В первые годы жизни ребенок почти находится в окружении самых близких ему людей и только семья (если малыш не посещает ясли) способна развить его эстетические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает. Основы эстетического воспитания закладываются в семье. Поэтому надо как можно лучше и многообразнее использовать возможности семьи. Если вы просто напеваете малышу, он уже приобщается к музыкальному искусству, пусть несовершенному, и тем самым вы передаете ему частицу вашего вдохновения. А когда у малыша есть брат или сестра, эстетические формы совместного досуга (семейные концерты, слушание музыки, постановка кукольного спектакля) могут стать одной из действенных форм укрепления семьи.
Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и чарующим миром звуков вызывает у малышей восторг и удивление.
В последнее время потеряна такая семейная традиция, как домашнее музицирование с детьми, утрачена привычка петь дома хором или по одному. Остается надеяться на сегодняшнее поколение годовалых малышей, которые в будущем будут иными – эмоционально раскованными в своих творческих проявлениях. Может быть, молодые родители задумываются о возрождении семейных традиций, положат им начало в форме первых исполнений собственному малышу.
Начало второго года жизни, примерно до 1 года 5-6 месяцев, в трехлетнем цикле музыкального развития детей раннего возраста представляет собой этап накопления необходимого опыта, некой платформы для последующего более интенсивного развития комплекса музыкальных способностей, каждая из которых уже к двум годам будет более отчетливо определена в виде музыкальной деятельности. В этот комплекс входит и формирование первоначальных певческих навыков. Крайне важно умение малыша слушать, вслушиваться в звучание песни или мелодии, различать его направления, узнавать ее по особому ритмическому и тембровому звучанию. Есть специальные упражнения для овладения детьми музыкального слуха. Эти задания рассчитаны, прежде всего, на различные высоты звука, воспитание чувства ритма. Не забывайте, что детей, а особенно таких маленьких, надо учить играя. Возможно, для этого пригодятся те игрушки, с которыми ваш ребенок играл в младенчестве. Заранее подберите к игрушке кошке или собачке маленького котенка и щенка, мишку, зайчика и т.п. Поможет вам и улыбка, спокойный слегка игривый план. Выразительная речь, а главное, эмоциональное чистое пение обязательно вызовет у малыша удовольствие и радость. Тогда появятся у него необходимая свобода, желание последовать вашему примеру. Внимание, необходимое на занятии, будет зависеть от того, насколько вы заинтересуете, увлечете ребенка своими действиями.
Обычно в заданиях по развитию звуков по высоте применяются озвученные игрушки: мычащая корова и теленок, мяукающая кошка и котенок. Но если дома таких игрушек нет, используют звучание музыкальных инструментов, фортепьяно и др. Сначала дети слушают звучание самого низкого звука, а после этого вы показываете игрушку или изображение птички – мамы, а птенчика вы изображаете высокими звуками и подкрепляете соответствующей картинкой или игрушкой. Проделайте то же самое с большим и маленьким колокольчиком. Ближе к полутора годам вы можете попросить малыша взять тот колокольчик, который прозвенел за вашей спиной. После нескольких занятий попробуйте постепенно сократить расстояние между крайними звуками.
Формирование ритмического слуха у детей происходит на основе восприятия и воспроизведения звуков различной длительности и всевозможных ритмических комбинаций. Имеются в виду пока простейшие ритмические звукосочетания, состоящие из длинных и коротких нот. Короткие звуки могут изображать бег, долгие –медленный шаг, сыграйте эти звуки на инструменте, простучите или прохлопайте, изобразите в своих движениях.
Очень полезное упражнение - пропевание имени ребенка. Пойте, одновременно играя на инструменте.
К концу первого года жизни малыш по-разному реагирует на колыбельную или плясовую мелодию. А на втором году вы можете развить у ребенка навык узнавания знакомых песен. Для знакомства с новой песней используйте игрушку, тот образ, о котором поется в ней. Рассмотрите игрушку вместе с малышом или обыграйте ее неожиданное появление, расскажите о содержании песни, покажите, как двигается и ведет себя персонаж. Ясно пропевайте слова и звуки, следите за выразительностью музыкальных фраз. В этот возрастной период дети начинают подпевать поющему, гуканье переходит в протяжный звук или короткую интонацию. Окончание фраз малыши пробуют подпевать к концу второго года жизни. Иногда ребенок может внимательно прослушать ваше пение и не издать ни единого звука, и только после занятия, подражая вам, он начнет повторять ваши интонации уже в своих играх. Подойдите к малышу, похвалите его и попробуйте еще раз спеть песенку вместе с ним. Музыкальный репертуар для активизации детских певческих проявлений должен быть доступен восприятию ребенка. Ему понятны образы животных, птиц, людей, машин, поэтому очень полезно малышу повторить за вами звукоподражания их голосам. Вы сможете спеть ребенку и те взрослые песни, которые вам нравятся, и которые не будут раздражать его слух. Лучше всего для этого подойдут народные песни, лирические, задушевные, танцевальные и ритмические мелодии. Спойте колыбельную, когда укладываете малыша спать. Вы можете заменить слова песни другими, называя любимые игрушки ребенка. Попросите малыша покачать мишку или зайку под ваше пение, а затем предложите ему спеть вместе с вами. Будет замечательно, если вы сами сочините небольшую мелодию на стихи, взятые из детских сборников.
Занятия проходят с большей пользой, если инициатива в выборе игрушки, песни исходит от самого ребенка. Спросите его, на каком инструменте он хотел бы поиграть, хочет ли он послушать ваше пение.
Итак, дорогие папы и мамы, вы получили некоторые рекомендации и основные ориентиры как надо начинать строить процесс музыкального воспитания малышей 2-х лет. Наряду с этим вы совершенствуете собственные музыкальные способности и пополняете новым, совершенно особенным смыслом существования всех членов вашей семьи.
Учите детей слушать музыку, вызывая у них желание петь, танцевать, играть. Если музыка войдет в ваш дом, в жизни станет светлее и радостнее. Тем самым вы приблизите ребенка к истокам творчества, пониманию красоты в музыке. Быть может, природа одарила ваше дитя способностями, о которых вы и не догадываетесь.