Цель: с помощью игровой мотивации стимулировать и облегчить уточнение и сравнение артикуляции свистящих и шипящих звуков и закрепить их правильное произношение в речи.
Задачи:
- Дидактические:
Оборудование: зеркало, карточки с образами артикуляционных упражнений и образами звуков, карточка с Язычком, игра «Веселый маршрут».
Ход занятия
Организационный момент
– Представьте, что наш Язычок отправился на прогулку. Давайте посмотрим, кого он там встретил. Ребенок и логопед садятся перед зеркалом.
1. Артикуляционная разминка.
Педагог: Сегодня мы будем учиться различать свистящие звуки З – С и шипящие Ж – Ш.
Посмотри на картинки – образы этих звуков и объясни сходство и различие в их артикуляции. (Ребенок вспоминает, как можно различать звонкие и глухие звуки путем кинестетических ощущений, затем выполняет артикуляционные упражнения.)
Упражнения:
- со звуком [с] – “ Насос” (выполняя характерные движения и произносить звук [с]);
- со звуком [з] – “ Комар” (песенка комарика – звук [з]);
- со звуком [ж] – “ Жук” (песенка жука – звук [ж]);
- со звуком [ш] – “Змея” (как шипит змея – звук [ш]).
Следим за правильной артикуляцией звуков.
2. Чистоговорка на дифференциацию звуков: [ш], [с], [з]
Про мышей
В тишине шептали мышки,
Что мышата меньше шишки,
Что пушистой кошке Мушке
Лучше спать бы на подушке,
A не бегать за мышами,
Не шуршать бы камышами.
Но от шёпота мышей
Вся у кошки встала шерсть.
Шевелит она ушами:
«Не пора ли за мышами?»
Если слышит мышек кто-то,
Начинается охота.
Лучше б мыши-глупыши
Не шептали бы в тиши. [1]
– Следим за правильной артикуляцией звуков.
3. Игра «Веселый маршрут»
– А теперь нам пора отправиться в веселое путешествие. Логопед переходит с ребенком к игре. Берем карточку Язычка. И даем речевую инструкцию: «Наш Язычок отправляется в путешествие на машине, ему нужно попасть в домик звуков. Но он находится очень далеко! Нас будут поджидать опасности и испытания на пути. Ты готов?» Ребенок отвечает: «Конечно»
Начинаем игру.
Промежуточные задания – игры.
«Спустило колесо»
Язычок ехал на машине, вдруг он наехал на гвозди и осколки стекла, и колесо прокололось. Послушай, как колесо шипит, когда идет воздух: Ш..ш..ш..шшш. Давай вместе повторим, посмотри, губы немного вытянуты, широкий язычок поднят к верхним зубам, произносим долго: Ш..ш..ш..шшш – воздушная струя теплая. Попробуй сам.
«Семья ежей»
После прокола колеса Язычок не знает, что делать. Он встретил семью ежей.
Давайте спросим у ежей, где можно починить колесо. Еж, ежиха и ежонок помогут
нам. Для этого они просят правильно сказать звук Жжжжжж….
«Насосик»
Необходимо накачать колесо, для этого заедем на заправку и подкачаем шины.
Нажимаем на насос и произносим долго звук Сссссс.
«Свисток»
Язычок превысил скорость и его останавливает свисток регулировщика! Ребенок
произносит звук Сссссс или Ззззз.
«Змея»
На пути нам встретилась змея, она шипит и предупреждает об опасности – ее
нельзя трогать!Шшшшш…
«Оса»
После змеи мы встречаем осу. Чтобы она подсказала нам дорогу, нам надо
правильно рассказать чистоговорки:
«са-са-са – вот летит оса»;
«сы-сы-сы – не боюсь я злой осы».
«Зоопарк»
На пути нам встретился зоопарк. Кто живет в зоопарке? (Слон, носорог,
обезьяна, змея, лиса, жираф.)
Дальше язычок едет мимо сада. На небе он видит самолет. Самолет поет песенку:
Сссссссссссссс.
Вот и добрался Язычок до домика звуков. Давай посмотрим, какие звуки тут живут!
С, Сь, З, Зь, Ш и Ж.
Спасибо, что помог нашему герою преодолеть все препятствия.
* Игру можно использовать и для неречевых детей на этапе постановки речевого выдоха и для вызывания звукоподражаний.
4. Оценка речевой деятельности
– Ты прекрасно сегодня работал и правильно произносил все звуки. Молодец!
Источники: Интернет-источник – http://www.chadochki.ru