Цели:
- Образовательные
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: микроскопы с образцами крови человека, карточки с заданиями, карточки с опорными словами, таблица «Кровообращение», компьютер, проектор, экран.
Ход урока
Этапы урока | Содержание урока | Дидактические принципы, типические свойства системы Л.В. Занкова |
1. Организационный момент | – Каждый человек хочет и может быть здоровым. Для этого он должен познать самого себя. Сегодняшний урок поможет нам с вами узнать некоторые секреты нашего организма. | |
2. Проверка усвоения предыдущей темы | – Главная мысль, которой вы следовали при подготовке
домашнего задания, были следующие слова: «Пока у человека бьётся
сердце – он живет». а. Фронтальный опрос. – Какую систему органов мы изучили на прошлом уроке? – Назовите основные органы кровообращения? – Какой орган в организме человека приводит кровь в движение? – Сколько кругов кровообращения в организме человека? Расскажите о них. Слайд 1, Приложение 1, Приложение 2 б. Выставка бюллетеней на тему «Польза физических упражнений для сердца». в. Творческие работы по теме. (Сказка, синквейн). |
принцип систематической работы над развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых свойство |
3. Изучение нового материала | 1. Сообщение темы и задачи урока. – На предыдущем уроке совершив путешествие с «капелькой крови» вы узнали о кровеносной системе, доказали пользу физических упражнений для укрепления мышц сердца. – Отгадав загадку, вы узнаете тему сегодняшнего урока.
|
|
– Тема сегодняшнего урока «Значение кровеносной
системы. Кровь». Вы познакомитесь со строением и функциями крови. Слайд 2 – А что такое кровь? Какова её роль в организме? Из чего она состоит? (Гипотезы). – Как вы думаете полные ли у вас знания о крови? – Сегодня мы постараемся их расширить. – У каждого из вас на столе стоит микроскоп с мазком крови человека. Рассмотрите его. – Что вы можете сказать? – Правильно, эти клетки и жидкость, в которой они находятся и есть кровь человека, а называются они:
2. Работа по группам. – А теперь мы должны выяснить, какова функция каждой части крови. Для этого мы разделимся на 4 группы, каждая группа получает свое название и собирает материал о своей части крови. |
принцип осознания школьниками процесса учения | |
Названия групп:
|
принцип ведущей роли теоретических знаний |
|
План-задание.
(Слова: лейкоциты, эритроциты, тромбоциты, плазма; вода и растворенные в ней вещества; кислород; углекислый газ; борются с инфекциями, ядами; убивают микробы; иммунитет; свертывание крови).
(Один человек от группы рассказывает, на доску вывешиваются карточки). Слайд 4–7 – Из чего состоит кровь? Слайд 8 – Если кровь состоит из клеток собранных вместе и выполняющих одинаковую работу то, что же такое кровь? Вывод. Кровь – это ткань, которая состоит из групп сходных по строению и выполняемым функциям клеток, плавающих в прозрачной желтоватой жидкости – плазме. Слайд 9 – Какова функция каждой части крови? Слайд 10–12 (Один человек от группы рассказывает, на доску вывешиваются карточки.) |
принцип систематической работы над развитием всех учащихся в том числе и наиболее слабых | |
Физкультминутка | ||
4. Продолжение изучения нового материала | 3. Первичная проверка понимания прочитанного. – Если вы внимательно слушали товарищей, то сумеете ответить на проблемные вопросы, вытекающие из новой темы. В случае затруднений в решении некоторых проблем нам помогут наши знатоки. Слайд 13 |
свойство процессуальности свойство |
1. Почему порезав палец, кровь через некоторое время
перестает течь? (Гемофилия). 2. Почему соотношение между различными клетками в крови должно быть постоянным? Что произойдет, если оно изменится? 3. Почему иногда в том месте, куда зашла заноза, образуется гной? – Так какую роль играет кровь в организме человека? Вывод. Кровь играет важную роль в организме человека. Она транспортирует вещества от органов к каждой клетке, переносит кислород и углекислый газ, питательные вещества и отходы клеточного обмена веществ. 4. Постановка проблемы. – Бывает, что раненый в ногу или руку воин может погибнуть от потери крови, даже если все внутренние органы у него целы и здоровы. – Подумайте и решите, почему человек без крови погибает. (Суждение детей.) – Что может спасти человека в этой ситуации? – А кто такие доноры? Слайд 14 – В нашем городе тоже есть станция переливания крови. |
||
5. Итог урока | Рефлексия учебной деятельности. – Тест. – Кроссворд. – Работа по карточке «Соедини части предложений». |
|
6. Дифференцированное домашнее задание | 1. Материал на стр. 32-35 учебника прочитать. 2. Ответить на вопрос предложенной ситуации. – Ваш товарищ порезал руку. У него сильное кровотечение. Какую роль будет выполнять каждая группа клеток в данной ситуации. Слайд 15 |
принцип систематической работы над развитием всех учащихся в том числе и наиболее слабых |