Цели: формирование знаний о рельефе как результате взаимодействия внутренних и внешних процессов, происходящих на Земле; изучение особенностей горного рельефа формирование умения определять типы гор по высоте;
Метапредметные результаты: развитие познавательных интересов учащихся, умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование; умение оценивать достигнутые результаты своей деятельности.
Ход урока
Организационный этап:
- Приветствие учащихся, создание благоприятной психологической ситуации, ориентирование на успешную плодотворную деятельность.
- На столах учеников лежат куски гофрированной бумаги, листочки бумаги, на доске записаны число, на экране картинки с изображением ровной и рельефной поверхности: это могут быть картинки с рельефными скульптурными произведениями, тело человека-культуриста, фотография с ровной стеной.
1 этап урока: учитель предлагает ученикам посмотреть на изображения и подумать над тем, как их можно распределить по группам. Среди ответов учеников прозвучит предложение разделить на ровные и неровные поверхности (если ученики не предложат нужный ответ, учитель подводит их к этому, задавая вопросы о характере поверхности).
Ученики вместе с учителем сравнивают ровную и рельефную поверхности, отмечая при этом, которая из них им нравится больше. Почему она нравится им больше.
Учитель предлагает представить мысленно земную поверхность и провести аналогию с предложенными поверхностями.
На экране картинки с изображением разных форм рельефа.
Слышали ли ученики о рельефе Земли? Что такое рельеф?
Учитель: Все слышали о толковых словарях, в которых даны определения многих слов, давайте попробуем сделать что-то подобное, дадим определение самостоятельно. Итак, каждый из вас сейчас начнёт составлять свой словарь определений, очередное слово на букву «Р» – это рельеф. Приступаем к работе, определение запишите на листочках бумаги.
После выполнения задания учитель предлагает ученикам сравнить результаты своей работы с образцом – определением в географическом словаре. Ученики оценивают свою работу по пятибалльной шкале, определив, насколько точно они передали в своих определениях суть рельефа.
2 этап урока – деятельность учеников, учитель предлагает им из кусочка гофрированной бумаги смоделировать неровности земной поверхности. Начинается работа детей. Учитель участвует в ходе работы, оказывая помощь тем, у кого задание вызвало затруднение.
Когда работа окончена, макеты из бумаги исследуются, отмечаются положительные и отрицательные формы. Положительные – это те, которые обращены наверх, а отрицательные – вниз. Учитель просит детей вспомнить, как им пришлось действовать, чтобы появилась положительная форма рельефа, а как – при создании отрицательных форм.
Чтобы создать положительную форму, надо силу приложить изнутри, а чтобы создать отрицательную – снаружи. Так и на Земле, рельеф – это результат взаимодействия внутренних и внешних сил. Дополните схему на доске:
3 этап урока: найдите на своих моделях приподнятые участки, как бы вы их назвали? Горы. Давайте посмотрим на изображение гор, определение гор в учебнике и найдём существенные признаки горного рельефа.
На экран выведены изображения гор и горных систем.
Далее следует работа учеников с учебником. С помощью учителя выделяются главные признаки гор:
– высоко приподняты над окружающей территорией
– перепады высот не менее 200 метров
– если горы вытянуты в ряд, то это горный хребет
– если образуется система горных хребтов и горных долин, то образуется горная
система.
4 этап урока: изучение типов гор по высоте
Как растёте вы? А как растут горы? Все ли горы одинаковы по высоте?
Предложите варианты деления гор на группы по высоте. Остановимся на таком варианте:
На экране слайд с нарисованными горами разной высоты.
Низкие –
Высокие –
Средние –
А теперь определим их высоты. Сделайте свои предположения и запишите их в тетради с левой стороны, а теперь найдите данные в учебнике и сравните свои результаты с образцом. Есть ли у вас свои варианты классификации гор по высоте. Вы можете дома проделать работу по определению разных типов гор по высоте.
5 этап урока: работаем с картой. По физической карте мира определим главные горные системы мира. Найдите способ изображения гор разной высоты. Как мы можем определить преобладающую высоту Уральских гор, Анд в южной Америке. Теперь найдите способ отображения точных высот горных вершин. Этот способ называется отметка высоты. Найдите по карте высочайшую вершину мира и высочайшую точку России; те, кто первые найдёт эти точки, определите их географические координаты.
Проверим результаты вашей работы. Это гора Эверест и гора Эльбрус.
На экране появляется изображение горных вершин Эверест и Эльбрус.
6 этап урока: я предлагаю вам задание на дом. Составьте кроссворд «Горы мира». Постарайтесь отразить в своей работе результаты поиска информации на карте, в книгах, других источниках информации.
7 этап урока: подведение итогов урока и рефлексия. Напишите на листочках ваши впечатления от урока, обращаясь к нему. Покажите в виде рельефа ваше настроение на уроке. Оцените свою работу на уроке.