Цель:
- Закрепить правописание безударных гласных в корне.
- Провести наблюдения за способами проверки безударной гласной в корне слова.
- Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы; связную речь учащихся, их внимание, каллиграфические и орфографические умения и навыки.
- Формировать навыки самоконтроля.
- Прививать интерес к предмету.
- Воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе.
Ход урока
I. Организация класса
II. Постановка проблемы.
– Запишите число, классная работа.
– Какое сегодня число? Ноябрь – месяц какого времени года?
– Вы любите осень? А я больше всего люблю осенние деревья. Давайте представим, что мы в осеннем лесу. А чтобы вам было легче представлять закройте глаза и послушайте музыкальную картину великого русского композитора П.И. Чайковского «Осенняя песня».
– Откройте глаза. Какие картины осени вы представили?
– А ребята:
На доске запись:
картину: осенний л.стопад, тр.пинку и д.тей на улице. Алексей нарисовал тр.пинку, Николай не стал рисовать осенний л.стопад. Определите, что нарисовал каждый из мальчиков.Ребята – Р.ман, Николай и Алексей рисовали
– Выполним логическое упражнение.
(Учитель читает задание, дети повторяют, составляя рассказ – рассуждение: Если Алексей нарисовал тропинку, а Николай не стал рисовать осенний листопад, значит, их нарисовал Роман, следовательно, Николай нарисовал детей на улице.)
– Определите, на какую орфограмму пропущены буквы в этом упражнении?
– В какой части слова?
III. Сообщение темы.
– Тема нашего урока: Безударные гласные в корне.
– Сегодня на уроке мы повторим правило проверки безударных гласных в корне и будем упражняться в написании слов с безударными гласными в корне.
– Так как же проверить безударную гласную в корне слова?
– Что значит однокоренное слово?
– Подберите проверочное слово к слову Роман. Какая буква пропущена? Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную.
Письмо слов с комментированием.
IV. Словарная работа.
– Подберите проверочное слово к слову картина.
– Почему оно вызвало у вас затруднение?
– Как же правильно это слово написать?
– В какие словари надо обратиться?
– На какую букву откроете словарь?
– Из каких букв будем выбирать правильную?
– Так какая безударная гласная пропущена в этом слове?
– Запишите это слово 3 раза, поставьте ударение, подчеркните безударную.
– В толковом словаре значение этого слова объясняется так: произведение живописи, нарисованное красками.
– Есть и второе значение этого слова: то что можно видеть или представить себе.
V. Закрепление пройденного.
– Художники рисуют картины красками, а у нас с вами нет красок мы будем рисовать словесную картину осеннего леса. А помогут нам в этом ключевые слова, которые вы соберете в игровом конструкторе и добудете выполнив самостоятельную работу.
1) Работа в группах (Приложение 2).
– Сядьте по группам. На столах лежат карточки с частями слов. Соберите слова, поставьте ударение, выделите корень.
Проверка.
– Какие слова вы собрали?
– Какие слова получились? (Однокоренные.) Какой корень?
– В каких словах безударную гласную в корне надо проверять? Какое слово проверочное?
– Почему? (Потому что гласная под ударением)
Проверка 2 группы, 3, 4.
– Как же проверить безударную гласную?
– Компьютер выберет ключевые слова для словесной картины.
VI. Физкультминутка
– Я хочу познакомить вас с картиной известного художника И. И. Левитана «Золотая осень». Посмотрите какими яркими красками изобразил художник осень!
– Вам хотелось бы туда попасть? Пойдемте.
Мы вошли в осенний лес
Сколько много здесь чудес!..
1) Сам работа с разноуровневыми заданиями (Приложение 3).
– Сейчас вам нужно будет выполнить сам. Работу, чтобы добыть ключевые слова.
– Прочитайте задания.
– Поднимите руки у кого задания 1 уровня. Прочитайте задание.
– Вам все понятно? Выполняйте. (Так же 2 и 3 уровню).
Проверка выполнения самостоятельной работы.
– Как же проверить безударную гласную в корне слова?
– Так о каком времени года мы сегодня говорим?
Компьютер выбирает ключевые слова.
VII. Развитие речи.
Составление текста.
– Все ключевые слова собраны. Пришло время рисовать словесную картину осеннего леса.
– Посмотрите на 1 группу слов. Придумайте с ними предложение. Можно изменять форму слов и добавлять другие слова.
Осень лес
– Запишите предложение.
Запись предложений с комментированием.
Листья цвет раскрасила
Перелетные улетели
– Прочитайте все предложения.
– Что у вас получилось?
– О чем говорится в тексте?
VIII. Подведение итогов. Домашнее задание
– Что мы делали, чтобы нарисовать эту словесную картину?
– Вам понравилось?