Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Закрепить правописание безударных гласных в корне.
  • Провести наблюдения за способами проверки безударной гласной в корне слова.
  • Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы; связную речь учащихся, их внимание, каллиграфические и орфографические умения и навыки.
  • Формировать навыки самоконтроля.
  • Прививать интерес к предмету.
  • Воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе.

Приложение 1

Ход урока

I. Организация класса

II. Постановка проблемы.

– Запишите число, классная работа.

– Какое сегодня число? Ноябрь – месяц какого времени года?

– Вы любите осень? А я больше всего люблю осенние деревья. Давайте представим, что мы в осеннем лесу. А чтобы вам было легче представлять закройте глаза и послушайте музыкальную картину великого русского композитора П.И. Чайковского «Осенняя песня».

– Откройте глаза. Какие картины осени вы представили?

– А ребята:

На доске запись:

Ребята – Р.ман, Николай и Алексей рисовали картину: осенний л.стопад, тр.пинку и д.тей на улице. Алексей нарисовал тр.пинку, Николай не стал рисовать осенний л.стопад. Определите, что нарисовал каждый из мальчиков.

– Выполним логическое упражнение.

(Учитель читает задание, дети повторяют, составляя рассказ – рассуждение: Если Алексей нарисовал тропинку, а Николай не стал рисовать осенний листопад, значит, их нарисовал Роман, следовательно, Николай нарисовал детей на улице.)

– Определите, на какую орфограмму пропущены буквы в этом упражнении?

– В какой части слова?

III. Сообщение темы.

– Тема нашего урока: Безударные гласные в корне.

– Сегодня на уроке мы повторим правило проверки безударных гласных в корне и будем упражняться в написании слов с безударными гласными в корне.

– Так как же проверить безударную гласную в корне слова?

– Что значит однокоренное слово?

– Подберите проверочное слово к слову Роман. Какая буква пропущена? Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную.

Письмо слов с комментированием.

IV. Словарная работа.

– Подберите проверочное слово к слову картина.

– Почему оно вызвало у вас затруднение?

– Как же правильно это слово написать?

– В какие словари надо обратиться?

– На какую букву откроете словарь?

– Из каких букв будем выбирать правильную?

– Так какая безударная гласная пропущена в этом слове?

– Запишите это слово 3 раза, поставьте ударение, подчеркните безударную.

– В толковом словаре значение этого слова объясняется так: произведение живописи, нарисованное красками.

– Есть и второе значение этого слова: то что можно видеть или представить себе.

V. Закрепление пройденного.

– Художники рисуют картины красками, а у нас с вами нет красок мы будем рисовать словесную картину осеннего леса. А помогут нам в этом ключевые слова, которые вы соберете в игровом конструкторе и добудете выполнив самостоятельную работу.

1) Работа в группах (Приложение 2).

– Сядьте по группам. На столах лежат карточки с частями слов. Соберите слова, поставьте ударение, выделите корень.

Проверка.

– Какие слова вы собрали?

– Какие слова получились? (Однокоренные.) Какой корень?

– В каких словах безударную гласную в корне надо проверять? Какое слово проверочное?

– Почему? (Потому что гласная под ударением)

Проверка 2 группы, 3, 4.

– Как же проверить безударную гласную?

– Компьютер выберет ключевые слова для словесной картины.

VI. Физкультминутка

– Я хочу познакомить вас с картиной известного художника И. И. Левитана «Золотая осень». Посмотрите какими яркими красками изобразил художник осень!

– Вам хотелось бы туда попасть? Пойдемте.

Мы вошли в осенний лес
Сколько много здесь чудес!..

1) Сам работа с разноуровневыми заданиями (Приложение 3).

– Сейчас вам нужно будет выполнить сам. Работу, чтобы добыть ключевые слова.

– Прочитайте задания.

– Поднимите руки у кого задания 1 уровня. Прочитайте задание.

– Вам все понятно? Выполняйте. (Так же 2 и 3 уровню).

Проверка выполнения самостоятельной работы.

– Как же проверить безударную гласную в корне слова?

– Так о каком времени года мы сегодня говорим?

Компьютер выбирает ключевые слова.

VII. Развитие речи.

Составление текста.

– Все ключевые слова собраны. Пришло время рисовать словесную картину осеннего леса.

– Посмотрите на 1 группу слов. Придумайте с ними предложение. Можно изменять форму слов и добавлять другие слова.

Осень лес

– Запишите предложение.

Запись предложений с комментированием.

Листья цвет раскрасила
Перелетные улетели

– Прочитайте все предложения.

– Что у вас получилось?

– О чем говорится в тексте?

VIII. Подведение итогов. Домашнее задание

– Что мы делали, чтобы нарисовать эту словесную картину?

– Вам понравилось?