Урок окружающего мира по системе Л.В. Занкова по теме "Значение кровеносной системы. Кровь". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Образовательные: формировать у учащихся новые понятия о составе крови, дать первичные сведения о клеточном строении крови, взаимосвязи строения и функций. Доказать важнейшую роль крови в поддержании внутренней среды организма.
  • Развивающие: содействовать развитию умения формировать проблему и находить пути её решения.
  • Воспитательные: формировать навыки здорового образа жизни.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: микроскопы с образцами крови человека, карточки с заданиями, карточки с опорными словами, таблица «Кровообращение», компьютер, проектор, экран.

Ход урока

Этапы урока Содержание урока Дидактические принципы, типические свойства системы Л.В. Занкова
1. Организационный момент – Каждый человек хочет и может быть здоровым. Для этого он должен познать самого себя. Сегодняшний урок поможет нам с вами узнать некоторые секреты нашего организма.
2. Проверка усвоения предыдущей темы – Главная мысль, которой вы следовали при подготовке домашнего задания, были следующие слова: «Пока у человека бьётся сердце – он живет».

а. Фронтальный опрос.

– Какую систему органов мы изучили на прошлом уроке?

Назовите основные органы кровообращения?

– Какой орган в организме человека приводит кровь в движение?

– Сколько кругов кровообращения в организме человека?

Расскажите о них.

Слайд 1, Приложение 1, Приложение 2

б. Выставка бюллетеней на тему «Польза физических упражнений для сердца».

в. Творческие работы по теме. (Сказка, синквейн).

принцип
систематической работы над развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых

свойство
вариативности

3. Изучение нового материала 1. Сообщение темы и задачи урока.

– На предыдущем уроке совершив путешествие с «капелькой крови» вы узнали о кровеносной системе, доказали пользу физических упражнений для укрепления мышц сердца.

– Отгадав загадку, вы узнаете тему сегодняшнего урока.

По реке бежит вода,
Ярко-красная она.
Корабли по ней плывут,
Кислород они подвозят.
Углекислый газ отвозят.
И умеют воевать –
От микробов защищать. (Кровь.)

– Тема сегодняшнего урока «Значение кровеносной системы. Кровь». Вы познакомитесь со строением и функциями крови.

Слайд 2

– А что такое кровь? Какова её роль в организме? Из чего она состоит? (Гипотезы).

– Как вы думаете полные ли у вас знания о крови?

– Сегодня мы постараемся их расширить.

– У каждого из вас на столе стоит микроскоп с мазком крови человека. Рассмотрите его.

– Что вы можете сказать?

– Правильно, эти клетки и жидкость, в которой они находятся и есть кровь человека, а называются они:

  • кровяная плазма;
  • красные кровяные клетки – эритроциты;
  • белые кровяные клетки – лейкоциты;
  • кровяные пластины тромбоциты. Слайд 3

2. Работа по группам.

– А теперь мы должны выяснить, какова функция каждой части крови.

Для этого мы разделимся на 4 группы, каждая группа получает свое название и собирает материал о своей части крови.

принцип осознания школьниками процесса учения
Названия групп:

кровяная плазма;
эритроциты;
лейкоциты;
тромбоциты.

принцип

ведущей роли теоретических знаний

План-задание.
  1. Найдите и прочитайте в учебнике (с. 33–35) и на каточке о составной части крови.
  2. Обсудите прочитанный материал с ребятами в группе.
  3. Выберите карточки, которые нужны вам, чтобы раскрыть какую работу выполняет составная часть крови.

(Слова: лейкоциты, эритроциты, тромбоциты, плазма; вода и растворенные в ней вещества; кислород; углекислый газ; борются с инфекциями, ядами; убивают микробы; иммунитет; свертывание крови).

  1. Выступление о проделанной работе одного ученика из группы.

(Один человек от группы рассказывает, на доску вывешиваются карточки). Слайд 4–7

– Из чего состоит кровь? Слайд 8

– Если кровь состоит из клеток собранных вместе и выполняющих одинаковую работу то, что же такое кровь?

Вывод. Кровь – это ткань, которая состоит из групп сходных по строению и выполняемым функциям клеток, плавающих в прозрачной желтоватой жидкости – плазме.

Слайд 9

– Какова функция каждой части крови? Слайд 10–12

(Один человек от группы рассказывает, на доску вывешиваются карточки.)

принцип систематической работы над развитием всех учащихся в том числе и наиболее слабых
Физкультминутка
4. Продолжение изучения нового материала 3. Первичная проверка понимания прочитанного.

– Если вы внимательно слушали товарищей, то сумеете ответить на проблемные вопросы, вытекающие из новой темы. В случае затруднений в решении некоторых проблем нам помогут наши знатоки.

Слайд 13

свойство
процессуальности

свойство
коллизии

1. Почему порезав палец, кровь через некоторое время перестает течь? (Гемофилия).

2. Почему соотношение между различными клетками в крови должно быть постоянным? Что произойдет, если оно изменится?

3. Почему иногда в том месте, куда зашла заноза, образуется гной?

– Так какую роль играет кровь в организме человека?

Вывод. Кровь играет важную роль в организме человека. Она транспортирует вещества от органов к каждой клетке, переносит кислород и углекислый газ, питательные вещества и отходы клеточного обмена веществ.

4. Постановка проблемы.

– Бывает, что раненый в ногу или руку воин может погибнуть от потери крови, даже если все внутренние органы у него целы и здоровы.

– Подумайте и решите, почему человек без крови погибает. (Суждение детей.)

– Что может спасти человека в этой ситуации?

– А кто такие доноры? Слайд 14

– В нашем городе тоже есть станция переливания крови.

5. Итог урока Рефлексия учебной деятельности.

– Тест.

– Кроссворд.

– Работа по карточке «Соедини части предложений».

6. Дифференцированное домашнее задание 1. Материал на стр. 32-35 учебника прочитать.

2. Ответить на вопрос предложенной ситуации.

– Ваш товарищ порезал руку. У него сильное кровотечение. Какую роль будет выполнять каждая группа клеток в данной ситуации.

Слайд 15

принцип систематической работы над развитием всех учащихся в том числе и наиболее слабых