Курская дуга.

2-й Ведущий: 5 августа 1943 года в Москве в честь освобождения г. Орла, г. Курска, г. Белгорода был дан первый салют. Весной и летом 1944 г. Красная Армия отвоевала почти всю захваченную советскую территорию. Предвоенная советская граница была восстановлена на всём протяжении. Бои теперь шли на территории других стран Европы. В 1945 г. сражения уже проходили на территории Германии.

16 апреля 1945 г. Началось сражение за Берлин. 25 апреля город был полностью окружён и начался завершающий штурм рейхстага 29 апреля. 30 апреля над ещё не побеждённым рейхстагом было поднято Красное Знамя Победы. 2 мая – берлинский гарнизон сложил оружие. В ночь с 8 на 9 мая 1945 г. Германия безоговорочно капитулировала. Наступил долгожданный мир. [4]

Просмотр окончания видеофильма «Великая Отечественная война».

Звучит тихо музыка из песни «День Победы». (Приложение 1)

1-й ведущий:

Чтобы снова на земной планете
Не повторилось той беды,
Нам нужно,
Чтобы наши дети

Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть
Она
Как сила нам нужна…

2-й ведущий: Героев наградили орденами, медалями, удостоили званий, в их честь назвали улицы, площади, корабли. Нужно ли это мёртвым? Нет нужно живым, чтобы не забывали.

Учитель. Заканчивая нашу конференцию, хотелось бы подвести итог. Какой главный вывод мы с вами должны сделать?

Каждая группа читает «Письмо в прошлое», героям-защитникам, ветеранам и прикрепляет его на стенд. (Приложение 2)

Подведение итогов работы конференции. Оценивание результатов работы учащихся.

Список литературы:

  1. Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2 .: - М.: Дрофа: Вече, 2002.
  2. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам. Авт.-сост. М.В.Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2006.
  3. Гражданско-патриотическое воспитание. Классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины. Авт.-сост. Е.В.Усатова и др. – Волгоград: Учитель, 2006.
  4. Говорят погибшие герои. Предсмертные письма советских бойцов против немецко- фашистских захватчиков (1941 – 1945 гг.) Изд. 5-е: М., Политиздат, 1975.
  5. Дни воинской славы России. Информационные материалы, тестовые задания, методические рекомендации для организации патриотического воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях. Авт.- сост. А.П.Пашкович, Е.В.Шитов. – М.: Глобус, 2007.
  6. Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира в XX – начале XXI века. 11 класс / Н.В. Загладин, Н.А. Симония. – 9 изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011.
  7. Полководцы и военачальники Великой Отечественной. Составитель А.Н Киселёв. Издательство «Молодая гвардия». – М.: 1985.
  8. http: // pobeda. rambler. ru /