Цели:
- Сформировать знания о составе внутренних вод Ставропольского края, определить причины неравномерного распределения речной сети на территории края;
- Развивать умение работать с картами и интерактивной доской, на основе использования электронного учебника, способствовать формированию у учащихся устойчивых знаний географических закономерностей;
- Воспитывать любовь и интерес к изучению географии Ставропольского края.
Оборудование: интерактивная доска, атласы Ставропольского края, видеоучебник «Физическая география Ставропольского края».
Ход урока
1. Организация внимания
2. Актуализация ранее изученного
Географический диктант по теме «Климат Ставропольского края».
Учащиеся получают тексты диктанта на листах в клеточку, выстраивают линию ответов.
- Ставропольский край находится на юге умеренного континентального пояса.
- Он целиком расположен в Азии, поэтому в климате ощущаются только континентальные влияния.
- Южное положение края определяет небольшую высоту Солнца над горизонтом.
- За год край получает 117 – 128 ккал/кв.см. тепла.
- На территорию Ставропольского края проникают все существующие на планете типы воздушных масс.
- В зимнее время часто приходит в край тропический воздух.
- Для климата Ставрополья характерна довольно большая годовая амплитуда температур.
- В крайне засушливой зоне находятся северные районы края.
- В восточной части края летом часто наблюдается засухи и суховеи.
- Самый ветреный город Ставропольского края – Кисловодск.
- Высота снежного покрова в крае превышает 20 см.
- Самые ценные рекреационные ресурсы сосредоточены в районе КМВ.
Взаимопроверка в парах.
3. Изучение нового материала
Эпиграф на доске:
Вода, у тебя нет цвета, нет вкуса, нет запаха, тебя невозможно описать, люди тобою наслаждаются, при этом не ведая, что ты есть такое.. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни – ты есть сама жизнь. (Антуан де Сент-Экзюпери)
– Какова тема нашего урока? Что нового вы хотите узнать?
Практическая групповая работа на единую цель.
Класс разбивается на группы, в которых есть учащиеся с разным уровнем знаний. Каждая группа получает карточку с вопросами по теме урока и с помощью карт атласа Ставропольского края готовит ответы на эти вопросы. По окончании работы из каждой группы один учащийся (по выбору учителя) отвечает у доски по вопросам, все ученики класса, пользуясь информацией отвечающего, составляют интеллект-карту по теме.
Задания для 1 группы по теме «Реки Ставропольского края»
- Перечислите крупные реки Ставропольского края.
- Как речная сеть расположена по территории края?
- Как распределение речной сети зависит от рельефа? Приведите примеры.
- Какова роль климата в питании рек? Приведите примеры.
- Какие реки края транзитные? Где они берут начало?
Задания для группы 2 по теме «Озера Ставропольского края»
- Перечислите крупные озера Ставропольского края.
- Найдите на карте и назовите пресные и соленые озера.
- Почему объем воды в озерах края в течение года может значительно меняться?
- Найдите на карте и назовите бессточные озера. Одно из них находится рядом с нашим поселком. Чем оно знаменито?
- Какое озеро края имеет карстовое происхождение? Как оно образовалось?
Задания для группы 3 по теме «Каналы Ставропольского края».
- Перечислите каналы Ставропольского края.
- С какой целью в Ставропольском крае создана система каналов?
- В какой части края больше каналов? Почему?
- Какие территории края обводнены водой Большого Ставропольского канала и Терско-Кумской системы?
- Какие водохранилища созданы в системе каналов Ставропольского края, и с какой целью?
Защита групповых работ.
Учащиеся защищают работу своей группы, выступая перед классом, остальные составляют интеллект-карту по теме.
Просмотр материалов видеоучебника «Физическая география Ставропольского края», урок 6 «Внутренние воды»
Проект «Интеллект-карты»
Закрепление изученного.
- Работа на интерактивной доске: 1 учащийся подписывает реки, 2 – озера, 3 – каналы, 4 – водохранилища Ставропольского края.
- Составление синквейна по любому объекту внутренних вод края.
Правила синквейна записаны на доске:
- Первая строка – одно слово (имя существительное – термин, понятие).
- Вторая строка – определения предмета (два прилагательных).
- Третья строка – три глагола, обозначающих действия этого предмета.
- Четвертая строка – предложение из 4-х слов, раскрывающее смысл главного слова синквейна или отношение к нему.
Домашнее задание.
Составить задания для викторины, интеллектуальной игры по географии с использованием материала, изученного на уроке.