Интегрированный урок (математика+факультатив "Основы православной культуры") по теме: "Старинные меры (длина и площадь)"

Разделы: Математика


Цели:

Образовательные:

  • познакомиться с русскими мерами длины и площади;
  • дать детям представление о связи развития науки с крещением Руси;
  • научить переводить старинные русские меры в современные единицы измерения;

Развивающие:

  • развивать вычислительные навыки, концентрацию внимания, функции самоконтроля;

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию чувства патриотизма.

Ход урока

1. Организационный момент

Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.

2. Вступительное слово учителя: Всякое государство имеет свою историю. Эта история складывается из жизни людей, в том числе и правителей.

988 год (Приложение 1, слайд 2).Чем он знаменателен для государства Российского?

Владимир Святославович, великий князь киевский, в 987 году принял крещение, а в 988 году разрушил в Киеве языческие идольские капища и обратил в православие киевлян, положив начало распространению христианства по всей Руси.

Принятие христианства поставило Русь в ряд крупнейших европейских государств, способствовало распространению грамотности, книжности, распространению искусств. Во времена княжения Владимира Киевская Русь находилась в расцвете могущества. В 1035 году его сын Ярослав, прозванный в народе Мудрым, стал полновластным правителем Киевской державы. Он укрепил внутреннее положение государства введением свода законов – “Русской правды”.

Ярослав более всего оставил о себе память в русской истории своими делами внутреннего устроения. Он имел страсть к постройкам. Им были построены многие храмы и монастыри. А монастырям с его уставами, благочестивыми воспоминаниями и преданиями было суждено стать средоточием духовной жизни, высшим центром просвещения. Монастырь сделался школой для народа; монахи были его наставниками; в монастырях сосредотачивалось книжное учение, и значительная часть дошедшей до нас письменности носит характер монашеской.

Отрывок из книги “Герои русской истории” – читает ученик.

“Несколько дней ездил Ярослав с многочисленной свитой вокруг Киева. Он остановился на поле за городом, где задумал построить церковь – самую большую и красивую в мире -именно на том месте, где он был ранен печенегами.

– Хочу, чтобы Киев стал соперником Константинополя, – сказал он боярам.– А для этого пусть все будет как в византийской столице: церковь Софии, Золотые ворота, монастыри, храмы, игрища, палаты… Придет время, и храм Святой Софии станет символом самостоятельной русской церкви!

Слайд 3 (Первоначальный вид Софийского собора)

Учитель: Для строительства Ярослав пригласил лучших византийский мастеров. В Киев согнали тысячи людей. Князь торопил строителей.

Храм посвящен Софии – “Премудрости Божьей”. Он относится к произведениям византийско-киевского зодчества. Святая София – главное культовое сооружение Киевской Руси времен Ярослава Мудрого (1019–1054).

Читает ученик: Нет общепринятой датировки строительства церкви. Утверждение о том, что в качестве ктитора выступил Ярослав, воздвигший храм в память победы над печенегами в 1036 году, неоднократно подвергалось сомнению. Высказывалось предположение, что собор заложил еще Владимир I Святославич, а завершение строительства и украшение здания фресками и мозаиками относится уже к правлению его сына Ярослава и происходило не позднее 1020-х годов. Однако это мнение не стало общепринятым. Существует мнение, что начало строительства храма относится к 1037 году.

Учитель Храм Святой Софии построен был греческими зодчими и украшен греческими художниками, несмотря на все последующие перестройки и пристройки, храм этот до сих пор может служить образцом византийского зодчества того времени не только на Руси, но и во всей Европе. У нас это единственное здание 11 века, сохранившееся сравнительно в большей целостности.

Читаем задачу:

У детей на партах:

В первоначальном своем виде это было продолговатое каменное здание, сложенное из огромных кирпичных плит и отчасти дикого камня; оно длиною в пятьдесят один аршин с половиною, шириною около семидесяти аршин, вышина его была от шестидесяти до семидесяти аршин. (Из книги Н.И. Костомарова “Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей”.)

– Скажите, знакомы ли нам эти единицы измерения? Можем ли мы иметь представление о размерах Храма?

Наши предки пользовались несколько другими мерами длины. Но слово “аршин” вам, наверное, знакомо. Может быть вы еще знаете какие-нибудь старинные меры?

(Перечисляют.)

Давайте познакомимся с мерами длины и площади Древней Руси.

Задание:

1. Поставьте рядом 10 точек. Измерьте полученную длину. Назовите длину получившегося отрезка. Мы только что познакомились со старинной мерой длины – линией.

Прочитать определение линии в словаре.

Эта мера использовалась для измерения диаметра горловины в стеклянной части лампы. Этой единицей обозначают и калибр огнестрельного оружия. Наибольший диаметр пули, снаряда тоже выражается в линиях или миллиметрах. Отсюда название “трехлинейная винтовка” для винтовки калибра 7, 62 мм. Эта винтовка с конца 19 века была на вооружении русской армии. После модернизации она использовалась и в Советской армии во время Великой Отечественной войны.

2. “Перст”. Учащиеся читают в словаре.

– Именно от этого слова происходит анатомический термин “двенадцатиперстная кишка”, длина этого органа 24-25 см.

3. Слайд 3 “Вершок”, работа со словарем

4. Слайд 4 “Пядь”, работа со словарем.

Комментарий учителя: Отсюда выражение “Не уступить ни пяди”– не отдать даже самой малости. О каком человеке говорят: “Семь пядей во лбу”? (Об очень умном человеке).

5. Слайд 5 “Локоть”, работа со словарем

6. Прочитать “Аршин”.

Комментарий учителя: В разных губерниях России были свои единицы измерения длины, поэтому купцы, продавая свой товар, как правило, мерили его своим аршином, обманывая при этом покупателей. Чтобы исключить эту путаницу, был введен казенный аршин, то есть эталон аршина, представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.

7. Слайд 6, 7: “Сажень”, работа со словарем.

8. Прочитать “Верста”.

У версты существовало еще одно название “Поприще”.

– Давайте вернемся к описанию Софийского собора. Никто не заметил некоторого несоответствия?

Правильно, описание размеров дано в аршинах, которые широко использовались с 16 века. Прочитанное нами описание было дано Н.И. Костомаровым (1817–1885 гг.). а собор построен в каком веке? (В 11 веке)

Мы знаем, что в аршине 16 вершков, а в вершке 44 мм. Найдите длину аршина в см, мм

Длину аршина считают равной 71 см

Решение примера

1) (см), т.е. ширина собора м;
2) (см), т.е.длина собора м;

Найдем высоту собора:

1) (см),
2) (см)

Высота собора, таким образом, была равна приблизительно от 43 м до 50 м

– Какую площадь занимал Софийский собор? Вычислите площади собора в м2. (м2)

– Посмотрите, какие единицы площади существовали в Древней Руси.

Слайд 9

Меры площади Значение в или
Десятина 10925 .
Квадратная сажень 4,552
Квадратный аршин 0,5058
Квадратный вершок 19,76

– Скажите, пожалуйста, сколько это будет в квадратных аршинах? (3700 кв. аршин)

Учитель: В 1037 году собор был заложен, а когда строительство закончилось, Ярослав первым переступил порог Софийского храма. Прямо на него из полумрака смотрела Богоматерь в ярко-голубых одеждах, в мягком золотом мерцании, с воздетыми руками – “Богоматерь Нерушимая стена”, защитница киевлян.

Слайд 10

Огромное пространство церкви произвело на князя неизгладимое впечатление. Ширина храма составляла 55 метров, длина 37 метров. Но эти гигантские размеры не подавляли. Массу собора облегчали открытые галереи, которые как бы связывали храм с окружающим миром. Дальние углы храма тонули в полумраке, а центр и подкупольное пространство были залиты ярким светом, льющимся в проемы светового барабана главного купола.

С того дня Софийский собор стал главным религиозным, общественно-политическим и культурным центром Русского государства. Уже в 1045 году службу в Храме вел русский патриарх. Слайд 11: “Современный вид собора”

– Давайте решим несколько задач, где использовались старинные меры длины:

Практические задачи:

1. Вы вошли в старинный терем, высота которого равна трем косым саженям. Какова его высота в сантиметрах и метрах?

Ответ:

2. Барину необходимо сшить наряд из отрезка полотна длиной равной 15 локтям. Сколько метров ткани потребуется, чтобы сшить этот наряд?

Ответ:

3. Два земледельца решили установить ограду, длина которой равна двум маховым саженям и трем локтям. Какова ее длина будет в сантиметрах и метрах?

Ответ:

4. 3 сажени 3 аршина – это сколько аршин? Сколько сантиметров?

Ответ: ;

Еще в раннюю эпоху Русского государства находились среди народа “числолюбцы”, которые интересовались математикой не только потому, что она была нужна в практической жизни. Их влекло исследовательское любопытство. Так, помимо решения практических задач и упражнений в счете, начинают ставиться интересные вопросы и предлагаться необычные задачи. Древнейшими из сохранившихся математических рукописей такого типа являются записи Кирика, новгородского дьякона, датируемые точно 1134 годом. В них собраны такие задачи:

Слайд 12: Сколько месяцев, недель, дней и часов протекло от сотворения мира (по православным верованиям к 1134 году уже истекло 6642 года);

– К 1137 году по летоисчислению от Рождества Христова истекло 6645 лет от сотворения мира.

Сейчас мы живем в 2007 году от Рождества Христова. Какой это год от сотворения мира?

Ответ: ; .

Почему новая эра?

Новая эра – это переход к новым отношениям между людьми. Слайд 13, 14: Как заповедовал Христос “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь.

Вторая же, подобна ей: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя”.

Подведение итогов урока и выставление отметок.