Организация методической работы по сопровождению педагогов с семьями воспитанников в дошкольном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


На сегодняшний день не существует специально организованной службы педагогического сопровождения семьи. Функция педагогического просвещения родителей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста на современном этапе возложена на дошкольные образовательные учреждения. Несмотря на повышенное внимание и интерес науки к вопросам педагогического образования родителей, реальная практика организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи не получила еще своего полного развития в современных условиях.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка в ДОУ, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе, а педагоги испытывают большие трудности в общении с родителями.

В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Согласно статье 18 Закона РФ “Об образовании” приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь. Исследователями выделен ряд причин из-за которых возникают сложности во взаимодействии детского сада и семьи, среди которых, выделен низкий социальный статус профессии воспитателя (О.Л. Зверева); недооценка педагогами роли родителей в воспитании детей (Н.П. Корниенко); отсутствие установки на сотрудничество со стороны педагогов и родителей (Т.А. Данилина, З.И. Теплова); различие ценностных ориентации и взаимных ожиданий (Е.К. Эльяшевич); стихийность построения общения с родителями, неумение педагогов планировать и выстраивать процесс общения с родителями (В .П. Дуброва).

Взаимодействие педагога с родителями – сложный процесс, который требует специальной подготовки воспитателей. Изучение запросов и потребностей родителей показывает, что возрастают требования родителей к разнообразию образовательных услуг, оказываемых в ДОУ, родители заинтересованы в вариативных формах работы дошкольных учреждений. Однако вместе с этим наблюдается снижение интереса родителей к повышению собственной педагогической культуры, многие не ориентируются в возрастно-нормативных моделях развития современного дошкольника и не учитывают в собственной практике индивидуальные особенности развития своего ребенка. Причинами такого положения дел можно считать не только социально-педагогическую пассивность взрослых, но и недостаточно эффективную работу дошкольного образовательного учреждения по педагогическому образованию родителей. Исследования целого ряда авторов (Е.П. Арнаутова, Е.М. Вроно, А.И. Захаров, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.А. Маркова и др.) убедительно доказывают необходимость оказания родителям грамотной педагогической помощи. Условием оказания такой помощи родителям является установление контактов и педагогическое просвещение родителей через общение. Иными словами, в основе взаимодействия педагога с родителями лежит общение. Общение педагога с родителями в дошкольном учреждении обладает рядом преимуществ: возможностью индивидуального подхода, постоянством контактов, непосредственностью, наличием “обратной связи”. На протяжении многих лет идет поиск разнообразного содержания, форм и методов общения педагогов с родителями. Родителям необходима конкретная адресная помощь по вопросам воспитания детей. Именно педагоги дошкольных учреждений способны прийти на помощь родителям.

Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Эффективность взаимодействия педагогов с родителями во многом зависит от изучения воспитателями семейной микросреды. Для этого необходимо проводить беседы с родителями и детьми, наблюдения за их общением во время утреннего прихода в детский сад и ухода домой, посещение семей на дому, анкетирование, интервью, тестирование, изучались продукты детской деятельности и т. д.

Наблюдение и анализ сложившейся практики общения воспитателей с родителями показали, что не всегда взаимодействие педагогов с родителями эффективно и направлено на решение задачи объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития ребенка. Поэтому возникает необходимость в проведении целенаправленной методической работы с педагогическим коллективом и педагогического коллектива с родителями ДОУ по взаимодействию с семьей.

Установление взаимодействия педагогов и родителей требует решения ряда проблем: устранения недоверия, знания запросов родителей и трудностей семейного воспитания, опоры на семейные ценности, партнерское общение, использование разнообразных форм общения с родителями, формирование у воспитателей педагогической рефлексии и развитие навыков общения. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в общении с родителями: определения содержания, средств и методов развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в данной области. Можно констатировать существующее противоречие между потенциальными возможностями педагогов оказания помощи родителям в воспитании детей и отсутствием у них необходимых установок, теоретических знаний и практических умений, позволяющих компетентно оказывать данную помощь. Необходима серьезная работа в области подготовки воспитателей ДОУ к грамотному общению с родителями.

Задачи подготовки воспитателей к совместной деятельности с родителями:

  • психологическое просвещение и самообразование;
  • овладение воспитательными методами изучения семьи;
  • формирование коммуникативной культуры и выработка единого стиля общения с родителями для всего учреждения;
  • создание системы распределения обязанностей и ответственности между всеми специалистами ДОУ;
  • изучение и использование в работе наиболее эффективных технологий, форм и методов взаимодействий с родителями.

На семинарах можно использовать такие формы работы с педагогами как: дискуссии, ролевые игры, творческие задания, элементы тренинга и др. Дискуссии помогают педагогам увидеть разные точки зрения, высказать свое мнение, прийти к некому общему знаменателю. Ролевые игры направлены на то, чтобы педагоги смогли попробовать себя в разных позициях, ощутить себя в позиции родителя, увидеть мир глазами другого. Творческие задания раскрывают потенциал воспитателей, скрытые и порой даже неосознаваемые ресурсы и возможности для достижения успеха. Тренинг рассматривается в качестве одного из методов подготовки педагога к общению, методов социально – активного обучения. Общение в процессе упражнений треннингового характера помогает участникам познать собственные тенденции поведения, учит анализировать ситуацию общения, понимать другого человека, прогнозировать и проектировать его поступки, обнаружить “пробелы” в знаниях, дефицит умений и навыков. Практические семинары в большей степени помогают приобрести живой опыт, возникает и возможность фактически немедленной актуализации полученных знаний и умений.

Необходимо использовать методы активизирующие педагогов в процессе семинаров: самонаблюдение и самоанализ, тестирование, метод “мозгового штурма”, игровые методы, также, учитывать роль наглядности в преподнесении информации. Кроме того необходимо учитывать индивидуальные особенностей каждого педагога: его опыт, достижения и трудности в общении с родителями воспитанников. Успех семинаров связан с активной позицией самого педагога, его желанием научиться, измениться. Ведь только так можно достигнуть настоящего успеха.

Таким образом, целенаправленная методическая работа с педагогами ДОУ и педагогов с родителями будет способствовать развитию партнерских отношений во взаимодействии семьи и детского сада. Но, прежде всего, необходимо помочь им пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями к желанию сотрудничать на благо ребенка, отказаться от традиционной роли воспитателя в пользу партнерской.

Литература.

  1. Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание, 2000, № .3
  2. Лопатина О.Г., Медведева М.Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы // Управление ДОУ, 2002, № 4.
  3. Т.В.Кротова, О.А.Комарова Практическая подготовка педагогов к сотрудничеству с родителями // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2008, № 3 с.70 – 73.
  4. О.В.Солодянкина Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ – М.: АРКТИ, 2005.
  5. Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М., 2004. – 208 с.